Презентация по Художественной культуре Урала Архитектура1940-1950-х гг.
Архитектура 1940-1950-х гг.
Послевоенный период характеризовался созданием новых городов, массовой застройкой главных городских магистралей и примыкающих к ним кварталов 4-5-этажными жилыми домами, включающими учреждения общественного обслуживания на 1-м этаже, с декором фасадов в виде стилизованных классицистических композиций. В архитектуре общественных зданий стилистическое развитие отличалось возведением строго индивидуальных для каждого города построек - носителей общественных идей, отличающихся обилием декора, воспроизводящего фрагменты и детали разных стилистических схем; использованием ордерных композиций в фасадах; влиянием объемных композиций высотных зданий Москвы рубежа 1940-50-х. Однако создание впечатляющих архитектурных образов послевоенного периода шло в противоположную сторону от технического прогресса. Наиболее остро это противоречие сказалось в жилищной архитектуре: традиционные методы строительства не могли решить проблем создавшегося в послевоенное десятилетие дефицита жилья.
Середина 1950-х ознаменовалась интенсивным процессом перестройки материальной базы строительства (возведением и реконструкцией заводов строительных материалов ) и реорганизацией архитектурно-планировочной деятельности (укреплением проектных орг-ций и концентрацией проектных работ в них), характеризующих наступление нового этапа в истории советской архитектуры – индустриального. В этот период на Урале сложилась плеяда интересных архитекторов, построивших множество сооружений в разных стилях.
Гостиница «Большой Урал»Смирнов Владимир Иванович (1904 –1982 гг.) с 1953 г. по 1961 г. был главным архитектором Свердловска. В числе его проектов, представленных на выставке, такие крупные и значимые для города объекты, как гостиница «Большой Урал», памятник архитектуры республиканского значения (в соавторстве с Захаровым С.Е.); Дом контор; реконструкция Свердловского железнодорожного вокзала (в соавторстве с Валенковым Г.П.) и др., а также его графические работы.
Военно-пехотное училище (Суворовское)Володин Петр Андреевич (1904 г - ?) за 8 лет работы в Свердловске, с 1932 г. по 1941 г. выполнили 24 авторских проекта. Прежде всего это цеха и корпуса для уральских заводов в Свердловске, Магнитогорске, Златоусте, Надеждинске и других городах. Один из важнейших объектов в Свердловске – военно-пехотное училище (Суворовское).
Управления комбината «Свердловскуголь» - ныне УрГУ им. А.М. ГорькогоТафф Александр Павлович (1914 – 1989 гг.) оставил яркий след в истории архитектуры Свердловска 1940-50-х гг. Он автор проекта Управления комбината «Свердловскуголь» (ныне УрГУ им. А.М. Горького), Свердловского строительного техникума, института НИИХИММАШ и комплекса жилых домов Уралхиммаша.
Здание Обкома и Облисполкома на пл. ТрудаМакаров Алексей Константинович (1904 – 1985 гг.) - один из авторов проекта здания Обкома и Облисполкома на пл. Труда (в соавторстве с Захаровым С.Е. и Нейманом И.Ф.), памятника конструктивизма; нескольких учебных заведений – промышленно-экономический кооперативный техникум, школа ФЗО и др. Графические пейзажи архитектора раскрывают его как тонкого и чуткого художника.
Архитектура г. Нижнего ТагилаПятидесятые годы прошлого века оставили очень заметный след в архитектурном облике города Нижнего Тагила. Коснулись эти изменения и нового центра. Еще до Великой Отечественной войны было предложено сместить центр города со старой предзаводской площади. По проекту мастерской московского архитектора А.М. Мастакова центральная площадь обновленного социалистического города должна была располагаться на полкилометра восточнее. Сегодня на этом месте площадь перед кинотеатром "Соаременник", а там, где построен цирк, должен был располагаться городской театр. Размахи строительства потрясали! В Тагиле эти проекты не были осуществлены. Не случилось. И, наверное, хорошо. Потому что иначе до нас не дошло и не сохранилось бы то наследие, которым сегодня по праву гордимся: старый Демидовский завод, купеческие особняки в центре, деревянные дома Гальянки и Ключей - свидетели быта и домашнего уклада рабочих, сторожевая башня на Лисьей горе, ставшая символом города, здания Окружного заводоуправления и Горнозаводского госпиталя.
Послевоенные 40 - 50-е были осмотрительнее в идеях и настроениях. Страшные разрушения войны, потеря памятников национальной гордости - Павловска, Петергофа, Царского Села, Новгорода, Чернигова и других, разрушение не только отдельных сооружений, но и целых городов с большими архитектурными комплексами, наверняка заставили по-другому взглянуть на сохранение исторического наследия в малых городах и провинции.В 1947 году для Нижнего Тагила разрабатывается новый Генеральный план застройки. В нем снова возникли предложения по реконструкции или переносу центра города, так как исторически сложившийся центр плохо связывался с остальными районами разросшегося на восток Тагила. Тогда же был проведен конкурс на лучший проект Центральной площади.
