Сценарий проведения праздника «Красная горка» для учащихся 4-8класса


Сценарий проведения праздника «Красная горка»

Е.И.Сергеева - педагог дополнительного образования



Действующие лица:
- ведущие - организаторы конкурсной программы
- участники фольклорного коллектива «Параскева»
- члены жюри
- лотошники (учащиеся учебных групп )

Материал к мероприятию:
Приспособление для катания Пасхальных яиц
Музыкальный центр ( диски с народной музыкой)
Столы, стулья для жюри

Оборудование: Зал может быть оформлен вышитыми обрядовыми полотенцами. Праздник можно проводить в большом зале, где зрители сидят полукругом. Участники праздника могут сидеть так , чтобы были видны команды (можно по учебным группам ) , т. к. в празднике предлагается много конкурсов.


Ход праздника

«Красная горка» - так называется у нас Фомина неделя, следующая после Пасхи, у древних же россиян это имя носил праздник в честь Весны, совпадающий по времени как раз с Фоминой неделей. Вероятней всего, праздник этот назван так потому, что древний обряд встречи Весны происходил на горе, освещенной «красным солнышком ». Только самая высокая горка раньше всего оголялась от снега, подсыхала и становилась для гуляний и праздников пригодной.
К этому празднику вплоть до 19 века вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом было изображение встречи весны, в виде древней богини Макоши с руками, поднятыми к небу, к которой с двух сторон подъезжали на конях, с сохами две других богини Лада и Леля, также с поднятыми руками. Встреча весны находила свое отражение и в ритуальных песнях – веснянках :

Весна – красна На досточке,
На чем пришла ? На славненькой,
На жердочке, С хлебами обильными,
На тоненькой, Со льном высоким!

Вот послушайте, каким необычным для современных песен «гуканьем» закликали – зазывали к нам Весну.
(исполняется песня «Как на горке, на горе »)

Красная горка в разных местах России проводилась в разное время, и встречали этот праздник по – разному. В южных областях девушки на восходе солнца обливали себя водой на открытом воздухе. Самые смелые уже в это время купались в реке. Потом пели песни, перепрыгивали через огородную плетень, влезали на деревья, ходили вереницей вокруг сенных стогов и играли, разыгрывали Красную горку в хороводах.
Хороводы известны издревле у всех славянских народов Европы, и олицетворяли они поворот солнца к плодоносящим силам земли.
Русский хоровод движется в основном в левую сторону, по ходу солнца. В основном хороводы водили девушки, но если в танец добавлялся элемент игры , тогда необходим был мужской персонаж и приглашались парни в девичий хоровод.
Кто хочет сыграть одного из самых популярных и любимых хороводных персонажей – Заиньку?
Плясовая игра «Заинька, где ты был?»

В другом хороводе участники, поднимая или опуская руки, сужаясь или раздвигаясь, изображают размеры будущего урожая, дерева, растения . В иных случаях участники показывают одно и тоже действие : подражают движениям утки, зайца , заплетению и расплетению плетня.
Разучим с вами еще один хоровод.

Игра – хоровод «Заплетися плетень »

Во многих хороводах участники держались не за руки, а за концы носовых платочков. Девичий платочек – это не только атрибут игры, но и ритуальное действо- оберег, под покровительством которого и родит плоды мать – земля, совершающая свои вечные круги (хороводы вокруг солнца).
Но не только хороводы были развлечением для молодежи на Красной горке. И на улице, и в закрытых помещениях, на гумне, в сарае устраивались качели. Иногда делали круговые качели: тележное колесо укрепляли на оси, которую неподвижно прикрепляли к прочно вбитому деревянному столбу. А к колесу прочно привязывали веревки с петлями. Играющие одну ногу вдевали в петлю, а другой – отталкивались от земли. Были и совсем простые качели. Брали прочную доску, на которой скакали: ее в старину часто называли «скакель». Еще использовали обычную доску « тесницу», клали серединою на подмостки. Скачущие становились на концы доски и устанавливали равновесие прибавкою или убавкою конца. На середину доски, чтобы прижать ее к подмосткам, сажали кого-нибудь. Называлось это «сидеть на каше».
Игры с качелями.
Но все-таки самыми живыми и привлекательными на Красной горке были взаимоотношения между юношами и девушками. Если собиралась молодежь с разных улиц, деревень, то тут же начинались знакомства, симпатии или выяснения данных отношений. Иногда дело доходило до ссор, обид, но танец и игра примиряли всех.
Одну из таких сцен покажут вам участники фольклорного театра и ансамбля «Параскева».
сцена из «Снегурочки» Островского А.Н.

