Программа дополнительного образования Сердце отдаю детям


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Сердце отдаю детям»


с. Головатовка
2015 год
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания.
В наших школах не должно быть несчастных
детей - детей, душу которых гложет мысль,
что они ни на что не способны.
Успех в учении - единственный источник
внутренних сил ребенка, рождающих энергию
для преодоления трудностей, желание учиться.
Сухомлинский В. А.
Введение
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.12.2001 года, подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся;
дает шанс каждому открыть себя как личность;
предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Педагогический коллектив понимает, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана образовательная программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Пояснительная записка
1. Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико- ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;
- принцип вариативности;
- принцип гуманизации и индивидуализации;
- принцип добровольности;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип творчества;
- принцип разновозрастного единства;
- принцип открытости системы.
2. Актуальность целевой образовательной программы.
В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного обновления знаний возникла необходимость создания гибкой и динамичной системы всеобщего образования, основанной на интеграции общего (школьного) и дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для освоения общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению, реализация способностей школьников в других сферах деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.
Многочисленные кружки, студии, спортивные секции, проектная деятельность воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.
Традиции русской педагогики, развивающие уникальный опыт таких мастеров, как П.П. Чистяков, В.С. Щербаков, Н.С. Зверев, Г.Г. Нейгауз, А. Дункан, Л.Н. Алексеева и др., легли в основу многочисленных направлений дополнительного образования. Очевидно, что на современном этапе необходимо объективно осмыслить реальное состояние системы дополнительного образования в целом и целенаправленно развивать продуктивные, проверенные временем и подтвержденные педагогической наукой направления.
3. Цель программы.
Цель Программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
4. Задачи программы.
Данная Программа призвана решать следующие задачи:
обеспечение гарантий права обучающегося на дополнительное образование;
формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном
образовании;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей учащихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;
воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
раскрытие личностных особенностей обучающегося в благоприятном эмоциональном климате разновозрастных микроколлективов;
ориентация обучающихся на культивирование здорового образа жизни, престижное и достойное проведение досуга современным человеком;
формирование у обучающихся устойчивости к асоциальным явлениям, профилактика вредных привычек;
развитие способности к адаптации в современном мире, коммуникативных качеств в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами информационной культуры.
5. Функции дополнительного образования.
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей че-рез их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации, из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
– самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
6. Основные технологии и методы реализации программы.
Исследовательские методы.
Метод проблемного обучения:
проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;
эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
объяснение основных понятий, определений, терминов;
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, использование наглядности);
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему;
поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;
самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
а) выбор между правильным и неправильным ответом;
б) выбор одного ответа из нескольких ответов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
разработка проектов;
моделирование ситуации;
создание новых способов решения задачи;
создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
создание творческих работ;
разработка сценариев праздников;
художественное конструирование;
создание произведений декоративно-прикладного искусства;
проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.
игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.
настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.
Наглядный метод обучения:
наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;демонстрационные материалы: модели, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.);
демонстрационные опыты;
видеоматериалы, учебные и другие фильмы.
7. Основные результаты реализации программы дополнительного образования.
I- (1-4 классы)
усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного объединения - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
освоение обучающимися способам деятельности, применимым как в рамках образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
формирование системы ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
II - (5-9 классы)
усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного объединения - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
применение обучающимися способов деятельности как в рамках
образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
III - (10-11классы)
умение организовать учебную деятельность;
умение решать проблемы в реальных жизненных ситуациях;
сформированность нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.
8. Условия реализации программы.
Для функционирования творческих объединений, кружков и спортивных секций используются следующие кабинеты и помещения:
№ п/п Название кружка Кабинеты, залы, помещения и
территории
1. «Экология родного края» Кабинет 5, территория школьного двора и с. Головатовка, фойе 1 и 2 этажа
2. « Уголок России – отчий дом» Кабинет №11, музейная комната, фойе 1 и 2 этажа
3. «Рукоделие» Кабинет технологии, кабинет № 10 (компьютерный класс)
4. «В мире прекрасного» Кабинет технологии, кабинет № 10 (компьютерный класс)
5. « Тайны русского языка» Кабинет №9,
кабинет № 10 (компьютерный класс)
6. « Решение задач повышенной трудности» Кабинет № 6, кабинет № 10 ( компьютерный класс)
7. « Решение задач » Кабинет № 10 ( компьютерный класс)
8. « Россия и мир» Кабинет № 10 (компьютерный класс) кабинет № 11
9. « Лингвист» Кабинет №9,
кабинет № 10 (компьютерный класс)
10. «ОФП» Территория школьного двора, спортивный зал, спортивная площадка
II. Программное содержание
1. Содержание дополнительного образования школы.
