Статья Учитель — это не профессия, а призвание, образ жизни.
"Учитель - это не профессия, а призвание, образ жизни".
Июль - макушка лета. На Ставрополье сейчас стоит нестерпимая жара. От палящего солнца люди прячутся в прохладе тенистых аллей и парков, купаются в реках и озёрах. А на полях горячая пора - идёт уборка хлеба. Ставрополье - житница России.
А в Санкт - Петербурге белые ночи, прохладно, идут проливные дожди с порывистым ветром. Но там своя "горячая" пора. Студенты сдают сессию. Она уже подходит к концу. Моя внучка Ирина - студентка педагогического университета имени А.И. Герцена. Первый курс. Сдав успешно ЕГЭ и получив золотую медаль, она, не задумываясь, отправилась в северную столицу. Ещё в школе решено, что она станет педагогом и продолжит учительскую династию. Трудно было вначале в большом городе: съёмная квартира, ни родных, ни близких рядом. А в голове - только высшая математика: матанализ, алгебра, геометрия... Ирочка - будущий учитель математики. Требования серьёзные - со школой не сравнить. Волнуюсь за неё, переживаю, до слёз радуюсь её успехам. Уверена, всё выдержит. Она - упорная.
Вспоминаю себя. 1970 год... Окончив 10 классов, я с подружкой поехала поступать в Ленинград. Те же белые ночи... Тот же Казанский собор, канал им. Грибоедова и мостик с львами. Но только финансово - экономический институт. И здесь основной предмет - математика. Сдали её на "5", а остальные предметы - на "4". В итоге - не прошли по конкурсу. Слёзы, обида... Что дальше?
Вернулись к себе на Кубань в маленький посёлок Вимовец. Много думала... Ведь поехала я с подругой поступать на экономиста за компанию. А с детства играла в "школу", делала крошечные тетради учеников и большой школьный журнал, куда выставляла им оценки. Повторяла в игре каждое слово моей учительницы русского языка и литературы Кравцовой Надежды Петровны. Подражала ей во всём. Но и она меня "любила". В любое дело меня записывала первой. Будь это конкурс на лучшего чтеца, районное конкурсное сочинение "Есть у революции начало - нет у революции конца", выступление на встрече с писателями - земляками... И поручений было много... Когда только успевала? Председатель совета отряда, вожатая, редактор школьной стенгазеты, шефство над неуспевающими, комсомольские собрания... И постоянный участник всех спортивных соревнований по лёгкой атлетике.
В беседе с моими родителями (простыми рабочими) Надежда Петровна заверяла их: "Быть Раечке только учительницей. Это её призвание. Она должна продолжить моё дело. У неё получится".
А когда прозвенел последний звонок и отшумел выпускной вечер, как - то виновато и настойчиво учительница стала меня отговаривать: "Подумай хорошо. Не будешь видеть семью, на своих детей не хватит времени. Бессонные ночи... вечные тетради...". И я заколебалась. Времени оставалось в обрез, надо было успеть на подготовительные курсы в экономический. Подруга уже купила билет в Ленинград.
Но, наверное, судьба... Мечте не изменить... Не жалея потерянного года, я использовала его для другого. Уехала в Армавир, поступила на подготовительные восьмимесячные курсы в пединститут, работала санитаркой в больнице, так как нужно было платить за съёмную квартиру. А потом 4 года учёбы. В стенах института я познакомилась с будущим мужем - студентом технического факультета. На последнем курсе поженились. В 1975 году я стала учителем русского языка и литературы, а Володя - учителем общетехнических дисциплин. Охваченные всеобщим патриотизмом и романтикой во время распределения просились на стройку Байкало - Амурской магистрали. Но в деканате , глядя на такую маленькую худенькую девчушку, нас заверили: "Вас ждёт школа. Вы нужнее там". Мы отправились в станицу Георгиевскую Ставропольского края, где жила старенькая мама мужа.
Наша школьная дорога тянется уже 41 год. Школа стала для нас вторым домом. Хочется с уверенностью сказать:
Учитель!
Не просто профессия это -
Это длинный жизненный путь.
Если выбрал его однажды,
То с него уже не свернуть!
Вот уже более сорока лет первого сентября я переступаю порог школы. И нет для меня большей радости, чем видеть "распахнутые" детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Стараюсь так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным и успешным. Свою задачу вижу в том, чтобы воспитать честных, добрых, активных людей, любящих свою Родину и свой край.
Не успели оглянуться, как выросли наши дочери - двойняшки. Стали с нами советоваться, какую специальность им выбирать, я честно сказала: "Доченьки, кроме преподавательской работы я ничего предложить не могу. В ней - вся моя жизнь. Вы видите, как допоздна над планами и тетрадками сижу, как переживаю за каждого своего ученика. Если всерьёз заниматься этой работой, прохлаждаться некогда. Лучше этой работы нет на свете! Педагогический труд - это призвание и большая ответственность. А вы решайте сами".
И пошли они по той же дорожке. Гужвиёва Елена и Глебова Лариса работают учителями начальных классов в Георгиевской школе №16 уже по 20 лет. Сын Илья родился на 9 лет позже. Уже появились компьютеры, сотовые телефоны... Он не захотел жить только "школой", стал экономистом.
Шли годы. Поседели наши головы. У нас появилось шестеро внуков: пять девочек и мальчик. Но мы и не мечтаем о тихой жизни. Правду говорят: "Век живи - век учись".
