Рабочая программа факультативного курса по географии Исследовательская деятельность по географии
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Пашково»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ _________
Подпись (ФИО)
Протокол №
От «___» __________г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ _________
Подпись (ФИО)
Протокол №
От «___» __________г.
«Утверждено»
Директор
________ _________
Подпись (ФИО)
Протокол №
От «___» __________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
по географии «Исследовательская деятельность»
ДЛЯ 11 КЛАССА
Составила: учитель географии, биологии, химии
Бояркина Анастасия Викторовна
(II категория)
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня, согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся знаний, умений, навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения цели данного курса решаются следующие задачи:
формирование первоначального представления об исследовательской деятельности;
формирование базовых понятий и представлений о научно-исследовательской работе старшеклассников;
привитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;
социально-профессиональное самоопределение школьников, содействие саморазвитию;
формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Программа курса рассчитана на 35 часов.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.
Цели проектно-исследовательской деятельности:
развивать у учащихся исследовательские умения;
обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
способствовать повышению личной ответственности, уверенности в себе у каждого учащегося;
развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать.
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности:
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
развитие творческого потенциала учащихся.
Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Учащиеся могут выбирать любой объект исследования: вода, воздух, почва, живые организмы, вопросы химии, экологии,
Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретённые в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Таким образом, главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа курса подразумевает, кроме собственно экспериментальной работы, участие в семинарах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.
Исследовательская работа способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика, влияет па выбор будущей профессии учеников.
Основу такой организации учебного процесса составляет совокупность методов и приёмов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности. Ведущими выступают индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы (приёмы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приёмы (анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования).
Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учащихся чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Учащихся необходимо ставить в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу и оценке собственных работ.
Научно-исследовательская работа нацелена на выработку у учащихся навыков применения методов научного познания и методов, соответствующей науки, в изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одарённость.
Формы представления конечного результата проектно-исследовательской деятельности: письменный отчет; доклад; статья; фильм; презентация; выставка и т.д.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока Тема Дата проведения
планируемая фактическая
1 Термины и понятия, используемые в курсе 2 Проблема исследования, тема исследования. цели и задачи исследования. Формулировка исходной гипотезы 3 Методы исследования 4 Методы исследования 5 Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы 6 Реферат. Статья. Учебно-научный доклад. 7 Отчет по исследовательской работе 8 Урок-диспут по выбору темы исследования 9 Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель, задачи исследования 10 Урок - беседа по выбору метода исследования 11 Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования 12 Эксперимент 13 Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы 14 Самостоятельная работа в библиотеке 15 Работа над реферата 16 Разбор типового учебно-научного доклада 17 Разбор типового реферата 18 Разбор типового отчета по научно-исследовательской работе 19 Тренировка в изложении основной части реферата 20 Составление заключения реферата 21 Урок - игра в семинар 22 Работа над исследованиями 23 Работа над исследованиями 24 Работа над исследованиями 25 Работа над исследованиями 26 Работа над исследованиями 27 Работа над исследованиями 28 Работа над исследованиями 29 Работа над исследованиями 30 Работа над исследованиями 31 Работа над исследованиями 32 Защита работ 33 Защита работ 34 Защита работ Ожидаемые результаты
По окончании изучения данного курса учащиеся будут знать:
1. Терминологию научно-исследовательской работы.
2. Этапы НИР. Порядок проведения научного исследования.
3. Методы проведения исследований.
4. Правила работы с источниками научной и публицистической литературы.
5. Правила и виды отчётности о научно-исследовательской работе
уметь:
Анализировать содержания учебного материала.
Выделить актуальную проблему будущего исследования.
Выбрать актуальную, нетривиальную тему для исследовательской работы.
Сформировать цель и задачи исследования.
Спланировать проведение эксперимента.
Организовать работу по проведению эксперимента
Провести наблюдения. Скорректировать эксперимент
Сделать анализ результатов исследования
Сформировать выводы по результатам проведённого эксперимента.
Оформить результаты научно-исследовательской работы в виде отчёта, доклада, статьи или реферата.
Представить результаты исследовательской работы на рецензирование, на научно-практическую конференцию школьников.
Учебно-методическое обеспечение
Анкеты.
Методики проведения исследований.
Список рекомендуемой литературы.
Для учителя:
Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
Данилова. А,Г. Как организовать и. провести урок-исследование . Биология в школе. 1999. №7.
Иодко Л.Г., Емельянова Е.О.Волков А.В. Учим учиться рассуждать. Биология в школе 2000. №6.
Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября", № 27
Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28
Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. Химия в школе 2000. №6.
Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Для учащихся:
Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IX - X классов М.: Просвещение 1977г.
Бархатова Е.В. Ведение научно-исследовательской работы: Пособие для уч-ся 10-11-х кл. Школа сибирской тайги. Учим творчеству. Усть-Илимск Маркет Студия Восемь, 2001.
Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Комплект рабочих тетрадей 5-9 классы. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28
Календарно-тематическое планирование 11 класс. География.
№ урока Тема Дата проведения
планируемая фактическая
1 Введение 2 Получаем информацию, изучая фотографии, книги 3 Получаем информацию, изучая карты 4 Получаем информацию, изучая диаграммы и таблицы 5 Ищем информацию в интернете 6 Оформление реферата 7 Оформление презентации 8-9 Реферативно-исследовательский проект «Микрогосударства Зарубежной Европы» 10-11 Информационно-исследовательский проект «Религии мира» 12-13 Информационно-исследовательский проект «Урбанизация. Проблемы и перспективы» 14-15 Реферативно-исследовательский проект «Традиции и обычаи народов мира» 16-17 Реферативно-исследовательский проект «История освоения (исследования) родного края» 18-20 Практико-ориентированный проект «Создание интерактивного пособия-путеводителя «Путешествие по интересным местам области»» 21-23 Информационно-исследовательский проект «Создание заповедника (заказника) на территории ЕАО» 24-26 Информационно-исследовательский проект «Комплексное изучение территории своей местности» 27-28 Реферативно-исследовательский проект «Народные промыслы России» 29-30 Информационно-исследовательский проект «Имена путешественников на карте мира» 31-32 Информационно-исследовательский проект «Электроэнергетика. Современные способы производства. Нетрадиционные источники энергии» 33-34 Реферативно-исследовательский проект «Парниковый эффект и разрушение озонового слоя»