В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования:
- художественно – эстетическая;
- социально – педагогическая;
- туристско – краеведческая;
- эколого – биологическая;
- физкультурно - спортивная.
Целью работы кружков художественного творчества является развитие творческих способностей учащихся и воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости.
Цель кружка « В мире прекрасного» - дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
 - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 
 Ценностные ориентиры кружка:
Приоритетная цель программы кружка - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
- воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Кружок «Рукоделие».
В основу программы кружка  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: 
- создание условий для творческого и нравственного развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Формирование у детей владений различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Освоение технологий различных видов рукоделия.
Воспитательные:
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Предполагаемый результат:
- совершенствование творческих качеств учащихся;
- активное участие в школьных и районных конкурсах и выставках.
Целесообразность работы физкультурно-спортивной направленности продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.
Кружок «Общая физическая подготовка»
Задачи кружка:
- укрепление здоровья и закаливание занимающихся;
- достижение всестороннего развития;
- приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой;
- формирование моральных и волевых качеств гражданина.
Предполагаемый результат:
- совершенствование физических качеств учащихся;
- активное участие в школьных и районных соревнованиях.

Кружок «Уголок России – отчий дом».
Цель: предоставить возможность учащимся сформировать активную гражданскую позицию и содействовать развитию патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития личности, способной проявить себя, творчески раскрыться в области различных знаний.
Задачи:
 - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха ;- научить приёмам работы с историческими источниками и документами;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать происходящее; сопоставлять прошедшее и настоящее;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, использовать их в практической деятельности;
- продолжить формирование личности современного гражданина и патриота Отечества, уважительно относящегося к истории своего народа и его традициям;
- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса к истории народов мира, освоения исторического опыта, норм ценностей, необходимых для жизни в современном поликультурном обществе;
- продолжить формирование навыков оформления и составления творческих работ (написания докладов, рефератов, практических исследований, эссе и презентаций);
- продолжить формирования навыков публичных выступлений, защиты творческих проектов;
- продолжить формирования навыков работы по обеспечению сохранности и рациональном использование музейного фонда;
- создать условия для участия учащихся в научно – исследовательской деятельности.
Цель кружка « Экология родного края»:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Соблюдать главное правило нахождения в природе: не навреди.
Задачи:
Обучающая:
- углубить и расширить знания об экологии и экологических факторах и их влияние на всё живое;
- научить наблюдать за явлениями природы.
Развивающая:
- развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность;
- научить анализировать информацию;
- выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательная:
- привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны природы;
- помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
- воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.
Предполагаемый результат.
В ходе реализации программы, обучающиеся должны проявлять:
- познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
- бережное отношение к природе;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: не навреди!
- самоопределение себя как личности;
- духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Учащиеся должны знать:
- что такое природа;
- правила поведения в природе;
- что такое охрана природы;
- основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
- глобальные экологические проблемы;
- экологическую ситуацию с. Головатовка и её окрестностей;
- демографическую обстановку с.Головатовка;
- историю села Головатовка;
- свою родословную;
- разнообразие растений и животных;
- разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
- съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
- редкие и охраняемые растения и животные родного края;
- основы здорового образа жизни;
- основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за животными живого уголка;
- ухаживать за комнатными растениями;
- наблюдать за погодой, явлениями природы;
- составлять температурные графики;
- составлять карту местности;
- составлять родословную;
- участвовать в природоохранных акциях;
- изготовлять поделки из природных материалов;
- работать с научной литературой;
- выполнять учебные рефераты, презентации;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов работы кружка:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- учебно-исследовательские конференции;
- соревнования, КВН;
- участие в районном экологическом фестивале;
- демонстрация презентаций, экологических представлений;
- участие в областных конкурсах.
Кружок «Решение задач повышенной трудности».
