Технологическая карта бинарного урока технологии в 5 классе. Тема: Цветовые сочетания для изделий в лоскутной технике


Есакова Анжелика Валерьевна, учитель технологии и ИЗО и
Дементьева Ольга Анатольевна учитель технологии МБОУ "СОШ № 25" город Абакан республика Хакасия
Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема: " Цветовые сочетания для изделий в лоскутной технике"

Бинарный урок по технологии и ИЗО для учащихся пятых классов из раздела «Художественные ремесла». Урок проводят два педагога. На уроке используются интегрированные технологии и кейс - технологии. Занятие рассчитано на два урока по 45 минут. 
Цели и задачи деятельности педагога Закрепление знаний и умений обучающихся при изготовлении изделий в лоскутной технике, правила безопасной и аккуратной работы с ножницами; развивать внимание, тонкую моторику, аккуратность и точность выполнения действий, научить основным правилам сочетаемости цветов и созданию гармоничной цветовой композиции, умение работать в группе, умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы, формировать коммуникативные навыки
Тип урока Интегрированный бинарный урок ,
урок постановки и решения учебной задачи
Используемые технологии. Интегрированные технологии и кейс - технология.
Методы и формы обучения Информационный, наглядный, практический.
фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные понятия и термины Печворк, гармоничная композиция, ахроматические и хроматические цвета
Образовательные ресурсы http://www. style.passion.ru/uroki-stilya/kak-odevatsya-stilno/sochetanie-tsvetov-v-odezhde.htmhttp://infourok.ru/razrabotka_uroka_po_izo_na_temu_cvetovoy_krug._cvetovye_otnosheniya_3_klass-112533.htm
http://pismoref.ru/1169133248.html
Наглядно-демонстрационный материал Изделия в лоскутной технике, цветовой круг, мультимедийная презентация
Материально-технической обеспечение Кейс : учебник, цветная бумага, шаблон, клей, ножницы .Планируемые образовательные результаты Личностные: будут сформирован интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности, получат возможность для формирования первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности.
Предметные: научатся сочетать цвета и создавать гармоничные цветовые композиции; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
Метапредметные:
познавательные – научатся устанавливать аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе из учебника) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научатся формулировать собственное мнение и позицию; получат возможность научиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
регулятивные - научатся в сотрудничестве с одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Организационная структура урока
 
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения  
Деятельность учителя  
Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке  
Универсальные учебные действия  
Промежуточный контроль
1.Организационный момент.
Постановка учебной задачи
 
 
 
 
 
 
 
  Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Учитель технологии. Приветствие учителя. Отметка отсутствующих.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Постановка проблемного вопроса для определения темы.
-На прошлом занятии вы знакомились с различными видами лоскутного шитья. И начали работу над изделием в лоскутной технике. Давайте вспомним: какие виды лоскутной техники вы знаете? А какие изделия можно сшить в этой технике для оформления кухни- столовой. Какие основные узоры вы знаете в лоскутном шитье? И какие требования мы должны соблюдать при изготовлении изделий в этой технике? Чему мы должны научиться на уроке? Поэтому на урок я пригласила учителя ИЗО, которая расскажет нам о правилах сочетания цветов. Проверка
готовности к уроку
Рассматривают работы в лоскутной технике слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют в ходе беседы, тему и цель урока.
  Фронтальная Личностные:
имеют мотивацию к учебной и творческой  деятельности, проявляют интерес к учебному материалу. Устные ответы
2.
Освоение нового материала
  Словестно-иллюстративный рассказ «Сочетаемость цветов». Работа с учебником (с. 164). Просмотр мультимедийной презентации Учитель ИЗО, На уроках ИЗО мы изучили основные правила цветоведения, давайте, вспомним их и повторим.
Какие основные цвета вы знаете? Назовите дополнительные к ним? На какие группы делятся хроматические цвета? Перечислите? Рассказывает об основных правилах сочетаемости цветов с показом мультимедийной презентации
 
 
 
 
 
  Отвечают на вопросы, работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Фронтальная Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду Устные ответы
3.
Творческая практическая деятельность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Организация рабочего места
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Практическая работа в группах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Учитель технологии
.Проверяет организацию рабочего места, проводит вводный инструктаж.
- Работать сегодня вы будете в традиционных дизайнерских группах, командир группы будет распределять задания в группе. Для вас приготовлены 4 кейса с заданиями, выбирайте.
Распределяет обучающихся на группы (по 3-4 человека), наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Проводит инструктаж по технике безопасности.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы Организуют рабочее место, проговаривают правила поведения
Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе:
работают все на общий результат;
в группе должен быть ответственный;
своё несогласие высказывай вежливо;
если не понял, переспроси.
 
Командир читает задание. И распределяет обязанности.
 
 
 Выбирая необходимые цвета, составляют композицию, которую приклеивают на шаблон .Соблюдают гигиенические нормы работы и безопасные приемы пользования инструментами, выполняют задания, оценивают результаты выполненной работы групповая 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Групповая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места
 
 
 
 
 
 
 
 
Личностные: проявляют стремление к созидательной творческой деятельностиПознавательные: умеют анализировать информацию, сочетать нужные цвета, составлять узор для изделия
Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию Устные ответы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Физкультминутка (в процессе практической работы) Учитель технологии. Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью  
5.
Рефлексия деятельности Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Взаимо оценка работ между группами. Заключительное слово. Учитель технологи. Я вижу, все закончили свои работы. Давайте пригласим учителя ИЗО и она поможет нам их проанализировать и оценить.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение цветовой композиции. Организует беседу по вопросам: В каких цветах выполнена композиция? Каким правилом вы пользовались при составлении композиции? Какой узор вы применили в своей композиции? Какое цветовое сочетание наиболее удачное на ваш взгляд?
Все эти идеи вы можете использовать в проекте «Лоскутное изделие для кухни- столовой», на этапе исследования.
Рассмотрев все варианты, вы можете выбрать любой для своего изделия из ткани.
Рефлексия: - Какую цель мы ставили на уроке? - Мы её достигли? - Были ли ошибки? Подведём итог работы.
технология «Пять пальцев». Учащиеся поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак пальчиками, на каждый из вопросов учителя при согласии ребенок расправляет один пальчик.
1. Я довольна своей работой на уроке.2. У меня было хорошее настроение на уроке. 3. Мне понравилось изделие, которое я сделала.
4. Я буду продолжать знакомиться с этой техникой.5. Мне понравилось занятие.
Рассматривают выполненные работы, оценивают их, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные:  с ориентированы на чувство восприятия цвета
Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют результат, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделииКоммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
  Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы
  Домашнее задание. Уборка рабочих мест Подобрать ткань для своего изделия и принести на следующий урок. Дома попробовать составить свои композиции на компьютере в графическом редакторе -Paint.
  Слушают учителя, записывают задание на дом в дневниках. Индивидуальная    
Предполагаемые риски.
проблема решение
Задание вызовет затруднение и не хватит времени для выполнения Посоветовать группе выполнить более легкий вариант изделия, а остальные доработать, дома используя материал учебника.
Группа справится раньше других Предложить подумать и выполнить зарисовки как можно изменить выбранное изделие, какие декоративные элементы внести?