Конспект урока по технологии на тему: Цветовые сочетания. Двусторнняя и художественная гладь (6 класс)


Технологическая карта урока
Предмет: технология (труд) Класс 6
Базовый учебник: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.Б.Павлова, И.А.Сасова, М.И.Гуревич; под ред. И.А.Сасовой, - 3-е изд., с уточн. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 224 с.:ил.
Тема урока: « Цветовые сочетания. Двусторонняя и художественная гладь».
Цель урока: В процессе изучения гладьевой и художественной вышивки ознакомиться и научиться выполнять данные операции.
Личностный результат: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности (осмысление).
Метапредметный результат: уметь диагностировать результаты выполнения приемов гладьевой вышивки по принятым критериям и показателям (овладение действием).
Предметные результаты:
- усвоить понятие гладьевой вышивки (ПС, осмысление),
- уметь выполнять технологические операции «двусторонняя гладь» и «художественная гладь» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (ТС, овладение действием),
- уметь определять показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения гладьевой вышивки (ТС, осмысление),
-развивать моторику и координацию движения рук при работе с иглой и пяльцами ( ФПС, овладение действием)
Задачи урока:
познавательные:
- рассмотреть и проанализировать изделия со старинной гладьевой вышивкой,
- создать ориентировочную основу действий при выполнении операций двусторонней глади и художественной глади,
- на основе анализа выполнения операций гладьевой вышивки выявить и осознать показатели качества данных технологических операций,
- выполнить упражнения и практическую работу в технике гладьевой вышивки,
регулятивные:
- определить и принять учебную цель через знакомство с образцами старинной вышивки,
- выполнить действия по контролю приемов и операций двусторонней глади и художественной глади,
коммуникативные:
- осуществлять внешнеречевую деятельность при обсуждении образцов гладьевой вышивки, цветовых сочетаний в вышивке, приемов работы и техники безопасности в вышивке,
- осуществлять коммуникативное воздействие на уроке с учителем, одноклассниками и в группе,
личностные:
- выполнить самооценку результатов изготовленного образца.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Оборудование: ткань полотняного переплетения, цветные нитки мулине, копировальная бумага, набор ручных инструментов, пяльцы, учебник, схемы узоров, образцы двусторонней и цветной художественной глади, старинные изделия (полотенца, скатерти, салфетки и др.) выполненные в технике глади, компьютер, мультимедийное устройство. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Вводно-мотивационный этап урока
1. Мотивация к учебной деятельности (орг.момент) - приветствует обучающихся, - проверяет готовность обучающихся к уроку, - мотивирует обучающихся на работу.
Предлагает определить свое настроение по смайликам на слайде (Слайд №1) и записать номер смайлика в тетради на полях. - активно наблюдают и слушают учителя, - намечают пути взаимо-действия с учителем и сверстниками на уроке.
Просмотр слайда и определение своего настроения по слайду. Личностные: - принятие цели и нравственных норм поведения, - появление заинтересованного отношения к предстоящей учебно-познавательной деятельности. Метапредметные: - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности. Предметные: - оценивание своей готовности к работе в мастерских и достижению цели урока (МС).
2. Актуализация знаний - Беседует с обучающимися по теме предыдущего урока «Композиционное построение узоров. Простейшие гладьевые швы», используя слайд с тестовыми заданиями для устной работы. (Слайд №2)
- Дает задание в парах на подбор орнамента или схем вышивок для ночной сорочки, полотенца и салфетки. - осмысливают суть вопроса учителя; - воспроизводят учебный материал; - слушают, анализируют ответы одноклассников, оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей; - высказывают и аргу-ментируют свою точку зрения по заданию. Личностные: - проявление ответственности, внимания. Метапредметные: - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологических знаний и умений; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Предметные: - знания и интеллектуальные умения по предыдущей теме урока на 1 и 2 уровнях усвоения (ПС).
3. Постановка учебной задачи. - читает стихотворение о вышивании,
- предлагает рассмотреть изделия (старинные полотенца, скатерти, фартуки и т.д.) представленные на стенде,
- ставит проблемные вопросы, подводя к теме урока (Чем украшены эти изделия? Каким это способом выполняется? Что общего и чем отличаются вышивки в изделиях?) (использует метод «мозгового штурма»), анализирует ответы,- с помощью «звездочки обдумывания» планирует вместе с обучающимися предстоящую работу (зарисовывает на доске). -активно наблюдают и слушают учителя,
-намечают пути взаимодейст-вия с учителем и сверстниками на уроке, - смысливают цель и основные задачи на урок; - принимают (или формули-руют сами) цели и план работы; - планируют способы дости-жения цели.

Личностные: - принятие цели и нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность и др.), - появление эмоционального, заинтересованного отношения к предстоящей учебно-познава-тельной деятельности.
Метапредметные:- определение и осознание и цели урока; - умение планировать задачи на урок.