Основные цели:
повторение и обобщение навыков решения различных типов задач по математике за курс средней школы;
обобщение и систематизация школьного курса математики;
создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическим знаниями и умениями;
развитие логического и математического мышления, интуиции, творческих способностей;
воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса;
оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрии и подготовке к экзаменам;
создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.
Важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.
Задачи :систематизация сведений о числах; числовых выражениях и формулах; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа;
расширение и систематизация общих сведений о геометрических телах, их свойствах, применение формул в новых ситуациях.
- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
- совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;
- осуществить связь изучения физики с жизнью;
- формировать у школьников профессиональные намерения для выбора профессии связанные с физикой и техникой;
- подбирать и решать задачи, связанные с современным производством;
- подготовка к ЕГЭ.
Кружок «Решение задач»
Основные цели кружка:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.
Задачи кружка
Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
Научить строить графики и читать их.
Научить различным приемам решения текстовых задач.
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения.
Кружок «Лингвист».
Цели:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
Совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Основной целью кружка «Тайны русского языка» является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи кружка:
•систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ГИА;
•совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
•совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Планируемые результаты изучения курса:
-уметь писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
-уметь писать сжатые изложения;
-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности;
-успешная сдача экзамена (ГИА)
Кружок «Россия и мир».
Цель кружка - углубление специальной подготовки учащихся по предметам: история и обществознание, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
При этом решаются задачи:
формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предметам: история и обществознание;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.Вся система работы дополнительного образования в МБОУ Головатовской СОШ направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач приоритетного направления школы.
Образовательные программы дополнительного образования предназначены для работы с детьми от 6 до 18 лет и направлены на формирование культуры творческой личности. Программы отличаются большим разнообразием тем и оригинальным подходом к их раскрытию.
III. Перспектива развития дополнительного образования.
- расширение деятельности кружков спортивно - оздоровительного направления;
- привлечение специалистов высокого профессионального мастерства с целью совершенствования системы дополнительного образования МБОУ Головатовской СОШ;
- расширение материально-технической базы;
- интеграция дополнительного образования в учебно-воспитательный процесс школы.
IV. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы дополнительного образования в МБОУ Головатовской СОШ сформирована материально-техническая база:
- фойе 1,2 этажей;
- спортивный зал;
- учебные кабинеты;
- акустическая аппаратура;
- стадион;
- спортивная площадка;
- библиотека;
- копировальные аппараты;
- мультимедиа аппаратура;
- видео и аудиотека, электронные учебные пособия.
V. Ожидаемые результаты.
- создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
- расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
- увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;
- целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся школы;
- создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков, факультативов, секций;
- внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
VI. Система представления результатов воспитанников.
участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного,
муниципального, регионального и федерального уровня;
итоговые выставки творческих работ;
презентации итогов работы объединений;
создание агитационных газет, листовок;
выпуск сборников творческих работ учащихся.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___» ___________ 20 ___ г. Утверждаю:
Директор школы
_________________ Е.В. Гайденко
Приказ № ____
от «___» ____________ 20 ___ г.
Положение
о дополнительном образовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Головатовская средняя общеобразовательная школа Азовского района
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Дополнительное образование детей (далее – ДОД) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении – Головатовская средняя общеобразовательная школа Азовского района (далее – школа) создается в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
1.2. ДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6,6 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время.
1.3. ДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.4. Объединения ДОД создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора школы.
1.5. Руководителем ДОД является заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу и несет ответственность за ее результаты.
1.6. Содержание образования ДОД определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.
1.7. Прием обучающихся в объединения ДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
1.8. Структура ДОД определяется целями и задачами школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает кружки, секции и др.
1.9. Штатное расписание ДОД формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДОД в школе. Деятельность сотрудников ДОД определяется соответствующими должностными инструкциями.
1.10. Объединения ДОД располагаются в здании школы.
II. ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ДОД направлено на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей, усиления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
3.1. В ДОД реализуются программы дополнительного образования детей:
различного уровня:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего общего образования.
      направленностей:
- художественно - эстетической;
- эколого-биологической;
- физкультурно-спортивной;
- социально-педагогической;
- туристско-краеведческой;
3.2. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.
3.3. Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
4.1. Работа ДОД осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы или его заместителем по воспитательной работе.
