Статья для научно-практической конференции Этносы Чукотки


НАРОДНЫЕ ИГРОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.М. Тонкова, с. Нешкан,
А.П. Бухинов, с. Нешкан
Обеспечение безопасности среды обитания, жизнедеятельности населения страны и охрана здоровья граждан, сохранение культуры, традиций, языка народов России – одни из основных задач государственной политики. Здоровье населения северных территорий нашей страны выступает необходимым условием обеспечения национальной безопасности и её успешного социально-экономического развития. Президентская программа «Дети Севера» является основополагающей законодательной базы в улучшении состояния здоровья потенциального населения страны.
Для северных регионов нашей страны характерны крайне суровые климато-географические условия проживания людей: низкая температура воздуха, частые перепады атмосферного давления, наличие полярных ночи и дня, бедность растительного покрова тундры и так далее – всё это в определённой степени наложило специфический отпечаток на социально-демографический облик местного населения. В частности, это отразилось на образе жизни коренного населения северных регионов (ханты, ненцев, эвенков, коми, якутов, чукчей и других) в том отношении, что их производственная и бытовая сферы деятельности тесно переплелись, как практически у всех народов, ведущих преимущественно кочевой образ жизни.
В быту у этих народов многие традиции, обряды, праздники, игры зачастую носят «производственный характер», то есть так или иначе отражают основные виды их производственной деятельности: оленеводство и рыболовство. Производственная деятельность коренного северянина требует высокой физической подготовленности. Не напрасно многие физические упражнения требуют высокого уровня одновременного проявления выносливости и мышечной силы, например, прыжки через нарты или бег с палкой по пересечённой местности.
Одним из эффективных социальных институтов, позволяющим в определённой степени разрешить эту ситуацию, являются национальные виды спорта, которые, с одной стороны, сохраняют в высокой степени специфику образа жизни северян, а с другой, способствуют через системный подход к физической культуре и спорту, их социальной интеграции и коммуникации, позволяют сохранить древние традиции народа.
Северное многоборье как вид спорта возникло на основе особенностей труда и обитания коренных жителей в суровых климатических условиях.
Востребованность активного образа жизни, хорошее развитие мышечной системы, опорно-двигательного аппарата и его обеспечение другими функциями организма явились причинами формирования особенностей «полярного» типа человека.
Характерные черты физиологии и анатомии северян сформировались в процессе длительной адаптации к проживанию в холодном климате, требующем высокой двигательной активности в процессе добывания пищи рыболовством, охотой или оленеводством. Все эти занятия являются исключительно мужскими по традиционному укладу жизни северных народов. Мальчики уже с малых лет в играх имитируют будущую жизнь промысловика-кочевника. Состязательность игр, обязательное управляющее и организующее участие взрослых, максимальное приближение к природе и производственной технологии учитывают необходимость постепенного усложнения и повышения трудности двигательных компонентов игр. Наряду с этим увеличивается вовлечение в процесс игры анализаторных механизмов (вестибулярного, зрительного кинестетического).
Осознанную потребность в физическом совершенствовании человека необходимо формировать, начиная с раннего возраста, и закреплять в семье, в общеобразовательных учреждениях и трудовых коллективах.
Направленные на духовное возрождение народностей Севера физическая культура и массовый спорт должны способствовать расширению межнационального общения людей, быть эффективным средством народной дипломатии, укрепления мира, дружбы взаимопонимания в условиях Крайнего Севера.
Одной из задач любой образовательной организации Чукотского автономного округа является активизация научной и творческой деятельности педагогических работников по сохранению культуры, традиций и языка коренных малочисленных народов Крайнего Севера. В значительной мере способствовать этому может организация содержательного досуга несовершеннолетних обучающихся через внеурочную деятельность.
Кроме того, проблема слабого здоровья детей актуальна как для страны в целом, так и для небольшого чукотского села Нешкан в частности. Одним из основных направлений воспитательной работы педагогического коллектива МБОУ «ЦО с. Нешкан» является сохранение и укрепление здоровья обучающихся как гаранта успешного освоения образовательных программ. Все мероприятия, проводимые в рамках данного направления, ориентированы на изучение языка, местных народных традиций и обычаев чукотского народа и направлены на воспитание любви и уважения к малой Родине – Чукотке, на восприятие детьми семейных, национальных и общечеловеческих ценностей.
Большое значение в этом смысле имеет внеурочная деятельность спортивно - оздоровительной направленности. Авторская программа спортивной секции «Спортландия» разработана творческой группой в составе Бухинова Александра Петровича, учителя физической культуры, и Тонковой Светланы Михайловны, учителя истории и обществознания, при содействии Пытко Ирины Игоревны, учителя чукотского языка. Она направлена на формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся 1 – 4 классов в тесной связи с патриотическим воспитанием детей через формирование интереса к чукотским народным видам спорта и играм как элементу культуры данного народа. Занятия в секции предполагают использование в речи обучающимися чукотского языка, что дает возможность и учителю изучать чукотский язык, тем самым глубже понять культуру и традиции народа, с детьми которого он работает.
Основополагающей целью данной программы спортивного и оздоровительного развития, воспитания детей является формирование в них отношения к здоровью как к самоценности, что являлось и является до сих пор одной из важнейших целей для многих семей, поддерживающих традиционный образ жизни, где народные игры и спортивные состязания – средства поддержания и сохранения жизни и здоровья в суровых климатических условиях.