Центральная площадь В 1948 году Э. Розенбаум и Б. Штивель (тоже из мастерской архитектора А.М. Мастакова конторы "Горстройпроект") предложили в проекте площади северной ее границей считать улицу Ленина - как раз там, где старая Александровская переходит в Салдинский тракт, и не отводить территории севернее этой границы под Центральную площадь. Решение было очень удачным. Окончательный проект застройки Центральной площади был принят в 1954 году.
Самым замечательным сооружением площади является, бесспорно, здание драматического театра. Он был решен архитектором А.В. Тарасенко в стиле неоклассицизма. Театр, таким образом, становился Храмом искусства. Главный - восточный - фасад украшен восьмиколонным портиком дорического ордера. Над шестью колоннами расположились лепные театральные маски. Фронтон прорезан тремя арочными нишами, в двух из них помещены скульптурные изображения каменного цветка, а в центральной - композиция из Лиры и масок Комедии и Трагедии. На изломе крыши по центру и по краям - три скульптуры. Крайние - это обычная для тех времен аллегория Труда и Науки, а центральная - изображение Музы, как символ всё объединяющего искусства.
Первый жилой дом, построенный после Великой Отечественной воный в 1946 г. Здесь в 1946-2000 гг. размещался райисполком. Современный вид
Трехэтажные каменные дома постройки 1940-х гг., в возведении которых принимали участие военнопленные. Ул. Сталина, сегодня — проспект Вагоностроителей
Архитектурные проекты многоэтажных зданий рубежа 1940-1950-х гг. создавались московским институтом "Горпроект". Архитекторы стремились придать каждому дому индивидуальные черты, обращали особое внимание на отделку фасадов. Широко использовались башенки, лепные фронтоны, окна необычных форм, колонны и другие архитектурные украшения. Построенные в 1950-е гг. по этим проектам здания (в районе улиц Ильича, Сталина, Бажова, Правды, бульвара Б. Хмельницкого) образовали оригинальный архитектурный ансамбль центральной части Вагонки. Позднее этот период в советской архитектуре был назван "эпохой архитектурных излишеств».
Жилой дом — памятник архитектуры 1950-х гг. Проспект Вагоностроителей, д.21/15. Современный вид
Жилой дом — памятник архитектуры 1950-х гг. Проспект Ф. Дзержинского, д.36. Современный вид
Архитектура г. Каменска-УральскогоВ архитектуре зданий г. Каменска-Уральского послевоенного периода (на примере соцгорода УАЗа) наблюдаются три фазы развития стиля «советский неоклассицизм»: отголоски аскетичности военного времени, расцвет и угасание стиля. Архитектура города в 1940–50-х гг. развивалась в русле общероссийских архитектурных тенденций, но, в отличие от столичной и свердловской архитектуры, в Каменске-Уральском можно отметить менее крупный масштаб, как в градостроительстве, так и в архитектуре жилых и общественных зданий; более скромную деталировку зданий; меньшее количество образцов, представляющих собой художественную ценность.
На фото – первый пятиэтажный дом на Алюминиевой, площадь имени Горького в 50-е годы.В 1950-е годы в городе возводились архитектурные ансамбли. В Каменске-Уральском есть два образца соцгорода: при Уральском алюминиевом комбинате и при Синарском трубном заводе. В 1932 году вблизи деревни Красная Горка был заложен «Городок алюминщиков». Архитектор Г.П. Валенков
Историческая застройка соцгорода УАЗа представляет собой ценное архитектурное наследие. Композиционный градостроительный центр – площадь Горького – первоначально планировался как центральная площадь рабочего поселка (позднее соцгорода), впоследствии она стала главной площадью всего Красногорского района.
Здание ДК УАЗаЧерез два жилых квартала, в южную сторону от площади Горького, в границах улиц Алюминиевая, Исетская, Красногорская, Октябрьская, расположен архитектурно-ландшафтный ансамбль, включающий в себя здание ДК УАЗа, сквер и мемориальный комплекс – «Уральским алюминщикам, погибшим на войне 1941–1945 гг.» Проект здания индивидуальный, выполнен известным свердловским архитектором В.В. Емельяновым в 1943 г. Первоначальное название здания – Киноконцертный зал УАЗа.
В юго-западной части микрорайона, в границах улиц Гагарина, Строителей, железнодорожной линии Синарская-Челябинск, расположен ансамбль Молодежного комплекса. В него входят: Дворец пионеров, спорткомплекс «Салют», зеленые зоны, спортплощадки и места отдыха. Проект выполнила московская организация «Гипрогор» в 1950–52 гг.
ул. Каменская, 34. Вид на Спорткомплекс «Салют» с юго-запада. Фото 1966 г. Спорткомплекс «Салют» в г. Каменске-Уральском – один из немногочисленных в уральском регионе, представляющих тип спортивного сооружения в парадном варианте форм поздней советской неоклассики.
Стилистика зданий соцгорода УАЗа отражает общее развитие архитектурных тенденций России 1930–50-х гг.