4.2. Учебный год в ДОД начинается 1 сентября и заканчивается 23 мая (1 – 4,9, 11 классы) и 30 мая (5 – 8, 10 классы) текущего года.
4.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе.
Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменения расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
4.4. Списочный состав детских объединений ДОД определяется программой педагога, но рекомендуемая численность составляет от 5 до 15 человек;
4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей.
4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5 человек) или индивидуально.
4.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных, объединениях по интересам (учебная группа, кружок др.). В работе объединения могут принимать участие родители без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.
4.11. Посещение ребенком занятий более чем в двух объединениях дополнительного образования не рекомендуется, предпочтительнее совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю.
Рекомендуется продолжительность отдыха между занятиями в общеобразовательной школе и занятиями в объединениях дополнительного образования не менее 45 мин.
4.12. В ДОД ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства педагогов.

Утверждаю:
Директор: Е.В.Гайденко28 августа 2015 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительного образования
МБОУ Головатовской СОШ на 2015 – 2016 учебный год
Направленность Название кружка Ф.И.О. руководителя Количество часов в неделю Количество групп Всего часов по программе
Эколого - биологическая «Экология родного края» Гринченко Ольга Николаевна 2 1 70 ч
Туристско - краеведческая «Уголок России – отчий дом» Храмова Ирина Фёдоровна 1 1 35 ч
Художественно- эстетического творчества «Рукоделие»
«В мире прекрасного» Кравцова Ирина Ивановна
Олибаш Светлана Константиновна 1
1
1
1
35ч
35ч
Социально - педагогическая « Россия и мир »
«Решение задач»
«Решение задач повышенной трудности»
« Лингвист»
« Тайны русского языка»
Коваленко Андрей Владимирович
Леонова Светлана Владимировна
Марченко Людмила Гавриловна
Тамразова Наталья Ивановна
Гайденко Елена Всеволодовна
2
2
3
2
1
1
2
1
1
1 68 ч
68 ч
102ч
68 ч
68ч
Физкультурно -спортивная - «ОФП» Коваленко Андрей Владимирович 3 1 105ч
ВСЕГО: 10 - 18ч 11 654 ч
Замдиректора по ВР: Е.В.КовганМуниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Головатовская средняя общеобразовательная школа
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Головатовская СОШ
Приказ от 29 августа №40
______________/Гайденко Е.В./
График работы кружков
2015-2016 учебный год

П/п Название кружков Ко-во часов Руководитель Классы Дни и время проведения
1. « Россия и мир» 2 Коваленко А.В. 11 Четверг
15.00-17.00
2. « Тайны русского языка» 1 Гайденко Е.В. 9 Вторник
15.00-16.00
3. «ОФП» 3 Коваленко А.В. 6,7,8 Среда
15.00-18.00
4. «В мире прекрасного» 1 Олибаш С.К. 6 Вторник
15.00-16.00
5. «Решение задач» 2 Леонова С.В. 9 Понедельник
15.00-16.00
Среда
15.00 – 16.00
6. «Решение задач повышенной трудности» 3 Марченко Л.Г. 11 Вторник
15.00-16.30
Пятница
15.00-16.30
7. «Лингвист» 2 Тамразова Н.И. 11 Понедельник
15.00-17.00
8. «Рукоделие» 1 Кравцова И.И. 7 Четверг
15.00-16.00
9. «Экология родного края» 2 Гринченко О.Н. 10,8 Четверг
14.00-16.00
10. «Уголок России- отчий дом» 1 Храмова И.Ф. 6 Понедельник
14.00 – 15.00
Концептуальные основы деятельности МБОУ Головатовской СОШ по проблемам дополнительного образования
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”. Дополнительное образование, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.
