Проект по кубановедению в номинации: Моя малая родина
Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащийся Кубани.
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, с. Белая Глина муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина»
«Река Рассыпная»
Секция: «Мой первый учебно – исследовательский проект»
Григорьев Александр Сергеевич, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина», 2 «Б» класс. Научный руководитель: Гайворонова Анна Ивановна, учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с. Белая Глина».
Река Рассыпная
Григорьев Александр Сергеевич
Россия. Краснодарский край, Белоглинский район, с. Белая Глина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение: «Средняя общеобразовательная школа№9 с. Белая Глина», 2 «Б» класс.
Аннотация.
Цель работы: воспитание любви к своей малой родине, закладывание основ познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего микромира.
Задачи:
Развивать наблюдательность, умение фотографировать наиболее значимые места своей малой родины, достопримечательности.
Уметь находить соответствующий материал в музее, в библиотеке, в архиве, в интернете.
Уметь составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.
Предполагаемые результаты
В результате выполнения работы дети должны получить:
Знания умения навыки работы с информацией и медиасредствами – умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.
Создаются условия для формирования нравственных чувств и этики поведения.
Выводы:
1.Дети узнали много нового о реке Рассыпной, о ее длине, куда впадает, какой приток имеет, из истории нашего села какая она была в прошлом, почему речку назвали Рассыпной, о растениях, о рыбах живущих в ней.
2.Узнали о том как используют речку наши селяне.
3. Узнали о проблеме вставшей на сегодня - спасение реки Рассыпной.
4.О местных поэтах, прославлявших реку в своих произведениях.
5.Заложены основы познавательного интереса к изучению родного края, села.
Река Рассыпная
Григорьев Александр Сергеевич
Россия. Краснодарский край, Белоглинский район, с. Белая Глина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение: «Средняя общеобразовательная школа№9 с. Белая Глина», 2 «Б» класс.
План исследований.
Проблемные вопросы.
1.Почему наша река называется Рассыпной?
2.Какова её длина, площадь бассейна?
3.Где берет начало?
4.Куда впадает?
5. Есть ли притоки?
Учебные вопросы.
1.Какие виды рыб в ней водятся?
2.Как использует реку местное население?
3.Что делают земляки для её охраны?
Гипотеза:
Что мы называем малой родиной? Я считаю, что практически каждый человек должен знать и изучать природные уголки своей малой родины.
А также защищать и охранять эти уголки - до боли знакомые и родные.
Малая родина – это дом где ты родился, село, край, где ты живешь и речка, которая протекает за селом.
При изучении своей местности я заинтересовался рекой Рассыпной и начал собирать про нее сведения. Сначала я изучил исторические материалы в Белоглинском историко-краеведческом музее, потом прочитал книгу «Моя малая Родина Белоглинский район» (История. Природа. Население. Хозяйство.). Изучил интернет-ресурсы, сфотографировал понравившиеся мне места, просмотрел данные водного реестра России.
Методики:
1.Презентация о реке Рассыпной.
2.Видео-фильм о реке Рассыпной.
3.Экскурсия на реку.
4.Фотографирование понравившихся мест.
5.Презентация об экскурсии на реку Рассыпную.
Река Рассыпная
Григорьев Александр Сергеевич
Россия. Краснодарский край, Белоглинский район, с. Белая Глина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение: «Средняя общеобразовательная школа№9 с. Белая Глина», 2 «Б» класс.
Учебно-исследовательская статья.
Река Рассыпная.
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом и речкой, протекающей за селом…
Реки кубанских степей, как голубые ленты вплетенные в изумруд растительного ковра, являются источниками её оживления. Так о степных реках Кубани, можно было сказать еще в начале 20 века. Сейчас реки и их берега изменены человеком: выращены прямые линии лесополос, между которыми распаханы квадраты полей; русла, как паутиной, окружены сетью дорог, соединяющих огромное количество населенных пунктов; а сами реки перегорожены дамбами.
На востоке края расположено два небольших водотока, это речки Калалы и Рассыпная, оба левые притоки реки Егорлык (расположенной за пределами нашего края).
Но в конечном итоге воды реки Калалы и реки Рассыпной, смешавшись с водами реки Егорлык, попадают в Дон, который несет воды в Азовское море. Река Калалы и река Рассыпная как и все реки протекающие в Белоглинском районе относятся к Азовскому бассейну.
Речка Рассыпная (62 киллометра) берёт свое начало западнее станицы Белая Глина, на ее восточной окраине принимает приток речку Меклета (38 киллометров) и впадает по левому берегу на 130 киллометре в речку Егорлык. Площадь ее водосборного бассейна составляет 1210 квадратных километров. Верхнее течение речки Рассыпной расположено в пределах Белоглинского района, а нижнее в Ставропольском крае.
Река Рассыпная получила свое название потому, что во время межени она распадалась на мелкие ручьи, местами даже пересыхала, а потом за селом снова собиралась в одно русло.
Это типичная степная река. Весной объём воды в ней увеличивается, а летом уменьшается. Многочисленные родники питают реку. Степи постепенно распахиваются и река заносится землей. Это обстоятельство, а также много - численные запруды усугубили процесс обмеления реки. Земляные плотины размывались во время паводков и десятки тысяч кубических метров земли уходили в воду, откладываясь на дне реки.