Игра и песня «Где живет моя милая?»

Так как большинство наших участников девочки и девушки, какая же Красная горка обойдется без выбора самой-самой? Именно она должна была наградить всех своих подружек праздничным угощеньем – сыром, молоком, которые служили символом ожидаемого плодородия.
Показателем девичьей красоты в старой Руси служила, конечно же, коса, поэтому первый наш конкурс называется «Коса – девичья краса», и на нем девочки должны были продемонстрировать у кого самые длинные и ухоженные волосы и, кто самый первый заплетет косу.

(Жюри измеряет заплетенные косы и выдает игровой жетон)

А теперь жюри оценит самую необычную и красивую прическу из длинных волос.
(Победительнице выдают игровой жетон)

Следующий наш конкурс девочки должны были подготовить заранее. Если в старину девочка могла украсить свою голову повязанной вокруг лба ленточкой, девочка –подросток вплетала в косу шелковую ленточку, девушка уже могла выделить свою косу красивым украшением, которым она закалывалась в самом конце. Называлось это украшение «косник», в зависимости от мастерства и фантазии умелицы он был самым разнообразным.
Этот конкурс оценивает жюри (победительницы конкурса получают жетон).
- Мы оценили и красоту волос, и талант рукодельниц, но девушка ценилась еще и за бойкий ум, умение общаться, быть хорошей хороводницей и разговорницей. Поэтому следующий конкурс наш называется «Забава Путатишна», на котором девочки должны рассказать самую веселую загадку, спеть веселую частушку и даже найти старинный анекдот или быличку на тему «Труд и уменье», «Лень и уменье».
(Победительнице выдают игровой жетон)
Теперь настает самое сложное. Какую же из девушек нам выбирать «Лелей», так в старину называли самую красивую, самую веселую и в тоже время рукодельницу. Предлагаем всем зрителям стать участниками и судьями. Давайте обовьем хороводом тех из девочек, что вам понравились, и у кого хоровод получится больше, та и станет нашей «Лелей».
Для нашей победительницы юные «ухажеры» исполнят «Страдания».
На этом наш праздник не заканчивается. Ведь не только самым талантливым, но и всем хочется доказать свою смекалку, знания и остроумие. Поэтому следующий конкурс для всех участников праздника, и называется этот конкурс «Догадка».
Каждый из вас на занятиях кружка или в школе, а может и просто любопытства ради интересовался происхождением вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Сегодня мы ограничиваемся одной темой – самой для нас приятной. Итак, будьте внимательны!
Ни один праздник на Руси не обходился без сладкого угощенья, без обильного чаепития. Ну, а уж без этого предмета не обходилась не одна семья. Назвали его «генерал стола», и были эти генералы самые разнообразные: большие и маленькие, пузатые и стройные, стандартные и необычайной формы. Вот и загадка вам подскажет: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода». Кто догадался первый, что это самовар? (победитель получает жетон). А теперь следующие вопросы:
Как вы думаете, сколько лет существует самовар? (300,250,200)
Все вы знаете, что прежде чем любая вещь стала той вещью, которой мы пользуемся, необходимо совершить несколько превращений. Найти сырье, обработать его, придать соответственную форму, изготовить, и, наконец, украсить, если хочется сделать вещь красивой.
Вопрос второй: как вы думаете, сколько технологических операций осуществляется при изготовлении самовара (более 400, 2500, 650).
Ни одно чаепитие не обходится без сладостей! Чего только нет на нашем столе, и все сплошь заморское. Но раньше, тоже лакомств и выпечки было немало: калачи, плюшки, пироги, пышки – продолжайте, знатоки русской кухни! ( бублики, баранки, сушки, пряники, печенье). А какие из кондитерских изделий имеют иностранное звучание и происхождение? (кекс, торт, конфеты).
Вы, наверное, не довольны тем, что в викторине о чаепитии я не упомянула о конфетах. Ну, как же я могла о них забыть! Просто конфеты – наиболее молодое лакомство, но и среди них есть «старушки». Как вы думаете, среди наших любимых конфет – «Мишка на севере», «Мишка косолапый», «Трюфель», «Раковая шейка», «Суфле», - какая самая старая, но по –прежнему вкусная?
(«Раковая шейка» - судя по имеющимся в музее истории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», эта конфета является самой пожилой). Тогда еще маленький заводик, основанный германским промышленником Эйнемом, начал изготовлять ее аж в 1868 году.
1895 г. – «Трюфель», вплоть до 1917 года производство этих конфет было ручным.
1929г. – «Мишки»
1939г. – «Суфле» (Материалы из газеты «Московский комсомолец» от 13.01.96)
5. Что-то мы все про чай. А как же кофе – спросите вы? Вот и я вас спрошу о том же. Когда же у нас появился растворимый кофе? В начале века? До второй Мировой войны? После второй Мировой войны? (Кофе был изобретен в Гватемале в 1906г.)
6. Единственное, чего не хватает на нашем столе – это фруктов. Но и здесь вас ждет вопрос: какой из популярных и любимых многими фруктов искусственного происхождения: банан, киви, инжир, апельсин?
(В 1906г. в Новой Зеландии селекционеры вывели из китайского крыжовника новый фрукт – киви.)
7. И, наконец, последний вопрос для знатоков российской словесности: какому из русских классиков принадлежит такое описание праздника «Красная горка»:
А.С. Пушкину, Л.Н. Толстову, А.П. Чехову? (отрывок можно распределить между участниками праздника и прочитать).
«Этот языческий праздник сохранился и до нашего времени во всей своей полноте. Празднуется он на горах и пригорках, где прежде всего тает снег и показывается зеленая травка Следовало бы по-настоящему назвать его зеленой горкой, но предки наши уродились в наших современников: придавать всему выдающемуся красную окраску, было их страстью.
Девицы, весна, лучшие площади, самая вкусная рыба – все это называлось красным. В наше время парни и девушки с лицами, усыпанными в честь весны веснушками, собравшись где-нибудь на пригорке, устраивают хороводы и поют песни
Обыватели идут на погосты и под видом поминовения родственников устраивают там целые пикники Но ничем другим так не угодила Красная горка Россиянам, как свадебным зудом. Выходят замуж все, в розницу и оптом, и попадают в число мудрых дев не только достойные, но и бракованные и уцелевшие после пожаров и наводнений»
(А.П. Чехов, «Красная горка»)
Ведущий: Пусть Антон Павлович легко и иронично описывает праздничный «свадебный зуд», тем не менее это было именно так. На Красную горку пели лирические песни, водили «поцелуйные хороводы». Эти песни и хороводы вы услышите и увидите в исполнении нашего фольклорного коллектива. В сторонке никто не стойте, за спины не прячьтесь!
(народная лирическая песня «Где живет моя милая?»
Хоровод «Как во новее – городе король –королевич»)
Поцелуйная игра «Подушечка».
Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую.
Люблю , люблю девицу ,
Люблю молодую (выбирает парень)