Основу современного дополнительного образования детей составляет масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Цель дополнительного образования заключается в развитии и совершенствовании системы дополнительного образования детей в школе, призванной обеспечить необходимые условия для повышения качества образовательной среды за рамками основного образования, востребованной учащимися, их родителями и социумом и отвечающей их потребностям.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
сохранить и повысить качество работы имеющихся объединений ДО детей, если они востребованы учащимися, их родителями и отвечающей их потребностям;
открыть кружок, который поможет сохранить психическое и физическое здоровье учащихся, справиться со стрессами и личными проблемами;
вести работу по расширению связей с учреждениями дополнительного образования детей и другими школами с целью обмена опытом, организации совместной работы с ними для более широкого удовлетворения потребностей учащихся, организации их досуга, улучшения качества образования учащихся;
пересмотреть содержание образовательных программ объединений дополнительного образования и разработать новые с учетом современных требований социума. При работе обогатить образовательный процесс активными формами, такими как конференции, фестивали, конкурсы;
организовывать в каникулярное время временные группы учащихся, откорректировав для этого календарно-тематический план работы объединения, с целью организации содержательного досуга и занятости в каникулярное время и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде;
стимулировать работу педагогов ДО на более широкое участие в конкурсах и фестивалях по направленности их деятельности;
оформить стенд по дополнительному образованию для повышения
мотивации учащихся и повышения уровня открытости и информативности работы системы ДО школы. С этой же целью использовать своевременно и постоянно возможности школьного сайта;
повысить роль всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
Решая задачи, направленные на развитие и совершенствование системы дополнительного образования детей в школе, работу следует вести в следующих направлениях:
Организационная работа – организация деятельности педагогов объединений ДО с привлечением современных информационных технологий, организация работы по привлечению специалистов для работы в объединениях, организация мероприятий учебно-воспитательного характера, совершенствование форм работы в каникулярное время и т.д.;
Просветительская и информационная – совершенствование форм информирования педагогов, учащихся, их родителей, а также общественность о текущей работе системы ДО школы, планах, результатах этой работы, об успехах учащихся, налаживание обратной связи и т.д.; (оформление стенда, максимальное использование возможностей сайта школы, использование возможностей электрон-ной почты для методической поддержки педагогов ДО);
Методическая - совершенствование содержания образования, педагогических технологий, форм, методов организации деятельности школьников в системе дополнительного образования;
Работа по контролю за деятельностью объединений ДО – контроль за выполнением программ, соответствие планирования учебно-воспитательной работы программе объединения, контроль за правильным и своевременным ведением всех отчетных документов, контроль за наполняемостью групп и работе объединений по расписанию и т.д.;
Управленческая – управление учебно-воспитательной работой объединений ДО.
Воспитательная - воспитание гармонически развитой, образованной личности, нравственной и преданной Отечеству.
Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:
свободный выбор детьми объединений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей;
непрерывность дополнительного образования;
психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
сохранение физического и психического здоровья детей.
Пояснительная записка
к учебному плану по дополнительному образованию
МБОУ Головатовской СОШ
1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в нашей школе строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в школе располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественно-эстетической, филологической, военно-патриотической, декоративно-прикладной, физкультурно-спортивной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
• обеспечивать непрерывность образования;
• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
• осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;
• развивать творческие способности личности и создавать условия для
формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе ДО способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.
Организуя дополнительное образование на базе школы, мы стремимся создать целостную систему подхода, предоставить возможность восприятия мира в полной мере.
Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике— широкий, культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка.
Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу.
Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это позволяет им самоутверждаться и самореализовываться.
2. Нормативно – правовая основа учебного плана по дополнительному образованию.
- Закон РФ от 29. 12. 2012 года № 273 «Об образовании» (ст.75);
- ФЗ о дополнительном образовании;
- Письмо МОиН РФ от 11.12.06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ Головатовской СОШ;
- Положение о дополнительном образовании МБОУ Головатовской СОШ.
Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и учтены гигиенические требования к условиям организации учебно-воспитательного процесса. Учтены интересы обучающихся, запросы родителей, возможностей педагогического коллектива и материально- технической базы школы.
Цель разработки учебного плана:
1. Определить состав основных компонентов содержания дополнительного образования (образовательных областей, образовательных программ)
2. Определить продолжительность обучения.
3. Определить недельную нагрузку обучающихся по уровням.
Выбор образовательных областей обусловлен принципом взаимообогащения школьного и дополнительного образования.
Дополнительные ставки педагога дополнительного образования при наличии годового учебного плана дополнительного образования устанавливаются в соответствии со штатным расписанием школы.
3. Особенности учебного плана.
При составлении учебного плана дополнительного образования учитывается, что занятия в объединениях дополнительного образования проходят в первой и во второй половине дня после основных уроков в рабочие дни.
