Праздник народов севера «Вороний день» (возраст 5-7 лет)





Хасанова Надежда Аркадьевна
муниципальное автономное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) п.Лыхма»
воспитатель
Праздник народов севера «Вороний день»
(возраст 5-7 лет)
















Образовательная область «Художественное творчество» (музейная педагогика).
Праздник народов севера «Вороний день»
(старший дошкольный возраст 5-7 лет)
Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с традициями, обычаями, фольклором народов севера (Югры);
Развивающие:
обогащение словарного запаса детей;
развитие художественно-творческих способностей детей.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края;
Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, подготовка детьми декораций (ворона – центральная декорация, подвесные птицы, изображение деревьев( береза, для повязывания ленточек, ели разных размеров), выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Оборудование: экран для проецирования слайдов, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.
Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на слайдах.
Ведущий.
Мы гостей встречаем,
Праздник начинаем!
Празднуем весны приход,
День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?
Загадка
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной )
Доскажите словечко
Прошла зима и каждый рад.
Спешит весна и месяц (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется( апрель)
Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере.
Дети читают стихи
Сорока
Скачет сорока по ельничку.
Бьет хвостом по метельничку.
Холодно сороке без шубки скакать.
Плачет сорока. Да негде взять.

Синицы
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно.

Снегири
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные.
.Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется.
Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно.
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки!
Мой приятель воробей
За что я люблю воробья?  
 Когда приходят холода
За то, что он такой, как я:

Ведущий. Холодно птицам зимой, голодно и чтобы весной они вновь и вновь радовали нас своими песнями, мы должны им помогать переживать суровые зимы.
Покормите птиц зимой
 Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
 Стайки на крыльцо.
 Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна
И не страшна
 Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
 Разве можно забывать:
 Улететь могли
 А остались зимовать
 Заодно с людьми
 Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий. А как вы думаете, о чем поют воробьи в конце зимы?
О чем поют воробушки
В последний день весны.
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы!
Живы мы!

Игра «Перелетные и зимующие птицы»
А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.
Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,
2 команда – «Перелетные птицы».
Правила игры:
Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.
Ведущий. На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:
Ветер, ветер, ветерок!
Знаешь сотни ты дорог.
Ты подуй дружок сильней,
Отнеси нас в лес скорей.
Ведущий. А в лесу весна идет полным ходом!
Игра «Такое как»
Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.
Снег тает, как мороженое.
Лед на реках трещит, как сухарик
Капель звенит, как колокольчик.
Облако пушистое, как вата.
Дятел стучит, как (молоток).
(звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Птицы поют, как (кто?) (певцы, артисты, радио).
Весна. Звенит капель , дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.
Дети исполняют песню о весне
Ведущий. Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.
Сказка о вороне.
Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День .
Весенние приметы
Ведущий. Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна .А вы знаете приметы народов севера?
Продолжите предложение:
1.Ворона села на верхушку дерева значит, весна будет долгой.
2. Ворона села на нижние ветви дерева – быть скорой весне.
3. Если ворона села на высокое дерево - весна будет долгой, затяжной.
4. Ворона сидит на низком дереве – ждать быстрой весны.
Вороний день
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона – первый признак.
У птицы просят мудрости, добра.
Готовят стол из угощений разных..
И рады дети – множество забав.
Приносит им весенний первый праздник.
На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. (Воспитатели кланяются березе и повязываю цветные ленточки. А что делали дети? Дети, как и всегда, играли. И мы вас приглашаем поиграть.
Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.
Игра «Воронье гнездо»
Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.
Ведущий. А вот эта игра проверяет силу и ловкость.
Игра «Хват-перехват»
Правила игры: (4-5 пар – 8-10 мальчики.) Дети в парах становятся друг другу спиной и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли. По команде пытаются оторвать напарника от земли.
Ведущий. Вслед за вороной на север прилетают другие птицы и начинают свои танцы – так птицы создают семью. Каждая птица танцует по-своему. Мы вам предлагаем потанцевать как птицы.
«Птичьи танцы»
Вы все хотя бы раз видели «Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Как и положенно, в балете, этот танец исполняется балеринами на носочках. Попробуйте повторить этот танец!
Станцуем его:
на носочках,
на пяточках,
на внутренней стороне стопы,
на внешней стороне стопы,
Дети двигаясь по кругу, выполняют команды ведущего.
Ведущий. На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.






























15