Психокорекционное занятие для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционно-развивающее занятие для 4 класса.
Урок закрепления и применения знаний.
Цель: Развитие мышления и других познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная – формирование мыслительных операций (установление отношений между понятиями), интеллектуальных действий и речевых умений;
закрепление умения устанавливать причинно-следственные отношения между понятиями, упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
закрепление отношений «род-вид», «целое-часть», отношений противоположности.
Коррекционно-развивающая – развитие мышления, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, памяти, слухового внимания, воображения, развитие способности к самоанализу поведения.
Закрепление приемов релаксации, достижение психомышечного покоя.
Воспитательная - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.
Оборудование: магнитофон, записи для релаксации, карточки для индивидуальной работы, мяч.
План.
Ритуал приветствия 2 мин.
Сообщение темы, задач, целей 2 мин
Разминка «Графический диктант» (предварительно упражнения) 5 мин.
Применение приобретенных знаний в стандартных условиях (тренировочные упражнения) 7 мин.
Творческий перенос знаний в новые условия (творческие упражнения) 10 мин
Физкультминутка «Раз мобила» 3 мин.
Релаксация 7 мин.
Рефлексия 4 мин.
Ход.
Выполним ритуал приветствия.
Доброе утро, солнце (поднять руки над головой),
Доброе утро, небо (поднять руки над головой),
Доброе утро, нам (руки в стороны, посмотреть друг на друга),
(Повернуться к гостям)
Доброе утро нашим гостям (кивнуть).
Обозначение темы, целей.
Ребята, сегодня мы с вами покажем, как и чему мы учимся на наших уроках коррекции. Я уверена, что все вы будете еще более внимательными, старательными, чем обычно. Каждому из вас есть, что показать нашим гостям.
Сегодня мы продолжим работать над развитием мышления.
В качестве разминки проведем графический диктант.
Повторим в игровой форме ранее изученные отношения между понятиями.
Продолжим работать с причинно-следственными отношениями.
И в конце урока проведем релаксацию.
Разминка.
Графический диктант.
Поднимете правую руку. Что находится с правой стороны? Что находится с левой стороны?
Покажите мне направление пальцем в воздухе:
наверх вправо наискосок,
вниз влево наискосок
Дорисуйте полученное изображение самостоятельно.
Тренировочные упражнения.
Молодцы. А теперь мы повторим изученные ранее отношения между понятиями. Назовите мне с какими отношениями нам уже хорошо знакомы. (ответы детей)
Отложите карандаши и встаньте рядом с партами.
Итак, я буду называть родовое (широкое понятие), ваша задача назвать подходящее к нему видовое понятие. Тот, кто ловит мяч – отвечает, остальные контролируют верность-неверность ответа с помощью поднятой руки: ладошка – верно, тыльная сторона – неверно.
«Род-вид»
«Целое-часть»
«Противоположности»
Растения –
Верхняя одежда –
Ягода –
Весенние месяцы –
Сутки –
Минута –
Автобус –
Класс (группа детей) -
Черный –
Высокий –
Острый –
Зима -
Творческие упражнения.
Вспомнить, что мы знаем о причинно-следственных отношениях.
Есть два понятия. Одно, из которых отражает событие, происходящее вначале, другое следует за ним, как бы вытекает из первого, первое понятие – причина, второе следующее за ним – это следствие. Например, неосторожное обращение с огнем может стать причиной пожара.
Скажите для чего мы изучаем эти отношения, что мы развиваем?
Правильно, хорошо развитое мышление поможет вам лучше работать на уроках, математики, русского языка и особенно пригодится в старших классах, когда вы начнете изучать историю, географию, литературу. Кроме того, умение устанавливать причинно-следственные отношения полезно с житейской точки зрения. Это поможет вам лучше разбираться в своих поступках, поступках других людей.
Открыть на доске пример по нахождению
пример на нахождение следствия
помощь товарищу – похвала
дождь – лужи
пример на нахождение причины
весна – тает снег
новая игрушка – радость
Самостоятельная работа на карточках. Приложение №1.
Проверка выполнения.
Смена видов деятельности.
Давайте отдохнем и вспомним игру «Раз мобила», которая нас немножко развлечет. Старайтесь говорить и делать вместе со всеми. Игру повторим 3 раза, постепенно ускоряясь.
РАЗ МОБИЛА...
Раз мобила, два мобила
(ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху),
Пейджеры, пейджеры
(ладони внутренней стороной поочередно прикладываются к противоположному бедру).
За рулем автомобиля женщины, женщины (описывается силуэт женского тела).
