Конспект урока «Культура в период «Оттепели».


Тема урока: «Культура в период «Оттепели».
Цели урока:
-Образовательные: охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде;
характеризовать данный период «славным десятилетием « или «оттепелью»; раскрыть сущность духовного развития общества;
-Развивающие: формировать мировоззренческие позиции ; развивать направленность личности;
-Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории своей страны; толерантное отношение к мнению и позициям разных людей
Методические: предложить вариант нетрадиционного начала урока;-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;
-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;
-показать возможность использования межпредметных связей;
Ход урока
I этап. Постановка целей урока
II этап. Актуализация знаний
III этап. Изучение нового материала
IV этап. Итоги урока
Мы с вами завершаем изучение темы: «Политическая и экономическая либерализация общества в середине 50-60-х годов»
Тема нашего урока : « Культура период Оттепели»
 Известный советский писатель Илья Григорьевич Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Говоря о хрущевской эпохе – мы понимаем ,что это еще была не весна с ее полноводным разливом мыслей и чувств ,а именно оттепель.за которой за мог последовать легкий морозец. 
Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, зазвучали стихи, песни, в которых размышления о прошлом и мечтали о будущем. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути. В работе, в поисках путиВ сердечной смуте.До сущности прошедших дней,До их причины,До оснований, до корней, до сердцевины.Все время, схватывая нить Судеб, событий.Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья. (Б. Пастернак)
Сегодня нам предстоит воссоздать атмосферу Хрущевского времени .Почувствовать как жили люди о чем они думали, о чем мечтали.К уроку мы готовились собирали фото, газеты и другой материал этой эпохи.Изучали историю своей семьи в этот период. Потому, что история всей страны становиться ближе и понятнее когда это связано с твоими родными.
Слайд №2
Семейные альбомы ,посмотрите -какие прекрасные лица …И не смотря на то ,что это черно-белые фото Они передают нам яркие эмоции той эпохи, которую мы с легкой руки И.Эренбурга называем «Оттепелью».
А что такое «Оттепель»? Давайте вспомним этот исторический термин
Слайд№3
Оттепель – попытка либерализации обещественно-политической жизни, поведения значительных социально-экономических реформ .И сегодня изучая тему «Культура периода Оттепели» мы послушаем не только ваши сообщения, но и сейчас вашему вниманию будут представлены несколько фрагментов песен тех лет.
В те годы не каждая семья имела телевизор, а вот радио было популярно и звучало в каждом доме.
Работая с аудиоматериалом, мы постараемся ответить на вопрос.
Слайд №4
Можно ли на основе приведенных фактов утверждать, что существовавшая система продолжала жестко контролировать культурную жизнь страны?
А так же прослушав фрагмент песни ,ответе на вопрос, используя план памятку для анализа песни.
Слайд№5
 План-памятка для анализа массовой песни
По вашему мнению, данная песня возникла
По свободному желанию автора (какие мысли и впечатления вызвали к жизни эту песню?)
По социальному заказу ( какие общественные потребности вызвали к жизни песню?)
По политическому заказу государства (для каких политических целей создавалась песня?)
Ваши мнения подтверждайте аргументами и ссылками на материал песни
Звучат фрагменты песен
Песня «Едут новоселы» 1962гСлова Н.Солохина , муз.РодыгинаПесня «Марш монтажников» 1956г.Слова Котова В.  муз Щедрина Р.
Песня « Я верю друзья» 1961г. Слов В.Войнович, муз. О.ФельцманаПесня «Царица полей кукуруза» группа Ясон
Идет обсуждение фрагментов песен.
Слайд №6
Прослушав ваши выступления мы можем сделать вывод –
Как отмечали современники: «Хрущев разрушил зло, дышать стало легче, однако, его политика, в том числе и в области идеологии и культуры, носила так же противоречивый характер»
А сам Н.С.Хрущев о себе говорил: «В вопросах культуры я Сталинист».
Не простое это было время, и поэт Евгений Евтушенко писал так-
А мне твердят о смелости моей.
О, вспомнят с чувством горького стыда
потомки наши, расправляясь с мерзостью,
то время очень странное, когда
простую честность называли смелостью!
(Е.Евтушенко)
Заключение:
 Уходит из жизни Н.С. Хрущев. С ним заканчивается целая эпоха. Удивительно то, что скульптор Э. Неизвестный, который тоже подвергся критике со стороны руководства партии создает ему памятник из черного и белого мрамора. (На экране памятник Хрущеву). Эрнест сказал такие слова: «Я так и не понял, что в нем было больше: белого или черного….»
Пояснение: далее следуют сообщения, подготовленные учащимися.
В ходе выступлений в качестве закрепления необходимо ответить на следующие вопросы:
Почему власти, несмотря на наступившую “оттепель”, продолжали расправы с инакомыслящими, но не предпринимавшими никаких насильственных действий?О чем это свидетельствует?
IV. Итоги урока
Выводы:
Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.
Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.
Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.
Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.
Домашнее задание - параграф
Список используемой литературы:
1.Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ 2.Мультимедийный компакт-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004». 3.Интернет.http://his.1september.ru/2001./03/1.htm
4.История Украины А.К.Струкевичь ,2011г.