Основные функции дополнительного образования в МБОУ Головатовской СОШ:
обучающая функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;
социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют
учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;
развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребёнка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма;
информационная функция - в детских творческих объединениях каждый
учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также получить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;
релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке.
4. Содержание по ступеням обучения, направленностям
4.1. Цель и задачи дополнительного образования.
Ведущей целью дополнительного образования является - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования организованна по следующим направленностям:
- художественно - эстетической;
- эколого-биологической;
- физкультурно-спортивной;
- социально-педагогической;
- туристско-краеведческой.
Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели:
сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
поддержка и помощь учащимся с низкой мотивацией;
помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной траектории развития творческого потенциала личности;
использование интеграции, средств ИКТ и элементов дистанционного обучения для повышения эффективности и качества работы системы дополнительного образования;
редактирование программ дополнительного образования в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г.
Помимо этого, перед объединениями ДО ставятся разные цели на разных ступенях обучения.
Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе:
помочь овладевать знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для адаптации учащегося в школьном коллективе;
создать собственное пространство для общения;
обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта;
обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе:
создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его творческой самореализации;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
профилактика асоциального поведения.
Приоритетные цели дополнительного образования в старшей школе:
создание условий для социального и профессионального самоопределения.
Задачи дополнительного образования:
вовлечь учащихся в образовательный процесс и развить их способности самостоятельного управления своей учебной деятельностью;
создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;
сформировать у детей разного возраста представления о мире, окружающем их во всем его многообразии, способствовать накоплению учащимися знаний о жизни русского народа и других народов мира;
научить рационально использовать свободное время и организовывать свой досуг;
способствовать личностно-нравственному развитию и профессиональному самоопределению обучающихся;
обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию детей к жизни в обществе;
формировать общую культуру школьников;
воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье;
воспитывать любовь к родной школе, отчему краю, к Родине.
4.2. Структура дополнительного образования.
Система дополнительного образования в школе имеет разветвленную структуру и включает следующие направленности:
Направленность Название кружка Описание деятельности
Эколого - биологическая «Экология родного края» Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Соблюдать главное правило нахождения в природе: не навреди!
Формы работы: выставки поделок из природных материалов;
• фотовыставки;
• учебно-исследовательские конференции;
• соревнования, КВН;
• участие в районном экологическом фестивале;
• демонстрация презентаций, экологических представлений;
• участие в областных конкурсах.
Туристско - краеведческая «Уголок России – отчий дом» - участие детей в поисково-собирательной работе;
- изучение и описание музейных предметов;
- создания экспозиций;
- проведение тематических и обзорных экскурсий и вечеров;
- подготовка и участие в ученических конференциях;
- овладение приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности;
- участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Художественно-эстетического творчества «Рукоделие»
\
«В мире прекрасного» Кружки объединяют
единомышленников в лице педагогов и детей с общими творческими принципами и неповторимой
художественной манерой, направлены на выявление, усиление, поддержку и развитие того уникального творческого потенциала,
которым, как утверждают ученые, одарен каждый
ребенок.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Навыки, которые ребята приобретают на занятиях в кружках, пригодятся в жизни каждому. Умение делать своими руками красивые вещи, игрушки, сувениры доставит
много радости как самим ребятам, так и их родителям, друзьям.
Социально - педагогическая «Лингвист»,
« Тайны русского языка»
«ОПК»
«Решение задач повышенной трудности»
«В царстве математики»
« Решение задач повышенной сложности» Кружки созданы с целью подготовки к ГИА, а также развития и
реализации творческих способностей учащихся, совершенствование навыков литературного творчества и практических навыков умения писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
умения писать сжатые изложения;
использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности; успешной сдачи экзамена (ГИА)
ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
.
Создание условий для систематизации полученных знаний, овладение приемами и методами решения сложных задач, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- расширение знаний по математике;
- знакомство с новыми методами и приемами решения задач;
- формирование специальных умений и навыков обучающихся: алгоритмических умений и вычислительных навыков;
- освоение нестандартных приемов и методов решения задач;
- формирование коммуникативных способностей через активную поисковую и исследовательскую деятельность;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
- Развитие математического образа мышления;- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;- расширение математических знаний в области многозначных чисел;- содействие умелому использованию символики;- правильное применение математической терминологии;- развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;- умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- Содействие формированию культурного человека, умеющего мыслить, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Физкультурно -спортивная «ОФП» - Укрепление здоровья и закаливание занимающихся;
- достижение всестороннего развития;
- приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой;
- формирование моральных и волевых качеств гражданина.