Предметные: - оценивание своей готовности к работе в мастерских и достижению цели урока (МС)
Операционно - познавательный этап урока
4. Изложение нового материала - объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал обучаю-щимся на слайдах (Слайд № 3 – деление цветов, Слайд №4 – сочетание цветов, Слайд №5 – технология выполнение двусторонней глади, Слайд №6 – технология выполнение художественной глади), т.е. использует компьютерное сопровождение урока и организует работу обучающихся с учебником, - по изучаемым вопросам создает проблемные ситуации и организует их совместное решение; использует методы и средства активизации УПД обучающихся: метод «мозгового штурма», метод наводящих вопросов, тренировочных упражнений. - слушают, наблюдают, осмысливают, анализируют, выдвигают гипотезы, строят логические рассуждения, - при ответах воспроизводят учебный материал, - выявляют и осознают существенные признаки понятий; устанавливают причинно-следственные связи по изучаемым вопросам, - выслушивают ответы товарищей и резюме учителя при обсуждении учебного материала, - работают с текстами, отвечают на контрольные вопросы, выполняют практи-еские задания на репро-дуктивном и эвристическом уровнях, - оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание), - планируют работу и осуществляют самоконтроль. Личностные: - приобщение к трудовой деятельности по определенным профессиям. Метапредметные: - алгоритмизированное плани-рование процесса познавательно-трудовой деятельности. Предметные: - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах(ПС),- планирование технологического процесса и процесса труда (ТС), -осознание ответственности за качество результатов труда (МС), - моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ (ЭС), - сочетание образного и логического мышления в процессе применения нового материала (ФПС).
5. Вводный инструктаж -знакомит обучающихся с заданием и технологией его изготовления, с использова-нием инструкционной карты объясняет и показывает приемы работы, типичные ошибки, способы их предупреждения; показывает организацию рабочего места, правила безопасной работы, -стимулирует деятельность обучающихся по осмыслению технологии выполнения изделия; - выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал, -организует выполнение пробных действий по изучаемым приемам работы,
- организует разработку критериев и показателей качества для оценивания выполненной работы (вышитого образца), используя методы «мозгового штурма» и наводящих вопросов.
-анализируют технологию изготовления объекта, - запоминают и воспро-изводят учебный материал, выдвигают гипотезы; -усваивают образ действия через разные виды получения информации; переносят сложившийся в сознании образ действия на практическую деятельность; -планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществляют самокон-троль, корректируют усвоен-ный образ действия по вы-полнению приемов работы.
Личностные: - овладение установками, нормами и пра-вилами научной организации умственного и физического труда; Метапредметные: -проявление творческого подхода к конструкции изделия, технологии его изготовления. Предметные: - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологи-ческих процессах (ПС); - владение методами чтения и способами графического представления технологической и инструктивной информации (ПС); - планирование технологического процесса и процесса труда (ТС); - подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологи (ТС); - подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии (ТС); - обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда (ТС); - моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ (ЭС); - достижение необходимой точности движений при выпо-лнении приемов работы (ФПС).
6. Практичес-
кая работа обучаю-
щихся.
Текущий инструктаж. Проверяет готовность обучающихся к работе; -организует практическую работу по изготовлению изделия; -выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся: 1 обход - проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда, 2 обход - проверка правильности выполнения тру-довых приемов и техноло-гической последовательности,
3 обход - проверка правиль-ности выполнения вышивки и ведения обучающимися контроля.
- Выполняют практические действия по отработке навыков вышивки, - выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций, -строят рабочие взаимоотно-шения, работая в группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат;
- планируют этапы выполнения работы,
- отслеживают продвижения в выполнении задания,
- выполняют рефлексию: самостоятельно оценивают и анализируют собственную учебную деятельность с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий,
- выявляют различные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания. Личностные: - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельностиМетапредметные: - алгоритмизированное планирование процесса позна-вательно-трудовой деятельности Предметные (П):- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; - владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;Предметные: - выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений(ТС);- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены (ТС);- соблюдение трудовой и тех-нологической дисциплины(ТС); - контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов (ТС);-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления (ТС); - осознание ответственности за качество результатов труда (МС)
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами (ФПС).
Рефлексивно-оценочный этап урока.
7. Заключитель-ный инструктаж. Рефлексия деятельности. -организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин, - оценивает по установленным критериям совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки, - задает домашнее задание.-осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины, - высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя и одноклассников о своей работе, - оценивают и анализируют результаты выполненной своей работы и работы товарищей.
Личностные: - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Метапредметные: -диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; - обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняя-емых технологических процессах. Предметные: - контроль конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов (ТС);- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления (ТС); - осознание ответственности за качество результатов труда (МС)
8. Уборка рабочих мест. Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными. - выполняют свои функции в соответствии с общеприня-тыми правилами поведения в мастерских,
-оценивают качество уборки своих рабочих мест. Личностные: - овладение установками, нормами и правилами научной организации трудовой деятельности, - умение работать в группе и приобретать опыт такой работы, практическое освоение мораль-но-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Метапредметные:- соблюдение норм и правил культуры труда Предметные: - соблюдение трудовой дисциплины (ТС).
Сферы: П.-познавательная, М.-мотивационная, Т. –трудовая, Э.-эстетическая, К.-коммуникативная, ФПС-физиолого-психологическая сфера.