Проведу по горенке,
Проведу милую.
Поставлю на колени,
Сто раз поцелую.( девушка выбирает другого )

Стелю, стелю подушечку,
Стелю для милого.
Люблю, люблю молодца,
Люблю дорогого.

Проведу по горенке ,
Посеред поставлю.
Посеред поставлю,
Целовать заставлю. (парень целует девушку и т. д. )





Приложение
к праздникам «Красная горка», «Вербное воскресенье »

Забавы на качелях.
(из книги «Забавы вокруг печки» И. Морозов, И. Слепцова Москва 1994 «Роман –газета»)

После Пасхи на поветях для челядешек начинают «качули» веревочные ладить: «грузно» из доски смастерят и на гужахб повесят. Для самых маленьких детишек их и в доме могут устроить: через воронец/брус, поддерживающий полати –дощатый помост, на котором спали хозяева/ веревку перекинут, меж нее скамеечку маленькую – вот и качуля готова! Да только ребятишек много, всем покачаться хочется. Они и начнут всякие забавы придумывать, чтобы один другого на качуле сменял, слишком уж долго не задерживался. Станут, к примеру, одного раскачивать, да и «барышни» ему поют:



Первой, другой барышок,
Три, четыре барышок,
Девять, десять барышок.
У Ивана на дворе
Ходит пиво в бураке.
Ступай-ко домой,
Не оглядывайся,
Как оглянешься –
Тебя пестом, шестом,
Да ухватищем,
Да помелищем!
Да на полатенке дыра,
Соходить тебе пора!

