«Полезные ископаемые Южного Урала».
Тема: «Полезные ископаемые».
Цель :Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края;
познакомить с полезными ископаемыми Челябинской области и их месторождениями;
формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых;
карточки с названиями полезных ископаемых;
диск с презентацией
атлас челябинской области;
учебное пособие.
Организационный момент. Психологический настрой.
Звучит мелодия ( Э.Григ «В пещере горного короля»).
В пещере горного короля Э.Грига хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Учитель:Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.
Третья планета солнечной системы.(Земля)
Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями)
Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Тема занятия: "Полезные ископаемые Челябинской области.
Какова площадь Челябинской области? ( 88,5 тысяч квадратных километров. Протяжённость области с севера на юг — 490 км. С запада на восток на 400 км.) Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата уральская земля? И где используют её богатства.
Ученик: 1.
Недра Южного Урала богаты разными полезными ископаемыми. Уральские горы очень древние и сильно разрушенные, по существу, это лишь основания былых гор. Здесь имеются руды черных и цветных металлов, уголь, химическое сырье, разнообразные строительные материалы, камни - самоцветы. Всего разведано более 300 месторождений промышленного масштаба.
Ученик: 2.
Более 20 месторождений содержат железную руду (Магнитогорское, Бакальское и др.) Крупные месторождения медной руды - Карабаш, Верхнеуральское. Месторождения никеля и кобальта сосредоточены в районе Верхнего Уфалея. Есть алюминий, золото, тальк, фосфориты, колчеданы, соли, магнезит, глины, мергели, известняки, мраморы, доломиты, пески, каолин, графит. Драгоценные и поделочные камни встречаются в Ильменах и Кочкарском районе.
Ученик: 3.
Ильменские горы - природный музей самоцветов,здесь встречаются амазонит, гиацинт, аметисты, опал, топаз, граниты, малахит, корунд, яшма, сапфир, рубин, солнечник, селенит и др. В Кочкарском районе встречаются кристаллы алмазов. Имеются угли, торф, строительный камень, хрусталь, редкоземельные элементы и др.
Самый, самый, самый!!!
Ученик: 4.
Самымь«минеральным» местом в области являются Ильмены, где обнаружено более 260 минералов и 70 горных пород. Около 20 минералов открыты здесь впервые в мире. В Вишнёвых горах (возле Каслей), намного меньших, чем Ильмены, найдено более 120 минералов. В жерлах древних вулканов в Зюраткульском национальном парке (площадь 1 кв.км.) найдено более 70 минералов. Богаты минералами, особенно самоцветами, Борисовские сопки возле Пласта. Настоящие шкатулки ценных минералов - Ахматовская и Николае-Максимильяновская копи возле Таганая.
Ученик: 5.
Самые глубокие подземные горные разработки в области «золотые» шахты в Пласте и Ленинске (Миасская долина). Они ушли вглубь до километра.
Ученик: 6.
Один из самых глубоких в мире - более 400 метров Коркинский угольный разрез.
Ученик: 7.
Самые древние рудники в области - Таш-Казган и Никольское в верховьях Уя. Здесь добывали медную руду несколько столетий в бронзовом веке (3,5 тысячелетия назад).
Ученик: 8.
Самые старые рудники из действующих - Бакальские, им более двух веков.
Ученик: 9.
Самое большое в России - Саткинское месторождение магнезитов. Подобных месторождений на планете всего три.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Актуализация знаний.
Учитель:какое слово лишнее? Почему?
Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.Учитель:Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые.
Работа в группах
1. "Узнай горные породы"
Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.
Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.
Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
Молодцы!
Один из основных инструментов геолога – это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (Ответы учеников)
А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и на карте смотреть где добывают эти полезные ископаемые.( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)
2. "Условные знаки"
- Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
3. Загадки
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
4. "Ребусы"
- Последнее задание - ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.
5. На доске карточки полезных ископаемых
Учитель:На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (Топливные, строительные)
Распределите полезные ископаемые на группы.
Ученики дают характеристику полезных ископаемых
Название.
Свойства (основное).
Способы добычи.
Применение.
Месторождения на территории Челябинской области.
Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов, которые они приготовили.
6. Тест
1.Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета.
— кварц;
— гранит;
— глина.
2.Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
— кислород;
— песок;
— нефть.
3.Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.
— нефть;
— каменный уголь;
— мел.
4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту.
— железная руда;
— известняк;
— кварц.
5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
— песок;
— торф;
— уголь.
6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
— пластилин;
— глина;
— песок.
7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
— каменный уголь;
— нефть;
— торф.
8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
— торф;
— известняк;
— чугун.
9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
— природный газ;
— нефть;
— уголь.
10. Для чего используют гранит?
— для изготовления посуды;
— для строительства;
— для очищения воздуха.
Итог занятия .– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.
– Как вы думаете, нужны ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ люди с такой профессией как геологи?
– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых
Награждаются команды.
– Спасибо за урок.
Домашнее задание.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.