КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ: Научно -техническая революция (её характерные черты, составные части, пути развития, главные направления)
Урок 32 Дата проведения:
Тема урока Научно -техническая революция (её характерные черты, составные части, пути развития, главные направления)
Общая цель Сформировать понятие «научно-техническая революция».
Ожидаемые результаты Знает термин НТР
Называет характерные черты и составные части НТР
Характеризует свойства водных масс.
Тип урока Комбинированный
Методы и методические приемы Частично - поисковый, наглядный, исследовательский;
Задания Оборудование Мультимедиа, атласы, учебник
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент. Приветствие. Психологический настрой. Прием «Подари улыбку». Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Приветствуют друг друга. На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки. Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.
2. Актуализация опорных знаний В какой эпохе мы с вами живем?
Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР. Смотрят видеоролик. Учащиеся говорят про НТР
3. Изучение нового материала Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без помощи учебника Учащиеся могут дать следующее определение: НТР – это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества
Используя текст учебника определите в чем отличие понятий НТР и научно-технический прогресс? Примерный ответ ученика, Научно-технический прогресс это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. На его фоне НТР – период быстрых и глубоких изменений
Продолжает объяснение, в ходе которого учащимся будет предложено выполнить ряд заданий. Приложение 1 Слушают, выполняют задания
4. Разминка Проводит разминку на улучшение циркуляции крови в органе зрения.Сомкнуть веки обоих глаз на 4-5 секунд; повторить 6-8 раз.
Быстро моргать глазами в течение 10-15 секунд
Сомкнуть веки обоих глаз и пальцами слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд. Выполняют вместе с учителем
5. Закрепление.
Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты? Работают в парах
6. Подведение итогов урока Учитель выставляет оценки, с комментариями. Слушают, выставляют в дневник
7. Рефлексия Предлагает провести самооценку деятельности на уроке. Прием «Светофор»
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор» (у каждого ученика заранее подготовленные цветные бумаги):
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Приложение 1
Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт:
Универсальность, всеохватность.
Задание: прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (ответ ученика: НТР проявляется в использовании компьютеров в промышленности, в быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др. )Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама? (ученики перечисляют новые техники).
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример используя текст учебника. (ответ ученика: резкое сокращение времени от изобретения , научного открытия до внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении техники, технологии.)
Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР (с.103). (Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960 года в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988г – около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году – около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году – более 3 млрд человек).
Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Задание: приведите пример. (Ученик: в эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда.) Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.
Военно-технический характер.
Задание: приведите пример. ( Ученик: Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях. )
Учитель: Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:
Наука.
Техника и технология
Производство
Управление
Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88. Используя текст учебника на с.84(3), приведите примеры проявления НТР в науке. (Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, т.е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
Ученик 3: Возникли города науки – технополисы.
Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.)
НТР в технике и технологии. Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы. (вопросы записаны на листочках, раздается)
Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции)
Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития)
Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В машиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим – электрохимическим, плазменным, ультрозвуковым и т.д. В металлургии – внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи – стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).
Проверка ответов .НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86.
(Ученик 1: 1. Электронизация (производство и использование ЭВМ) . 2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы)
Ученик 2: 3.Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика). 4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» - титан, бериллий, литий).
Ученик 3: 5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов). . 6. Космизация (использование космоса для исследования земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума)
НТР в управлении. Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88. (Ученик: 1. Существование единой информационной сферы – Интернет. 2. Наука управления – кибернетика. 3. Востребованность работников новых профессий – программистов, операторов. 4. Геоинформатика – новое направление географии. 5. АСУ – автоматические системы управления. )
IV.
V. Рефлексия. (Итог урока
VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. (с.83-88).