Фестиваль Дружба народов (сценарий)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нагорненская средняя общеобразовательная школа»
 
 

Тетерина Надежда Борисовна, учитель высшей категории
 
 
 
 
 
2013 - 2014  учебный год
ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
(Сценарий)
Цель: ознакомление обучающихся с  историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания
Задачи:
создание условий для самореализации и самовыражения обучающихся;
создание среды творческого общения;
формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций);
пропагандировать толерантное поведение среди педагогов школы, обучающихся и их родителей;
Собираемся в зале под фонограммы песен: «Я, ты, он, она», «День дружбы», «Дети Земли», «Детство – это я и ты».Под речитатив: «Я, ты, он, она» на сцене строится хор.
Хор поёт песню «На улице мира» Приложение № 1 на фоне фильма «Дружба народов»
Оформление сцены: в центре - флаг РФ, справа и слева изображения детей в национальных костюмах, символы мира и дружбы – голубь с оливковой ветвью в клюве на фоне земного шара Приложение № 2
Ученики, стоящие в хоре декламируют:
Живут народы разные с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
Хором: А Родина у каждого у нас у всех одна.
Выходят ведущие (он и она) в русских народных костюмах
Он. Чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем - щедро угощаем их!
Она. Золотит колосья русые солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу русскому, поклонитесь до земли.
Вручают каравай почетным гостям. Хор уходит.
На сцене остаются ведущие и представители различных национальностей.
Он: Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем, распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты – сто народов! Сто племен!
Она: Мы – твои родные дети, пусть синеет небосклон!
Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва,
Проживаем в добром мире как на дереве листва.
Он: И еще десятки разных наций, сел и городов! Этот день – наш общий праздник!
Этот край – наш общий дом! Здравствуйте, уважаемые гости!
Она: Здравствуйте, дорогие ребята!
Знаете ли вы, дорогие друзья, что ученые мира подсчитали, что на нашей планете
существует около 3 тысяч языков. Если произнести одно только приветственное
слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени. И сегодня мы с
вами собрались здесь для того, чтобы поприветствовать, друг друга, как это
делается в хорошей дружной компании. Давайте, попробуем!
Дети здороваются со зрителями на языке, нацию которого представляют.
Он: Мы – новое поколение россиян. И теперь от нас зависит, какие отношения будут у
России не только с ее соседями, но и с мировыми державами.
Она: Россия – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число
народностей. Но что знаем мы о них? Как выстроить взаимоотношения с другими
народностями, если ничего не знать о них?
Он: Ну, конечно же нужно знакомится с их культурой, традициями, историей. Ведь
дружба между отдельными людьми и целыми народами, завязывается, прежде
всего, на интересе. А как народ может быть интересен, если о нем ничего не
известно.
Она: Сегодня мы сделаем первый шаг на пути к дружбе и отправимся в «заочную
экспедицию». Мы познакомимся с обычаями, традициями, культурой тех народов
мира, которые проживают бок о бок с нами.
Он: Мы Молдову узнали в зелени парков, садов. Радостно с песней встречает столица
её Кишинев. Республику Молдову представляют учащиеся 2б класса
Приложение № 3
В молдавских национальных костюмах танцуют молдавский танец. Выносят на сцену молдавское национальное блюдо, рассказывают о нем и преподносят его гостям.
Она: Страну, которой принадлежит более 1500 островов, Эстонию представляют
учащиеся 1 б класса. Приложение № 4
В эстонских национальных костюмах танцуют эстонский танец. Выносят на сцену эстонское национальное блюдо, рассказывают о нем и преподносят его гостям.
Он: На берегу священного озера Байкал, объявленного Юнеско Участником мирового
природного наследия, располагается республика… (ответы учащихся – Бурятия).
На сцену приглашаются ученики 1 а класса. Приложение № 5
В бурятских национальных костюмах танцуют бурятский танец. Выносят на сцену бурятское национальное блюдо, рассказывают о нем и преподносят его гостям.
Она: Белоруссия, о которой расскажут учащиеся 4 класса, славится заповедником
«Беловежская пуща», в котором собраны звери со всех уголков стран СНГ. Приложение № 6
В белорусских национальных костюмах разыгрывают сценку
по мотивам белорусской народной сказки на белорусском языке.
Выносят на сцену белорусское национальное блюдо,
рассказывают о нем и преподносят его гостям.