Вот уже 16 лет я проработала в специальной (коррекционной) школе, а муж - 9 лет. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует и особого педагогического мастерства.
Поэтому мы прошли профессиональную переподготовку в Ставропольском государственном педагогическом институте. Получили второй диплом на ведение профессиональной деятельности в сфере "олигофренопедагогики". Стали учителями - дефектологами. Работать сейчас стало гораздо труднее. Эти учащиеся требуют больше внимания, сил, любви. В связи с производственной необходимостью меня перевели на должность учителя начальных классов. Я уже сделала свой первый выпуск. Работаю также учителем надомного обучения инвалидов - колясочников (братьев). Сколько душевного тепла, заботы, чуткости и внимания нужно этим детям! Когда занимаешься с ними, проблемы своих детей и внуков встают на второй план: у них всё есть, а главное - здоровье.
Может, пора остановиться? Отдохнуть, пожить для себя? Наверное, это не для меня. Вот уже и отпуск подходит к концу, а я сижу над составлением рабочих программ к новому учебному году. Море пока только в мечтах...
Теперь понятно, почему меня отговаривала моя любимая учительница. Она как цыганка на картах предсказала мою судьбу, мою дорогу. Но я ни о чём не жалею. Видно, и вправду говорят: "Учитель - это не профессия, а призвание, образ жизни". Я до сих пор чувствую себя ученицей Надежды Петровны, в моей душе и сейчас звучит её голос. Хотя уже по моим следам и по моей дорожке идут мои ученики.
2010 год... В рамках Года Учителя вышел сборник "Учительские династии Ставрополья". В нём представлены очерки о династиях учителей городов и районов Ставропольского края. Есть очерк и о нашей семье. Я горжусь тем, что данный сборник будет использоваться в профориентационной работе с учащимися с целью выбора профессии учителя. Возможно, и я помогу кому - то сделать правильный выбор. Значит, моя жизнь не прошла напрасно.
А 18 мая 2013 года нашей семье посчастливилось быть на главном празднике региона - Дне края. Он проходил под девизом «Ставрополье: дружная семья - крепкая страна». В рамках торжественной церемонии состоялось чествование семейных династий. Среди них - наша династия учителей Прядкиных - Черва из ст.Георгиевской, общий педагогический стаж которой составляет более 300 лет. На сцене Дворца культуры и спорта губернатор края Валерий Зеренков поздравил нас и вручил ценный подарок (плазменный телевизор). Сердце переполнялось радостью, счастьем и гордостью. Ведь только нашей семье выпала честь представлять здесь всё учительство Ставрополья.
С чего начиналась наша династия?
Дочь Лариса создала свой проект "Моя родословная", где в результате поисков собрала сведения о родственниках, посвятивших себя педагогике. Расскажу лишь о некоторых. У её истоков стояла тетушка по отцовской линии мужа - Прядкина Евдокия Васильевна. Совсем юной в послевоенное время начала она работать в ст. Георгиевской учителем начальных классов. Была высоко грамотным человеком. О ней до сих пор вспоминают старожилы. Муж у неё был военный, постранствовали по свету. Но где бы она ни была - со школой не расставалась более 40 лет.
И по линии матери мужа есть учителя. Его двоюродная сестра Чепела Мария Григорьевна и её муж Михаил Сергеевич много лет проработали в СШ №4 г.Георгиевска. Она - учитель начальных классов, он - завуч школы, преподавал русский язык и литературу. Бывший фронтовик имел благодарности от самого генералиссимуса Сталина. К боевым наградам прибавились мирные награды. У Марии Григорьевны и Михаила Сергеевича почти 100 лет педагогического стажа на двоих.
Если вечером дома педсовет и все разговоры о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, - значит это и есть учительская династия. Несомненно, профессия учителя была предназначена внучке Ирине самой судьбой. Она с детства решила, что пойдёт по стопам мамы и тёти, дедушки и бабушки, своих именитых предков. И в школе она была активисткой и заводилой. В день самоуправления в школе всегда была "директором". В течение 13 лет танцевала в народном ансамбле "Озорные каблучки". Каждое лето работала с мамой вожатой в пионерском лагере при школе. Дети любили Ирину, с нетерпением ждали её прихода не в школьном дворе, а у калитки её дома. Но придёт время, она скажет, входя в кабинет родной школы: "Здравствуйте, ребята, я ваш учитель математики".
Почему дети и внуки учителей идут туда, где труд никогда не был лёгким? Ответ один: педагогика - это особый образ жизни. В нашей семье слово "учитель" - свято, дети растут с тем, что учитель не может поступить плохо или быть неправым, а просто не имеет на это право. И как знать, может быть, не только Ирина, но и другие внучата: Полина, Настенька, Кирочка или Костик выберут эту нелёгкую, но прекрасную дорогу в жизни. Они тоже с самого детства играют «в школу». А Анна уже учится на ветврача.
Считаю себя счастливым человеком, потому что моя работа совпадает с моими интересами, дарит радость, даёт ощущение самодостаточности. Хоть и нелёгок учительский труд, но у него есть главное преимущество - учитель всегда остаётся молод душой, несмотря ни на что и вопреки всему.
Счастье учительское, учительская судьба… Все было на этом длинном пути: радость встреч и бессонные ночи, огорченье и слезы обид, безденежье и победы. Прозвенит звонок… И ты снова идешь в класс. Сеять разумное, доброе, вечное.