Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры».


Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры».Цели: Обозначить грань между веселой беззаботной выдумкой и ложью в корыстных целях; дать представление о том, что фантазировать так, чтобы это было интересно окружающим – совсем не просто; подготовить детей к пониманию одного из важных секретов творчества – к тому, что одной из важных составляющих его является развитое воображение, фантазия; совершенствовать речевые умения.
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в тему урока.
- Сегодня мы отправляемся в гости к нашему старому знакомому. А чтобы узнать, кто он отгадайте загадку:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен.
Занят разными делами
Лишь учиться ему лень.
Кто он быстро угадай-ка,
Как зовут его? (Незнайка)
Слайд № 1.
- Незнайка жалуется о том, что он устал от нравоучений. Дело в том, что Мальвина занялась его воспитанием и его жизнь изменилась. Что же произошло?
- Дело в том, что у них вышел спор. Мальвина утверждает, что обманывать и фантазировать – это не одно и то же. А Незнайка не видит никакой разницы в этих двух словах.
- Скажите, а вы различаете такие понятия как фантазия и обман? (ответы учащихся.)
- Что такое фантазия? (фантазия – это способность к творческому воображению, нечто несбыточное, мечта.)
- Мальвина, с помощью словаря Даля, нашла следующее определение слову – фантазия:
Слайд № 2
- А что такое обман? (ответы учащихся.)
- Посмотрите на определение слова обман.
Слайд № 3
- А сейчас Мальвина предлагает нам познакомиться с мастерами выдумки и шутки из рассказа Николая Носова «Фантазеры».
III. Работа по теме урока
Чтение рассказа по цепочке.
- Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Обманщики»? (герои рассказа Миша и Стасик, а не обманщик Игорь.)
- Какая выдумка вам кажется самой интересной? Почему? У кого другая точка зрения?
- Понравился ли вам рассказ? Соотнесите иллюстрации с рассказом. С какими эпизодами произведения они связаны? Можем ли мы назвать выдумки герое фантазиями?
2. Повторное выборочное чтение текста по ролям.
- Какие небылицы рассказывали Мишутка и Стасик? Чем же отличается фантазия от обмана? (ответы учащихся.)
- Прочитайте диалог Миши и Стасика по ролям. Карандашом обозначьте роли.
Физминутка.
IV. Знакомство с секретами «фантастических» историй.
- Какую цель преследовали герои в разговоре? (Один старается нафантазировать лучше другого. Другой не верит, все подвергает сомнению.)
- Подумайте, легко ли придумать небылицу?
- Перечитайте диалог Миши и Стасика со слов: « - А я один раз купался в море…» до слов: «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик.
- Что в истории правда? (Встреча с акулой и ее нападение могло быть правдой.)
- Что в истории неправдоподобно? (Что Мишка ходил без головы и что выросла другая.)
- Значит, правдивая история получила необычное, фантастическое развитие, такое, какого никогда не бывает в жизни. Значит фантазировать несложно, если знать «секреты».
- А зачем люди придумывают небылицы, невероятные истории? (ответы учащихся.)
V. Итог урока.
- Вам понравился урок?
- Кого Николай Носов назвал фантазерами? (Миша и Стасик.)
- Кто присел с ними на скамеечке? (Игорь.)
- Игорь тоже фантазер? (неизвестно, так как его историю мы еще не прочитали.)
Слайд № 6.
Домашнее задание: сделать рисунок к рассказу.