Основными задачами реализации программы являются:
- осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди обучающихся, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
- формирование у подрастающего поколения потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании; воспитание высоких волевых качеств, мужества и выносливости;
- совершенствование мастерства оленеводческих профессий, повышение интереса молодёжи к традиционному хозяйству своего народа;
- сохранение традиций и языка чукотского народа, успешная адаптация детей к жизни в социуме.
Программа предусматривает обучение детей подвижным играм и национальным видам спорта (северному многоборью) как осмысленной деятельности, направленной на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Народные подвижные игры и виды спорта являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался язык, образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Программа состоит из трёх частей:
1 класс: «Современные подвижные игры»;
2 класс: «Старинные народные игры народов России»;
3 - 4 классы: «Чукотские народные игры и национальные виды спорта (северное многоборье)».
Основными чукотскими народными играми и видами спорта (северное многоборье), которые используются на занятиях секции «Спортландия», являются:
Название игры, вида спорта
и правила игры Чукотские слова, которые используются во время занятий
Метание аркана - тынзяна на хорей: результат броска тынзяна засчитывается, если участник в пределах правил произвёл бросок, не заступив линию круга, хорей оказался накрытым тынзяном (внутри петли) и при броске конец тынзяна остался у участника. В зачёт идёт лучший результат из трёх попыток. Длина тынзяна не ограничена. Чаат – аркан
Корачет – метание аркана на рога оленя
Прыжки через нарты: основным инвентарём является макет нарт. Нарты располагаются на ровной поверхности в ряд на расстоянии 50 см друг от друга. Прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двумя ногами с места. Нарты расставляются строго по прямой линии. Каждый участник имеет право на три попытки, на поворот даётся 5 секунд. Прыжки проводятся на нескользкой поверхности. Запрещается делать остановки между нартами. Пинкуткучит орвык гыргоча – прыжки через нарты
Оргоор - нарты
Тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами: зона разбега – 20-25 метров, длина зоны прыжков 15-20 метров, ширина коридора 2 метра. Прыжок выполняется без остановок, отталкивание одновременно двумя ногами. Участник имеет право на три попытки, прыжки можно выполнять с места или с разбега. Время на подготовку – 2 минуты. Ныроча пинкуткук – тройной прыжок
Бег с палкой по пересечённой местности: участник должен иметь палку (длина не менее 130 см, диаметр не менее 10 мм, вес произвольный). Дистанция прокладывается по грунтовым дорогам в тундре, через естественные препятствия в виде канав, ям, ручейков, при преодолении которых спортсмен мог бы использовать палку. Рачвынычет – бег с палкой по пересеченной местности
Кэнунэн - посох
Игра в чукотский мяч: формируются две команды с одинаковым числом участников. Необходимо занести мяч любыми частями тела в ворота соперника. Запрещается ставить подножки, наносить тычки, удары во-избежание травм соперника. Побеждает команда, занёсшая большее количество мячей в ворота соперника. Кэплюувичвет – игра в чукотский мяч
Кэпыл - мяч
Перетягивание палки: участники садятся напротив друг друга на ровной площадке. Палка должна быть с ровной поверхностью, без сколов, трещин, сучков. Соперники упираются подошвами ног, руками обхватывают палку. Победителем считается тот, кто оторвал соперника от пола или заставил его выпустить палку из рук. Тинучит – перетягивание палки
Ранъав – напротив друг друга
Эрмэчьын - сильный
Занятия в секции «Спортландия» являются для обучающихся МБОУ «ЦО с. Нешкан» самыми любимыми во внеурочной деятельности. Учитель часто не ограничивается отведенными ему часами и, выходя за рамки занятий, во внеурочное время проводит общешкольные состязания по северному многоборью на личное и командное первенство, в которых принимает участие вся школа. Поздравление и награждение победителей проводится на общешкольной линейке, что является дополнительным мотивирующим фактором для занятий спортом.
Планируемым результатом освоения обучающимися программы внеурочной деятельности секции «Спортландия» является приобщение ребенка к культуре народа, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, освоение правил здорового и безопасного образа жизни, сохранение языка, традиций и культуры народа, физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил учащихся.
Литература.
1. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
2. Дмитриева А.Л., Конев А.В. Национальные виды спорта северного многоборья (правила соревнований). М., 2003.
3. Колемаскина, Л.В. Игры для динамической паузы. - Ж. «Начальная школа» 2012 г., № 11, с. 18.
4. Маюров, А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Национальные виды спорта северного многоборья. Программа для детско-юношеских спортивных школ Российской Федерации. Тюмень: Вектор Бук, 2003.
6. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
7. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.


Заявка
на участие в научно-практической конференции
«Этносы Чукотки: история и современность»
Регистрационный номер_________
Дата регистрации заявки_________
Ф.И.О. автора статьи Тонкова Светлана Михайловна
Бухинов Александр Петрович
Должность, место работы Учитель истории и обществознания
Учитель физической культуры
МБОУ «ЦО с. Нешкан»
Ученая степень, звание Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Нешкан»
Название статьи Народные игровые
и спортивные традиции
во внеурочной деятельности
Название секции Секция 3:
Этнос. Детство. Социализация
Контактные телефоны 8-427-36-94-418
Адрес электронной почты schoolneshkan@yandex.ru
Необходимые технические средства для демонстрации материала Участие в конференции (выбрать) публикация статьи без личного участия; устный доклад; устный доклад без публикации; участие в качестве слушателя
Разрешение на публикацию статьи и персональных данных, указанных в заявке, на официальном сайте Чукотского института развития образования и повышения квалификации (www.chiroipk.ru) да / нет