5. Режим работы.
Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся с понедельника по пятницу.
Между занятиями в школе и посещением объединений дополнительного образования имеется перерыв.
Продолжительность занятий в учебные дни не превышает 1,5 часа, после 45- минутного занятия устанавливается перерыв 15 мин. для отдыха и проветривания помещений. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Учебный процесс с обучающимися начинается с первой недели сентября. В каникулярный период учебный процесс в объединениях может продолжаться в форме проведения поездок, экскурсий, посещения выставок, концертов и спортивных соревнований. Во время подготовки общешкольных и районных мероприятий работа объединений дополнительного образования осуществляется по особому графику с переменным составом учащихся.
Дополнительные образовательные программы кружков, секций и творческих студий утверждены на заседании педагогического совета МБОУ Головатовской СОШ. Распределение часов по кружкам и секциям расписано в учебном плане.
6. Формы организации детских объединений: кружки.
Занятия в кружках дополнительного образования могут проводиться в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, походов в театр, прогулок, индивидуальных консультаций или бесед.
7. Программно – методическое обеспечение объединений дополнительного образования детей.
Педагоги дополнительного образования работают и будут работать по адаптированным программам, разработанным педагогами дополнительного образования различных учреждений дополнительного образования, соответствующим предъявляемым к программам требованиям, а также по программам, разработанным самими педагогами с учетом специфики нашей школы. Все программы будут рассмотрены и допущены к работе на августовском педсовете.
Возраст учащихся в различных объединениях, сроки реализации программ, формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования отражены в программах.
План учебно-воспитательной работы системы дополнительногообразования МБОУ Головатовской СОШ
I. Цели и задачи учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования.
Дополнительное образование в школе организуется как дополнение к основному базовому образованию, нацеленное на работу с одарёнными детьми. Соответственно, исходя из общей целевой установки педагогического коллектива, задач, решаемых в каждой параллели, характера имеющихся профилей, основная цель учебно-воспитательной работы дополнительного образования состоит в развитии познавательных и творческих способностей учащегося с учетом его индивидуальных возможностей, воспитании гармонически развитой и образованной личности, через приобщение учащегося к достижениям мировой науки и культуры.
На достижение данной цели направлены следующие задачи:
Задачи в обучении:
- формирование у детей разного возраста представления о мире, окружающем их во всем его многообразии, способствовать накоплению учащимися знаний о жизни русского народа и других народов мира;
- формирование у детей отчётливые представления и базовые знания о
выбираемой специальности дальнейшего обучения;
- углубление, расширение, систематизация, закрепление базовых знаний,
полученных в рамках основной школы, в предметных областях, выбранных учащимися добровольно;
- формирование знаний, выходящих за рамки общеобразовательных программ, в предметных областях, выбранных учащимися добровольно;
Задачи в развитии:
- развить мотивацию личности к самообразованию, самореализации и самоопределению;
- развить самостоятельность учащегося в его учебно-познавательной деятельности;
- развить устойчивую потребность в познании и творчестве;
Задачи в воспитании:
- формировать общую культуру школьников;
- воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье;
- обучение рациональному использованию свободного времени и организации своего досуга;
- воспитывать толерантную личность.
II. Организация учебного процесса в детских объединениях дополнительного образования
1. Организация рекламы
Реклама объединений дополнительного образования проводится
руководителями данных объединений при поддержке зам. директора по ВР. Руководители объединений выступают на классных часах, на родительских собраниях, на занятиях в объединениях дополнительного образования в мае и в начале сентября.
При необходимости, на первом этаже школы вывешиваются объявления для родителей и учащихся, информирующие о начале записи в объединения дополнительного образования, о руководителях данных объединений, времени работы объединений, где и когда можно записаться.
Классным руководителям следует помочь учащимся определиться с кружком для организации своего досуга и развития своих способностей.
2. Проведение предварительной записи детей.
Классные руководители в конце года помогают провести анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления их потребностей в тех или других объединениях ДО.
3. Сроки сдачи документации по организации работы детских
Объединений.
