Творческий проект:Этносы Самарского края. Мордва
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Клявлинская средняя общеобразовательная школа им.В Маскина Клявлинского района Самарской области
Этносы Самарского Края.
Мордва
Автор работы: Дмитриева Татьяна,
ученица 9 «Г» класса
Руководитель: Саклакова
Татьяна Ромуальдовна,
учитель технологии
Ст. Клявлино-2009г
Мордва – самый многочисленный этнос финно-угорской языковой группы в составе Российской Федерации.
В Самарской области наибольшее количество мордвы проживает в городах. Сельское население сосредоточено в 13 районах в 120 населенных пунктах (поселки, деревни, села). Наиболее компактно мордва-мокша и эрзя живут в Клявлинском районе – 27 населенных пунктов, Шенталинском – 19 сел, Исаклинском – 15 деревень и сел, Похвистневском – 14 сел. Этноним мордва
Объединяет несколько этнических групп, самые многочисленные из которых эрзя и мокша. В Самарской области эрзя расселена, в основном, на левобережье Волги, а мокша – на правобережье.
Язык. Мордва говорит на двух близкородственных языках – мокшанском и эрзянском. Они относятся к финно-угорской группе, которая вместе с самодийскими языками образует более обширную уральско – юкогирскую языковую семью.
Этническая история. Вопрос об этногенезе мордовского народа до сих пор не решен и остается предметом острых дискуссий.
Формирование мордовского населения на территории Самарского края. Первые группы мордовского населения появились на территории Самарского Поволжья в эпоху золотой Орды.
Поселения были основаны Золотой Ордой в конце XIII – начале XIV веков в качестве перевалочных пунктов на караванном волжском пути. Заселение их мордвой и другими покоренными народами носило принудительный характер. В этот период мордовское население жило в поселках смешанного в этническом плане типа: совместно с болгарами и (или) русскими.
Первые поселения мордвы Самарском Поволжье появляются на волжском правобережье во второй половине XVII века практически одновременно с русскими. Причем населяла их только мокша. На левобережье Волги первые поселения мордвы появились во второй половине XVII века, после строительства Закамской сторожевой линии, вдоль реки Черемшан. Колонисты двигались с севера и северо-запада – из Нижегородского, Арзамасского и Казанского уездов, заселенных в основном, мордвой-эрзей. Наиболее крупные группы населения осели в лесостепном районе, к северу от реки Кинель. Мордовское население участвовало главным образом в вольной колонизации и отчасти в государственной в числе «служилых инородцев», направленных на Карлинскую (XVIв.), Симбирскую и Закамскую (XVIIв.), Ново-Закамскую и Самарскую (XVIIIв.) укрепленные линии.
Хозяйство. Основу хозяйства мокши и эрзи составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. В структуре посевных площадей значительное место занимали черные хлеба: озимая рожь, овес, ячмень, полба (вБузулукском и Бугурусланском уездах – пшеница). Мордва выращивала технические культуры – коноплю и лен, сажала картофель и репу. В южных селах выращивали дыни, арбузы, тыкву, подсолнечник. Как промысел огородничество получило развитие у мордвы Бугульминского, Бузулукского и Ставропольского уездов. Развитие садоводства у мордвы региона началось со второй половины XX века.
Мордва самарской области сохранила свою приверженность к древнейшему занятию – пчеловодству.
Рыболовство также было развито у мордвы. Рыбу ловили «заколами, мережами, городьбой, сетями, бреднями, удочками, лукошками».
Важным подспорьем в экономике мокши и эрзи были местные и отхожие промыслы. Заметное место среди них занимало сукноткачество (Старые Сосны – Клявлинский район), портняжество, производство кушаков, обработка кожи (Черемшанская крепость), производство кирпича (Каменка), смолокурение, приготовление древесного угля (Старая Бинарадка). Важным подспорьем для мордовской семьи был извозный промысел: перевозили хлеб, рыбу, уголь. Дрова. В то же время, для некоторых семей отходный промысел становился основным источником существования. В отличии от Мордовии слабо были развиты такие промыслы. Как обработка дерева и металла.
Обширные пастбища края способствовали разведению овец простой разношерстной, черкасской (курдючная шерсть) и испанской тонкорунной пород. В большом количестве разводили свиней, в некоторых – коз.
Поселения и жилища. Жилищем повсеместно служила деревянная изба куд, кудо. Избы рубили топором, ставили без фундамента или на невысокие деревянные столбики – стулья. Традиционное жилище мордвы делится на два типа: трехраздельное и двухраздельное. Первый тип состоял из жилой избы, сеней и горницы. Изба являлась постоянным местом проживания семьи. Горница использовалась как для жилья, так и в качестве парадной комнаты или кладовки для хранения утвари и продуктов. Сам дом стоял перпендикулярно улице.
