Резервный урок по окружающему миру 2 класс. Субботина Н.А. Симеиз


Резервный урок
по окружающему миру
во 2-А классе
(проводится после экскурсии по Симеизу)
учитель: Субботина Н.А.
Тема: Путешествие по острову Сокровищ.
Цель: уметь находить редкие растения Симеиза, прививать бережное отношение к природе, желание сделать посёлок ещё лучше, создать Красную книгу Симеиза, проведя поисковую работу, развивать умения сотрудничать с одноклассниками и взрослыми ,прививать любовь к своему краю, развивать речь уч-ся, познавательный интерес.
Ожидаемые результаты. Знать редкие и интересные растения нашей местности, уметь различать разновидности дуба (с которыми знакомились), уметь рассказать о 2-3 объектах.
Оборудование: карта посёлка, альбом Красная книга Симеиза, карточки слов и иллюстрации растений, иллюстрации людей в национальных костюмах, плакат с изображением дерева – символа Крыма, 2 кроссворда.

Ход урока
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по острову Сокровищ. Какие сокровища хранит остров мы с вами выясним в путешествии. А поможет нам в этом карта. (показыаю )Откуда же начнём наше путешествие? Послушайте стихотворение и договорите слово в рифму.
С детства каждому известен этот путь,
Но как бы ни трудна была дорога –
Начинается она со школьного звонка,
Начинается от школьного ……. (порога)
Почему же начало нашего путешествия именно школа? (высказывания детей).
И так – в путь!
4. Работа на уроке.
1). Первая остановка «Краснодеревная». Расскажите, почему она так называется?.
1 уч. (показывает иллюстрацию с изображением тиса).
Потому что мы подошли к тису. Древесина у тиса красно – коричневого цвета, поэтому его ещё называют красным деревом. Она легко полируется. Это дерево аборигенное, реликтовое. Древесина его не гниёт, поэтому его ещё называют негной деревом. Тис очень медленно растёт. В трёхлетнем возрасте достигает размера карандаша. Мы предполагаем, что нашему тису быть может 60 – 70 лет. У тиса все части растения ядовиты, кроме ягод.
С началом судостроения тис стали вырубать для строительства кораблей. Поэтому сейчас тис в Крыму – один из тех деревьев, которые одной ногой в могиле стоят.
2 уч. У нас в Симеизе мы отыскали 7 деревьев. Мы решили создать Красную книгу Симеиза. И первым в ней будет тис. ( Помещаем иллюстрацию в Красную книгу).
2). Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Древняя». ( показываю на карте).
Появился на Земле 50 млн. лет назад. (иллюстрация и слово).
1уч. Это можжевельник – самое древнее дерево в Симеизе, дерево – долгожитель. Можжевельник – современник мамонтов. Живут эти деревья до 2 -3 тысяч лет . В Крыму их 5 видов, но только 3 вида отнесены к лекарственным. Издревле можжевельник применяли в народной медицине.
2уч. Ребята, в Крыму есть около 10 деревьев можжевельника колючего, которым почти по 1000 лет. Можжевельник не переносит загазованности и загрязнения. Но раз он растёт у нас и не погибает, значит какой у нас воздух?
Учитель. И вот известный доктор около лесных наук , профессор Лесовик Дремучевич Деревяшкин вместе с нами обследовал можжевеловую рощу. Что же он обнаружил? Давайте предоставим ему слово. Прошу, профессор!
Профессор. (выходит к доске)
Здравствуйте, друзья! Оказывается, можжевельник у нас в Симеизе, себя неплохо чувствует. (говорит вместе с детьми)
-Воздух здесь чистый? (чистый).
-Люди ухаживают за деревьями, обрезают сухие ветки? (дети отвечают)
-Закрашивают срезы, чтоб не попадала инфекция? ( да).
-Замазывают трещины и раны? (….)-Так как же себя чувствует можжевельник у нас в Симеизе? (ответы детей) ( Можжевельнику хорошо в Симеизе. О нём заботятся жители, охраняют).Но , к сожалению, на Земле можжевельника осталось очень мало. Он занесён в Красную книгу. Мы его заносим и в нашу. (помещаем в книгу).
3.Следующая наша остановка «Великанская»
Какое дерево не боится огня?
1 уч. Это секвойя. (иллюстрация) У неё очень толстая, рыхлая кора, которая почти не загорается, поэтому дерево не боится лесных пожаров. Из – за того, что ветви напоминают изогнутые бивни мамонта, его ещё называют мамонтовым деревом. Это вымирающее растение. В Симеизе 3 таких дерева. Одно из них погибает. Мы его заносим в нашу Красную книгу.
Приближаемся к следующей остановке.
Загадочная .Отгадайте загадку.
У виллы « Мечта» это дерево выросло.
Как бархат нежна и красива кора.
Но может исчезнуть оно в Украине, в Крыму, в Симеизе
И больше тогда…
Никто не услышит их шёпота летом
В сползавших на землю полосках коры.
И ласково гладя зелёный шёлк дерева,
Прошу вас, живите у нас, шептуны.
О каком дереве идёт речь? Почему его так называют ?Какие названия ещё есть у этого дерева?
1уч. Это земляничник мелкоплодный. Его ягоды напоминают землянику.
2 уч. Летом кора у дерева трескается и сползает. Говорят, что дерево раздевается. Поэтому его ещё называют бесстыдница.
3 уч. Но когда в лесу много таких деревьев, то во время сползания коры с деревьев слышится как бы шёпот. Поэтому деревья называют «шептунами». Земляничник мелкоплодный занесён в списки исчезающих деревьев Крыма. Поэтому мы его заносим в нашу книгу.