Руководители объединений дополнительного образования до 1сентября должны сдать зам. директора по ВР заявление педагога о нагрузке, образовательную программу, предварительные списки учащихся данного объединения, расписание работы объединения.
4. Сроки начала учебных занятий.
Объединения дополнительного образования начинают работать с 1 сентября.
Первые две недели сентября идет набор учащихся, их знакомство с деятельностью объединения, согласование расписания работы объединения. Занятия в объединениях проходят строго по расписанию, в кабинетах, указанных в расписании занятий объединений дополнительного образования, в соответствии с программой объединения и планом его работы на год. Занятия начинаются через час после основных занятий учащихся в школе и длятся не более 1,5 часов с 15 минутным перерывом в учебные дни.
Во время каникул в объединениях ДО могут работать временные группы, если это предусмотрено учебно - тематическим планом работы объединения.
III. Содержание учебного процесса
Основные направленности дополнительного образования и перечень детских объединений:
Система дополнительного образования в школе имеет разветвленную структуру и включает следующие направленности:
Художественно- эстетического творчества:
- «Рукоделие», руководитель – Кравцова И.И.
- « В мире прекрасного» - руководитель – Олибаш С.К.
Эколого – биологическая:
- «Экология родного края». Руководитель – Гринченко О.Н.
Физкультурно -спортивная:
- « Общая физическая подготовка» («ОФП»)
Туристско – краеведческая:
- « Уголок России – отчий дом», руководитель – Храмова И.Ф.
Социально – педагогическая:
- « Россия и мир» , руководитель - Коваленко А.В.
- «Решение задач повышенной трудности», руководитель - Марченко Л.Г.
- «Решение задач», руководитель - Леонова С.В.
- « Тайны русского языка», руководитель – Гайденко Е.В.
- « Лингвист», руководитель - Тамразова Н.И.
IV. Массовая работа.
Все кружковцы планируют активное участие в массовых мероприятиях, проводимых в школе, на муниципальном и областном уровне.
V. Кадровое обеспечение.
В системе дополнительного образования будут работать педагоги школы. Все они являются учителями - предметниками.

П/п Название кружков Руководитель Преподаваемый
предмет Категория
1 « Россия и мир» Коваленко А.В. История, обществознание высшая
2. « Тайны руссого языка» Гайденко Е.В. Русский язык и литература
высшая
3. «ОФП» Коваленко А.В. ОБЖ, физкультура высшая
4. «В мире прекрасного»
Олибаш С.К. ИЗО, технология первая
5. «Решение задач» Леонова С.В. Математика первая
6. «Решение задач повышенной трудности» Марченко Л.Г. Математика, физика первая
7. «Лингвист» Тамразова Н.И. Русский язык и литература соответствие
8. «Рукоделие» Кравцова И.И. Технология первая
9. «Экология родного края» Гринченко О.Н. Химия , биология первая
10. «Уголок России- отчий дом» Храмова И.Ф. История, обществознание,
МХК, высшая
VI. Контроль за учебно-воспитательным процессом.
Текущий контроль за деятельностью объединений дополнительного образования осуществляется с целью проверки наполняемости учебных групп, посещаемости занятий учащимися, оформление журналов, работы детских объединений по расписанию.
Тематический контроль осуществляется для подведения итогов комплектования детских объединений, проверки программно-методического обеспечения, выполнения образовательных программ, контроля за промежуточными и итоговыми результатами образовательной деятельности детских объединений.
Один раз в неделю осуществляется посещение учебного занятия одного из объединений дополнительного образования. По возможности осуществляется посещение массовых мероприятий учебного (концерты , выставки, защиты проектов и докладов) и воспитательного характера (тематические мероприятия).
По возможности ответственный за ДО посещает хотя бы одно учебное или итоговое занятие каждого объединения дополнительного образования, при условии, что работа детского объединения не вызывает у администрации образовательного учреждения беспокойства.
VII. Анализ результатов образовательной деятельности детских
объединений дополнительного образования.
Анализ результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения осуществляется в мае на основе диагностики, отчетов педагогов дополнительного образования, анализа работы объединений дополнительного образования, сделанного руководителями объединений, контроля посещаемости учебных занятий и массовых мероприятий администрацией школы, итогов участия учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и общешкольных мероприятиях.