Как только припевка кончится, надо другим место на качуле уступить. Пока суд да дело, некоторые тем забавляются, что перед качулей туда-сюда перебегают. А надоест ребятне одни «барышни» петь, начнут в «попинуху» играть. Возьмут пук соломы –прямицы, согнут его надвое, да посередине перевяжут – это «снопухой» или «мечевуху» - мячик из тряпок сделают – круглый или вроде дыни, с ленточками и лоскутами разноцветными по бокам – «рямочками» и бантами. Такой мячик взрослые девушки шьют для того, чтобы на большой качуле играть. Челядешка чаще чем попроще пробавляется: то старый лапоть, «отопок» возьмет, то рукавицу шубную или шапку чью. Сначала тому, кто на качуле сидит, «барышни» поют:

Раз, два, барышок,
Три, четыре барышок,
Семь, восемь барышок,
Девять, десять барышок!
Со кацюльки домой,
Не оглядывайся!
Как огленисси,
Перевернисси,
А тебе палкой цюркой,
Большим пестом,
Огородишчем.
На полицьке,
В сахарниьке
Красна луковка стоит.
Сидит бабушка на пецьке,
Сухарики толкает,
Переталкивает.
- Почем, бабушка, сухарик?
-По копеечке!


Когда «барышни» закончат петь, начинают тому, кто на качуле сидит, на ноги «снопуху», мяч или рукавицы бросать, а он их в воздухе старается отпихнуть, да так, что бы никто их в воздухе не словил. Не словят – снова снопуху на качулю бросают, а поймает кто – может сам на качули садиться.
На улицах ребятня целую неделю после Пасхи на досках скачет: доску на полешко какое положат или на вершину горушки небольшой, и вдвоем по очереди на концы доски прыгают – так, чтобы на землю не свалиться.
Бабушки говорят, что сказать можно только после Пасхи, а в другое время – грех, земля чревата, повредить ее можно, и тогда урожай плохой будет.
Когда скачут, то ногами и руками фигуры разные выделывают. Сначала «снуют»: четырежды подпрыгивают и поворачиваются каждый раз на 90 градусов, пока лицом опять друг к другу не станут. Потом «ткут»: ноги плотно сдвинут: в первый раз подпрыгнут – ноги вперед вытянут, во второй раз- назад согнут. И так четыре раза подряд. Тот, кто с этим упражнением справился, начинает «кроить»: четыре раза подпрыгивает и в воздухе руки и ноги в стороны разводит. Если и это сумеет преодолеть, то «шьет»: двигает в прыжке ногами взад-вперед.
Последняя фигура – «черепья собирать» - самая трудная: надо коснуться четыре раза поочередно то правой, то левой ногой земли. Кто первым это сделает, тот и выиграл, а запнется – эту фигуру начинает заново выполнять. А коли с доски свалиться – череп разобьет» - все – должен проделывать сначала.
Другие ребята в «тетеру» игру затевают: все цепью встанут, кроме двоих – те в сторонку отойдут и за руки возьмутся. Цепь кругом ходит и припевает:
Шла, шла тетера,
Шла полевая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом.
Напоршилась,
И натопорщилась,
Кыш-ш-ш-ш
И полетела!
Тут «тетера» со своим детками старается между игроками, что в сторонке, пробежать. Если руки разовьет, то с «дитеночком» на их место становится, а нет – так снова песню заводит.
Девочка больше «маком» играть нравиться. «Городком» - так кружок называется – станут и давай распевать:
Маки, маки, маковые,
Вы сизые, голубые
Вы голубчики родные,
Вы слетайте, узнавайте,
Прилетайте, расскажите,
Как, как сеют мак?
- Вот и едак, вот и так
Вот как, вот как сеют мак!
Все руками показывают, как мак сеют, друг перед дружкой стараются. Потом начнут мак «полоть», «стричь», «стручить», «трясти», «жарить» да «есть». Нахохочутся до упаду на подружек глядя!
Ребята постарше «журавля пускают»: пристроят поперек полена небольшую дощечку с луночкой на нижнем краю. В луночку мячик, чурочку или камень положат и по верхнему краю по очереди бьют батогом. У кого выше или дальше полетит – тот и выиграл. А тот еще мячик вверх выбьют и ловят наперебой. Кто поймал – тому «журавля пускать».