Следующая остановка «Китайская».
Чтобы узнать о каком растении идёт речь, отгадайте кроссворд.
Мыс, на котором расположен посёлок Понизовка. (Узун).
Дерево, измельчёнными листьями и корой которого в древности лечили раны. (дуб).
Скала, которая в 1931 году была разбита штормом у берегов Симеиза. (Монах).
Девушка, которая, войдя в море, превратилась в скалу. (Дива).
(прочитать слово в выделенных клетках) (удав).
Как называется это растение? А почему его назвали удав?
1 уч. Это глициния – лиана. Деревянный стебель похож на большую змею. Родина – Восточный Китай. Такой удав нередко охватывает ствол какого – либо дерева и медленно душит его. Но когда забирается на стены , колонны – вреда растениям не приносит.
2 уч. Весной до появления листьев глициния пышно цветёт, наполняя воздух неповторимым ароматом, восхищая всех гроздьями белых или сиреневых цветов. Эти растения широко распространены на ЮБК.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы вернулись к школе. Часто мы не обращаем внимания на те растения, которые часто встречаются. За окном нашего класса растёт тополь. Эти деревья высаживают целыми аллеями в городах и посёлках. Почему же7Молодые листья тополя выделяют очень много фитонцидов. Поэтому в солнечный день они как бы дымятся . В атмосфере этой дымки гибнут вредоносные для живых существ микроорганизмы.Уже давно известны лечебные свойства тополя. С листьев и почек тополя пчёлы собирают клейкое вещество, перерабатывают его в ценное вещество – прополис. Тополь очень быстро растёт и хорошо приживается.
6.Викторина.( проверить кто лучше запомнил растения, с которыми познакомились на экскурсии). За правильный ответ –фишка.
Что общего между дубом Каменным, пробковым, зимним?
Чем они отличаются?
Почему дуб цветёт каждый год, а плодоносит не каждый?
Почему один из видов дубов назвали зимним?
Подведение итога викторины.
Учитель. Закончилось наше путешествие. Так что же это за остров Сокровищ?.(Симеиз).Какие же сокровища здесь спрятаны?
А сейчас давайте внимательно посмотрим нашу Красную книгу и запомним те растения, которые нуждаются в нашей заботе и охране. (Листаю книгу, уч – ся называют растения). Но надо беречь и охранять все растения, чтобы их не постигла участь этих.(показываю на Красную книгу).
Закончить наше путешествие мы хотим советом для всех людей
(выходит1 ученик)
Один поэт сказал: «Смотри!
Цветок – как пёрышко зари!»
Другой поправил: «Нет!
Цветок – улыбка Бога!»
А третий молвил: «Стебелёк…
И лепестки, как дивный шёлк!
Глазами радуйся, люби,
Рукой - не трогай!»
(Обращаю внимание детей на выставку книг, в которых можно прочитать о растениях, редких растениях и животных).
Учитель. Ребята, но кроме этих сокровищ, которые мы открыли, есть ещё одно. От него зависит жизнь растений и животных, чистота воды и воздуха. Что же это за сокровище? Отгадайте кроссворд.
1и Г Л И ЦА 2м А К Л ЮРА 3д У Б 4г РЕ ЦИ Я Вечнозелёный низкий колючий кустарник в окрестностях школы, который занесён в Красную книгу. (иглица)
. Дерево , плоды которого имеют шаровидную Форму, используют как лекарство при заболеваниях суставов. (маклюра)
Дерево крымских лесов, у которого есть спящие почки, ожидающие своего часа 100-200 лет. ( Дуб)
Название какой страны звучит в этом растении? (показываю плод грецкого ореха)
(Дети читают слово в выделенных клетках – люди)
А почему люди? (ответы детей)
В Крыму живёт около 100 народов и народностей. Живут представители разных национальностей: русские, украинцы, татары, узбеки, немцы и др. В нашем классе есть представители 3 национальностей :русские,:украинцы, татары. (выставляю на доску иллюстрации с изображением этих народов в национальных костюмах). И, если мы представим наш остров в виде дерева, то это будет не просто дерево, а дерево – сад. Каждая веточка – это народ или народность, которые имеют свою историю и культуру, свой язык.
(Выходят 2 ученика).
7.Стихотворение «Рідна хата».
Різні в світі є країни,
Різні люди є на світі.
Різні гори, полонини,
Різні трави, різні квіти…
Є у нас одна країна,
То – прекрасна Україна,
Нашого народу дім.
Там шумлять степи безкрайні,
Наче вміють говорити -
Там ясніше сонце сяє,
Там солодше пахнуть квіти…
Різні в світі є країни,
Гарні є, є і багаті,
Та найкраще в Україні,
Бо найкраще в рідній хаті.
(Выходят 4 девочки). Крым – это наш родной дом. Здесь живёт русская культура: стихи, пословицы, песни, танцы. Исполняют песню «Во поле берёза стояла» и танцуют.
2 ученика. А наш татарский народ долгое время мечтал о том дне, когда он сможет вернуться в Крым. И вот этот день настал! (поют).
Здравствуй, Крым, милый дом
И море Чёрное, здравствуй,
Здравствуй, лес, и поля, здравствуй, родная земля.
Учитель. Все народы нашего острова Сокровищ мирно живут, помогая и поддерживая друг друга в тяжёлое время.
8.Итог урока. Так какие же сокровища мы отыскали на нашем острове? (редкие растения и люди).
И закончить наш урок хочется словами Владимира ЛуговскогоЯ жалею того,
Кто в стране этой ласковой не был.
Кто увидит тебя,
Станет сердцем сильней и светлей.