Все в порядке, все нормально (демонстрируется жест «ОК»).
Пальчики, пальчики (демонстрируется жест с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем).
Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки кричат:«Девочки! Девочки!»
Мальчики кричат: «Мальчики! Мальчики!»
А теперь пришло время снять психомышечное напряжение, накопившееся за урок. Проведем релаксацию. Сейчас мы побываем на берегу моря.
Устраивайтесь поудобней.
Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.
Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать.
«Отдых на море»
Вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо. Вы дышите ровно и легко. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам, ласково гладят их, гладят ваше тело (пауза – поглаживание детей). Гладят (имя). Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким-легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.
Итог урока.
Рефлексия «Кубик». Кубик на сторонах которого написано: что делали на уроке? Какое упражнение понравилось больше всего? Что было самым трудным? Кто был самым внимательным?...
Отметить хорошую работу на уроке, старательность, дисциплину
Самоанализ.
Вся коррекционно-развивающая работа в 4 классах строится вокруг развития мышления.
Одним из основных направлений работы является развитие мыслительных действий с понятиями.
За основу я взяла программу психокоррекции умственого развития школьников, не имеющих патологии, но плохо успевающих в школе. Адаптировала задания к детям с интеллектуальной недостаточностью.
Цель: Развитие мышления и других познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная – формирование мыслительных операций (установление отношений между понятиями), интеллектуальных действий и речевых умений;
закрепление умения устанавливать причинно-следственные отношения между понятиями, упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
закрепление отношений «род-вид», «целое-часть», отношений противоположности.
Коррекционно-развивающая – развитие мышления, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, памяти, слухового внимания, воображения, развитие способности к самоанализу поведения.
Закрепление приемов релаксации, достижение психомышечного покоя.
Воспитательная - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.
Психологическая характеристика класса.
Восприятие.
Александр Д., Алексей К., Дарья Л. – без отклонений, развито соответственно возрастным нормам и диагнозу. Ирина Л., Татьяна А., Сергей Н. - восприятие временных и пространственных отношений не автоматизированы. Артем А.– грубое нарушение зрительно-пространственного восприятия, страдает зрительный анализ информации.
Мышление:
Алексей К..- операции сравнения, обобщении, классификации, дифференциации развиты достаточно возрастным параметрам и диагнозу. Александр Д. операции мышления развиты несколько ниже нормы, сформирована способность к установлению причинно-следственных связей. Ирина Л., Татьяна А., Сергей Н.- операции мышления сформированы частично, критичность мыслительных процессов сохранена относительно. Артем А. - недостаточная гибкость, ригидность мыслительной деятельности, низкий уровень развития операций обобщения и абстрагирования, процессы анализа и синтеза частично сформированы, некритичность мышления.
Внимание.
Все дети класса в той или иной степени способны поддерживать внимание на учебной задаче. Ирина Л., Александр Д. близкий к достаточному уровень распределения и переключения, устойчивости внимания.
Алексей К., Дарья Д. – отмечаются частые отвлечения, перескакивания с одного задания на другое, устойчивость зависит от мотивированности на определенное задание, пресыщенности интеллектуальной деятельностью
Татьяна А., Артем А. – уровень распределения и переключения, устойчивости внимания снижен, внимание истощаемо.
Сергей Н. имеет замедленный темп интеллектуальной деятельности, испытывает трудности переключения внимания.
Память. Александр Д., Алексей К., Дарья Д. имеют средний уровень развития слуховой и зрительной кратковременной памяти. Ирина Л., – ниже среднего. - Татьяна А., Артем А., Сергей Н. - уровень мнестических процессов низкий.
Все дети класса устанавливают адекватную социальную дистанцию. При выполнении задания ориентируются на положительный результат.
Старалась на уроке использовать все доступные мне средства, формы, методы: устно, письменно работа на доске, игровые приемы, карточки для индивидуальной работы, музыкальное сопровождение. Использовала графические диктанты, которые очень любят дети. Они помогают одновременно развивать слуховое внимание, оперативную память, творческое воображение, умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги (ориентировка в микропространстве)
Считаю, что поставленных целей и задач достигла. Следовательно, подбор данных заданий был целесообразным, доступным, в какой-то мере, для большинства детей рассчитанным на «зону ближайшего развития».
Приложение №1
Причина
Следствие
Подарок
Опоздание на урок
Тяжелая работа
Причина
Следствие
Праздник
Болезнь
Причина
Следствие
наводнение
травма
хорошее настроение
Причина
Следствие
лужа
дым
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 3Заголовок 415