В планировке домов мокши и эрзи заметны различия. Для первых – южнорусская планировка: печь в дальнем углу; красный угол справа или слева от двери. Для вторых – среднерусская планировка: печь в одном из углов при входе; красный угол – двери по диагонали от печи.
С постройкой нового дома у мордвы связаны различные поверья и обряды. При выборе материала для строительства запрещалось рубить деревья священных рощ, одиноко стоящие (прощеные) и деревья на перекрестке дорог. Особое внимание уделялось выбору места и времени для строительства (новолуние при ясной погоде). При закладке нового дома совершали обряд жертвоприношения, окропляли углы первого венца кровью курицы, клали деньги, шерсть. При укладке матицы мордва Клявлинского района проводила обряд «осевания» матицы зерном. В новый дом первой пускали кошку или петуха.
Пища. Хлеб выпекали из ржаной, пшеничной, реже овсяной и ячменной муки. Излюбленное блюдо – блины. Они были толстыми, мягкими и пышными. Из пресного теста готовили пельмени с мясной или рыбной начинкой. Повседневным и обрядовым кушаньем считалась крутая каша из пшена, полбы, чечевицы, гороха. Традиционное мордовское блюдо – кислое молоко. Для длительного хранения из него делали прессованную массу.
Одежда. В мордовских селах Самарской области традиционный костюм носили до 20-40 годов XX века. В его состав входят: рубаха, распашная одежда, головные уборы, набедренные и нагрудные украшения. Одежда Самарских эрзянок по особенностям кроя и декора делится на несколько групп: западная – Кошкинский район (выходцы из Нижегородской губернии), центральная – Шенталинский и Челновершинский районы (из Симбирской, Пензенской и Казанской губерний) и восточная – Клявлинский и Исаклинский районы (из Пензенской, Симбирской, отчасти Нижегородской губерний).
Основу женского костюма эрзи составляет рубаха панар или покай (рис.1).
Рис.1 Рис.2
Древний покрой предстовлял собой два полотнища холста, сшитых вместе, которые складывали пополам по утку. Рукава прошивали без пройм, в основе крой имел прямоугольник. В начале XX века подобную рубаху носили с передником (рис.2). Покай передавали по наследству. Его отличала богатейшая вышивка – плотная, орнаментально очень сложная, покрывающая рукава, грудь и подол сверху вниз до пяти рядов, по бокам и спереди. В вышивке преобладали красные, черные и синие цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Она была выполнена специальными швами геометрическим орнаментом: эрзянская звезда, мордовский полукрест, шитье в елочку, косая стежка, набор. Богатый арсенал технических приемов делал поверхность вышивки рельефной, где немаловажную роль играл светотеневой эффект.
К одному из видов распашной несшитой поясной одежды относится набедренник-пулакш(рис.3). Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулакшах она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками.Он входил в комплекс девичьего и женского костюмов Исаклинского и Клявлинского районов
Рис.3 Рис.4
Особое место среди украшений мордвы занимали бусы, бисерные воротники и сюлгамы (рис.4). Эрзянская сюлгама изготавливалась из толстой медной проволоки, изогнутой в форме овала с незамкнутыми расплющенными концами, со вставками из красных или черных стеклянных бус и монет.
Налобная лента (рис.5) украшалась гофрированными оборами, розетками из лент.
Праздичной обувью эрзянок были коты – полусапожки с острыми носами, отделанные медными бляшками и зубчато вырезанными кромками голенищ.
Рис.5
Костюм женщины-эрзянки. 20-е – 30-е гг. XX века. с. Клявлино.
Литература
1. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.
2. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Клявлинская
средняя общеобразовательная
школа им. В.Маскина
(МОУ Клявлинская СОШ №2
им. В.Маскина)
Клявлинского района
Самарской области
446960
Российская Федерация
Самарская область Клявлинский район
Ст.Клявлино, ул.Северная, 30
Тел (факс) 884653-22930
e-mail:klok@samtel/ru
№____от______2009г.
Заявка
Номинация Традиционная материальная культура
№
Ф.И.О. участника конкурса
Класс,
возраст
Название работы
Ф.И.О.
руководителя
1.
Дмитриева Татьяна Михайловна
9 класс,
15 лет
Этносы Самарского края. Мордва.
Саклакова Татьяна Ромуальдовна
d!4'" "$"'&$&$".&1".14;>14BHHH
H
O
R
V
R
·я
·ь
·ш
·х
·с
·с
·х
·с
·ш
·ш
·
·я