Он: А сейчас мы берем курс на восток Европы, где расположено государство, где
золотятся бескрайние поля пшеницы. А главная река – красавец Днепр. Что это за
республика? (ответы учащихся – Украина) Об этой стране, нашем западном
соседе, узнаем от учеников 3 класса. Приложение № 7
В украинских национальных костюмах стремительно выбегают танцоры и отплясывают украинский танец.
Выносят на сцену украинское национальное блюдо,
рассказывают о нем и преподносят его гостям.
Она: Обычай древний, чистый и прекрасный волнующий как первый поцелуй
Собраться миром и строить праздник, а лучший праздник – это сабантуй!
Республику Татарстан представляет ученик 2а класса.
В татарском национальном костюме выходит мальчик и рассказывает о Татарстане, комментируя кадры фильма. Приложение № 8. Выносят на сцену татарское национальное блюдо. Мальчик рассказывает о нем и преподносят его гостям.
Он: Страну «горящих огней» - Азербайджан представляют ученицы 2а класса. Приложение № 9
Выходят в костюмах цыплят, поют песню «Мои цыплята» на русском и азербайджанском языках и танцуют. Затем рассказывают об Азербайджане, об азербайджанской кухне, преподносят гостям блюдо.
Она: Чукчи, ненцы и марийцы, адыгейцы и тувинцы, и татары, и буряты, и калмыки и
коряки, кабардинцы и балкарцы, дагестанцы и нанайцы, пермяки, мордва, якуты,
ханты, манси, алеуты, ингуши и осетины, чуваши, карело-финны.
Он: Ну. А русские хоть есть?
Она: Русских – тех не перечесть!
2-ые классы танцуют русский танец «Ярмарка»
Она: Много интересного вы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех
национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории
нашей малой родины бок о бок с нами. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что
теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться и пытаться понять, чем живет
твой друг, где его корни, какие традиции он чтит.
Он: А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что.
Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в
дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово,
сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между
государствами, без дружбы конкретных людей. И лучше всего – когда дружат дети.
Она: Вы поколение, от которого зависит, как будут складываться отношения нашей
державы с другими государствами. Вам выбирать друзей, надежных, верных, и для
себя, и для своей страны. Ведь детская дружба – это ниточка, которая потянет за
собой дружбу на целую жизнь, навсегда.
Во время последних слов выходит шеренга чтецов.
1 –й: Суровые горы стеною стоят. Леса, зеленея, прохладой шумят.На севере злятся метели, метут. На юге давно абрикосы цветут,Как много цветов по весне расцветет. Как много людей на планете живет.2-й: И все они любят родные края.И все они дети планеты земля.3-й: Башкирия дарит нам липовый мед.4-й: И хлопковый рай по-узбекски зовет.5-й: Армянские сладости тают во рту.6-й: Таджикские фрукты берите к столу.7-й: С полей Казахстана арбузы везем.8-й: Лезгинку танцуем, калинку поем.У каждых народов по капле берем.И все это нашим любимым зовем.9-й: Давайте дружить, давайте любить.Давайте друг другу улыбки дарить,Добром за добро не стесняться платить,И в гости почаще друг к другу ходить.10-й: Давайте смеяться, давайте играть,Давайте друг другу во всем доверять.11-й: Мы будем дружить, как большая семья,И станет счастливой планета Земля!12-й: Российский народ, Белорусский народ.Народ Украины встает в хоровод.13-й: Обнимем, друг друга, и руки пожмем,И песенку эту о дружбе споем!
На сцену выходят все участники фестиваля и вместе с заломпоют песню «Мир похож на цветной луг» Приложение № 10
Она: Наш фестиваль подошел к концу. Спасибо за внимание. До новых встреч!
Список литературы:
Емельянов И. С. Роль праздников в воспитании детей//Классный руководитель. –
2008. – № 5. – С. 23 – 26
Куприна Н. Народные календарные праздники и обряды как средство
экологического воспитания детей// Воспитание школьников. – 2005. –№ 4 – С. 30
Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности //
Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С. 11 – 18.
Игры народов СССР/Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. - М.: Физкультура и спорт,1985.- 269 с., ил.
Багиров Д.Ж. Детские игры и народные обряды Азербайджана. – Советская этнография, 1936. № 4,5.
Булатов М.А. Тридцать три пирога. (Игры, считалки, скороговорки) - М.,1973.
Демидович П.П. Белорусские детские игры.- Живая старина,1898, №3,4.
Список электронных ресурсов:
Серов А. А. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.comhttp://nsportal.ru/http://chekhova.ucoz.ru/