Летом река течет медленно, а весной быстрее, это зависит от выпавших осадков. Вода в ней жесткая. Весной, когда таял снег и шли проливные дожди, уровень воды резко поднимался, и она разливалась, выходя из своих берегов. Грунтовые воды, питающие реку, залегают на разной глубине колодцев не ближе 10 метров от поверхности почвы.
В камышовых и куговых джунглях Рассыпной гнездятся и живут тысячи птиц – утки, лебеди, журавли, цапли, кулики, лысухи, нырки, чайки, чибисы, камышовки и целый ряд других пернатых. Водяные животные – ондатры, выдры, норки. Плесы Рассыпной служат местами отдыха для тысяч перелетных птиц на пути миграции. Прудовая система на реке создает условия для создания рыбопромысловых и рыбоводных участков, для организации промышленного и любительского лова рыбы. В реке культивируется толстолобик, сазан, карп, амур, много щуки, окуня, белого и красного карася, красноперки.Вокруг степная зона. В степи водятся животные заяц, лиса, енотовидная собака, фазан, голуби.Все это создает чудесные условия для отдыха, рыбалки и охоты.Воды реки Рассыпной используются в сельскохозяйственных целях – орошаемого земледелия. О реке Рассыпной упоминалось в статье кандидата исторических наук С.И. Анохина в Российском историческом журнале «Родина», описывая маршрут руссов –мореходов, он писал: «Поднимаясь по реке Ея, русы из истоков ее верхнего правого притока отправляли суда в реку Средний Егорлык или от истока самой Еи- в реки Рассыпную или Калалы: последние составляют уже бассейн Маныча».
На берегу самой Рассыпной в 1820 году обосновалась семья воронежского крестьянина Рябошапка - основателя нашего села. Их поселение стало именоваться хутором Белая Глина.
Рассыпная сегодня.
Как помочь любимой речке?
Проблема обмеления Рассыпной.
Река Рассыпная нуждается в спасении. Бездумное перегораживание её дамбами, запрудами особенно в её верхней части, без прохода воды ведёт к заилению русла и родников. Государство, с привлечением арендаторов рыбопромысловых и рыбоводных участков, должно разрабатывать и осуществлять программу спасения реки Рассыпной. Хороший пример тому акция «Чистые берега».
В районе прошла акция «Чистые берега», на участие в которой откликнулись и добровольцы-волонтеры. Лидеры школьного самоуправления сош. №9, №11, №12 взяли шефство над организацией мероприятия. "Несмотря на холодную ветреную погоду, мы отправились на свой участок. Нам достался правый берег Расшеватки, территория которого прилегала к аквапарку. Волонтеры в ярко-желтых галстуках вооружились мусорными пакетами и взялись за дело. Работа спорилась, ребята даже устроили соревнования по быстроте и количеству собранного мусора. Теперь берега нашей реки Рассыпной стали чище».
Также надо обустраивать родники и ключи, которые наполняют речку водой.
Поэты прославляли речку Рассыпную в своих произведениях:
О реке Рассыпной много писали местные поэты – жители нашего села.
В.Галкин в гимне:
«Любимая Белая Глина»
Бежит река, как лента узкая,
Село мое родное русское,
Ты древняя былина-
Любимая Белая Глина.
Анатолий Яковлевич Журавлев:
«Родимая Сторонка»
Лучи солнца светят ярко
Над сторонкою степной. А над речкой Рассыпной,
А над речкой Рассыпной,Там мост из радуги, дугой.
С.Н.Никитин:
«Белая Глина»
Звукам жизни степенно внимая, На восток уходя неспеша, Тихо шепчет река Рассыпная.
В изумрудной кайме камыша.
Кибалкина Екатерина, 14 лет:
«Любимая Рассыпная»
Мы купаемся в речке Рассыпной!Речка тихая – мель да водоросли.Нас веселой качает волнойВ колыбели с зеленой порослью.Речка малая, речка илая,Но для нас она самая милая!А мы – путешественники и морякиДля нашей маленькой реки.На земле много рек: разных и таинственных,Но самая единственнаяИ самая родная -Это наша речка – речка-Рассыпная!Над нею небо голубоеИ сказочные облака,Как наше детство золотое, Она не ведает покоя.Течет река, спешит рекаЧиста, спокойна, глубока,А в ней: синь неба, звезды, облака… Выводы:
Изучение своей местности включает в себя знакомство с рекой Рассыпной, протекающей в нашем районе, её историей и проблемами. В процессе работы над проектом закладывались основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего микромира, создавались условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.
На доступном уровне показана важность и ценность окружающего нас микромира
реки Рассыпной, грамотное взаимодействие с окружающим её миром.
Разработать программу спасения реки Рассыпной.
Привлечь к этому арендаторов рыбопромысловых и рыбоводных участков и государство.
Обустраивать родники и ключи, которые наполняют речку водой.
Ограничить распашку земель вокруг реки Рассыпной.
Используемая литература:
1.Н.А. Звягина,Н.Н.Пахомова,Е.В.Ходыка « Моя малая родина. Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство.
2.Интенет –ресурсы.
3.Сведения из Белоглинского музея. Статья кандидата исторических наук С.И. Анохина в Российском историческом журнале «Родина».
4.Статья из газеты «Белоглинские вести» от 21 ноября 2012года.
4.Стихи местных поэтов.
5. Фотографии.