Доклад по краеведению на тему: Этнос и культура ненцев
Тема: «Этнос и культура ненцев»
Воспитатель ДОУ «ДС «Цветок Уренгоя» Л.Г.ЧепенкоДо сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов населяющих наш край, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.
Ненцы, проживающие на Ямале, - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.
Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально- исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром. Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.
В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими загадками, пословицами, поговорками и приметами.
Фольклор, по своей сути, – это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, легенд, мифов на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоценному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.
Сказители – это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи, философский взгляд на жизнь запечатлены в их памяти и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.
К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.
Особенно в мифических сказаниях большое внимание уделяется миру, человеку и богу – Нум, верховному божеству, который, по ненецкому поверью, является создателем земли, человека, собаки и оленя. Нум вездесущ, судит людей по справедливости, строго наказывает их за нарушение обычаев.
Кроме этих богов, в ненецких легендах, сказаниях и преданиях присутствуют различные духи, которые живут в воде, на земле, в воздухе, под землей.
Вера в силу различных духов красной нитью проходит почти в каждой ненецкой сказке.
Большим почитанием пользуется дух Огня, который играет роль предсказателя будущего, отпугивает злых духов от человека, является помощником шамана. Ненцы к огню и в настоящей жизни относятся почтительно, через огонь нельзя перешагивать, прыгать, плеваться в него, ругаться и сквернословить рядом с горящим костром.
Точно так же народ почитает и дух воды - Ид Ерв, ему в жертву приносят оленя для того, чтобы было побольше рыбы в водоемах, поменьше штормов и ураганов, которые несут с собой различные беды.
Во многих ненецких сказках сверхъестественное божество Нум заботится о продолжении человеческого рода, он является творцом земли, человека и животных. И поэтому такие сказки способствуют расширению кругозора детей, воспитанию у них чувства товарищества, взаимовыручки, желания придерживаться установленных с древности народных заповедей, обрядов и традиций.
Большую роль в воспитании ненецких детей с древних времен играют сказки о животных, потому что они дают ответы на многие интересующие насущные вопросы, которыми постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни. Поучительна по-своему ненецкая сказка «Почему кукушка не вьет своего гнезда?», главная мысль которой заключается в том, что любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь - жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом. И в этой же сказке дети получают ответ на вопрос, как в тундре появился красивый мягкий и красный мох – сфагнум, который применяется для подстилки детской люльки?
Оказывается, красный мох, сфагнум, – это кровь от ног тех ребятишек, которые бежали все лето вслед за мамой, превратившейся в кукушку, рассердившись на своих детей. И птица – кукушка - с тех пор не вьет своего гнезда, откладывает яйца в чужие гнезда.
Ненецкие этнические песни делятся на 2 вида, которые переводятся дословно - «Великаны» и «плачь». Песни о великанах – это древние архаичные песни отличаются от плача характером повествования, но не смотря на это темы у них одинаковы и говорят о самых значимых событиях ненецкого народа. Ненецкие песни и сказания ни когда не поются хором, исполнение всегда индивидуально. Сказитель (лахнако мета) выбирает себе вторящего (телтангота), но повествование ведет в одиночку, а вторящий подобно эху, кратко проговаривает смысл произносимых фраз. Это особый жанр, существующий в песенном творчестве ненцев, личная песня. Ее дарили мать или отец своему ребенку как талисман-хранитель. В словах песни воплощались родительские мечты о будущем ребенка, даже его характер отмечался. Личная песня подобна имени или родовому знаку. В древние времена сколько существовало жителей, столько было и личных, неповторяющихся имён. Песня связана с человеком до конца жизни.
Единственным музыкальным инструментом ненцев является бубен.
Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана. Он имеет вид плоского барабана, имеющего 11/2 фунта в диаметре и около 9 дюймов длины; одно основание его обтянуто кожей, а другое открыто и снабжено двумя крест на крест положенными деревянными палочками, служащими ручкой. Для обтяжки бубна требуется кожа только что заколотого оленя, которого пожертвовал сам шаман или его пациент. Это обычно дикий олень-самец. С помощью тупого ножа она очищается от волос и жира и натягивается на инструмент ещё мягкой и сырою. Покрышка бубна выкраивается из передней части спины оленя (без шеи). Бубны используются шаманами при совершении религиозных обрядов, так как считается, что их звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Под громкие звуки бубна шаман общался с духами и через него духи передавали свою волю людям. Бубен передавался по наследству от отца к сыну, потому что считалось, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.
В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси.
Большое значение придавалось танцам, посвященным духам воды, неба, матери земли и другим, от которых, по народным представлениям, зависела вся жизнь на земле. Еще в начале XX века ненцы, застигнутые грозой, исполняли обрядовую пляску вокруг посаженного на специальную нарточку деревянного идола. Участники ритуального танца обращались к духу грома с просьбой сохранить им жизнь и не разрушать их жилища, обещая принести ему белого оленя. В пении и произносимых словах актеры-исполнители подражали голосам героев легенд, духов, животных, в танце изображали их действия. Плавные движения рук женщин в медленном ритме, напоминают стаю птиц, взмахивая крыльями. Мужчина может неуклюжей походкой, переваливаясь с бока на бок, изобразить медведя. Можно подражать бегу оленей, вскидывая высоко ноги и держа руки над головой словно рога. Магическое ритуальное священнодействие в честь богов можно считать основой современного танца народов Севера.