Доклад по теме: Обновление содержания среднего образования в Республике Казахстан. Критериальное оценивание
Доклад на тему:
«Обновление содержания среднего образования в Республике Казахстан. Критериальное оценивание.
»
Подготовила:
Галлямова Н.Н.
учитель ОСШ № 133
Жезказган – 2017 г.
Во-первых, все развитые страны имеют уникальную высококачественную систему
образования. Мы проводим большую работу по совершенствованию качества всех элементов национальной системы образования. К 2020 мы ожидаем, что все казахстанские дети от 3 до 6 лет будут охвачены в дошкольном обучении. Тем не менее, важнейшей задачей является обучение детей с применением современных методов обучения в соответствии с личностными потребностями. В среднем образовании, необходимо улучшать стандарты обучения во всех школах на уровне Назарбаев Интеллектуальных школ. Выпускники школ должны уметь говорить на казахском, русском и английском языках. В результате обучения у учащихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации.
Слова президента Н. А. Назарбаева, представленные в Стратегии Казахстан 2030.
Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, так и навыки. Это требует от учеников в процессе обучения перехода от запоминания информации к ее осознанию, пониманию и применению этих знаний в различных контекстах. Именно подобное применение знаний позволит учащимся приобрести широкий круг компетенций, которые теперь часто называют навыками XXI века.
При работе с образовательной программой немаловажным является привитие учащимся
моральных ценностей и навыков:
Слайд 2.
Моральные ценности Навыки
творческое и критическое мышление
коммуникативные способности
проявление уважения к другим культурам и точкам зрения
ответственность
здоровье, дружба и забота об окружающих
готовность учиться на протяжении всей жизни
критическое мышление
способность творчески применять знания
способность решать проблемы
научно-исследовательские навыки
коммуникативные навыки (включая языковые навыки)
способность работать в группе и индивидуально
навыки в области ИКТ
Учебные программы, с учетом приведенных выше ценностей и навыков, определяют
уровень знаний по предмету, навыки и компетенции.
Учебные программы являются основой стандартной образовательной программы
(поэтапные цели обучения, связанные с критериальным оцениванием, подробно указывающим, что учащиеся должны знать и уметь делать).
Исследования по всему миру показали, что стандарты и оценивание образовательной
программы могут играть значительную роль в формировании новых ожидаемых результатов обучения в школе.
На начальном этапе учащиеся должны иметь возможность изучать широкий спектр
соответствующих, логически связанных тем, избегая поверхностного изучения.
По мере освоения программы учащиеся должны понимать значение того, что изучают, а также понимать то, как это связано с их настоящей и будущей жизнью.
В рамках каждой учебной программы содержание по предмету организовано по разделам:
Слайд 3.
№ Предмет Разделы
1 2 3 4 5
1 Обучение грамоте Слушание и
говорение
Чтение Письмо 2 Математика Числа и величины
Алгебра Геометрия Математическое моделирование
3 Естествознание Я - исследователь
Живая природа
Вещества и их свойства
Земля и космос Физика
природы
4 Познание мира Я и общество Природа
моей страны
В потоке
истории
Разделы для всех предметов в дальнейшем делятся на подразделы, которые изучаются
на уровне навыка или темы, знания или понимания. Подразделы, в результатах обучения
для определенного класса, формируют цели обучения. Такие цели обучения демонстрируют прогресс в рамках каждого подраздела, позволяя учителям планировать и оценивать, рассказывая учащимся о следующих этапах, которые им предстоит пройти.
Важным принципом, лежащим в основе разработки учебных программ начального
образования, является модель спиральной образовательной программы.
Спиральная образовательная программа основана на когнитивной теории, выдвинутой Джеромом Брунером в «Процессе образования» (1960). Он полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если он правильно организован и представлен.
Учебные программы основываются на модели обучения, в основе которой лежит повторение изученных материалов и концепций по мере перехода учащихся в следующие классы. Цели обучения сгруппированы в единые разделы и подразделы с тем, чтобы видеть прогресс в обучении.
По мере развития учащихся, при переходе из класса в класс, они приобретают более
широкое понимание конкретной темы, получая возможность применять соответствующие подходы.
Слайд 4.
Класс 1 Изучение элементов сложения и вычитания
Класс 2 Использование названий элементов сложения и вычитания при чтении и
письме
Класс 3 Выполнение письменного сложения и вычитания многозначных чисел (с переносом десятков)
Класс 4 Использование названий элементов сложения, вычитания, умножения и
деления при чтении и письме
Слайд 6.
В результате обзора среднего образования Организация Экономического Сотрудничества и Развития рекомендовала ввести критериальное оценивание результатов обучения во всех средних школах, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся.
При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии
с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963). Успеваемость учащихся оценивается двумя основными способами: формативное
оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).
Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. Однако
подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида.
Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для
предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса
преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное
оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и
учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.
Процесс формативного оценивания включает следующие этапы:
Определение и представление обучающимся целей обучения и критериев оценивания;
Создание среды для продуктивного обсуждения в классе и другой деятельности, которая поможет выявить доказательства того, что и на каком уровне понял/достиг обучающийся;
Обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию обучающихся;
Вовлечение обучающихся в качестве взаимно-обучающего источника друг для друга;
Позиционирование обучающихся как «создателей» своего обучения.
Критерии оценивания оценивают только то, что указано в цели и отражают шесть уровней
мыслительных навыков по таксономии Блума: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Учителю важно четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения.
Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.
Эффективно организованная обратная связь дает учителю информацию о том, как идет
процесс оценивания, где обучающиеся достигли прогресса, и как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения, а обучающемуся позволяет
получить ответ на 3 вопроса:
- На каком этапе обучения я нахожусь?
- Каким образом я достигну результата?
- Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?
В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения: «Сигналы рукой», «Светофор», «Индекс карточки для обобщения», «Одноминутное эссе», «Речевые образцы», «Две звезды и одно пожелание», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое. Суммативное оценивание проводится для того, чтобы предоставить учителям и учащимся
информацию об успеваемости учащихся по завершении разделов/сквозных тем учебных
программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок.
Как и при формативном оценивании, задания для суммативного оценивания
разрабатываются в соответствии с целями обучения раздела/сквозной темы и критериями оценивания.
При завершении изучения определенного раздела/сквозной темы обучающимся можно предложить разные типы заданий.
Следует учитывать тот фактор, что суммативное оценивание за раздел/сквозные темы – это оценивание учебных достижений за определенный изученный материал и рекомендуется организовать его таким образом, чтобы оно не занимало весь урок.
Баллы, выставленные по результатам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, позволяют определить уровень учебных достижений, обучающихся (высокий, средний, низкий).
Суммативное оценивание за четверть разрабатывается с соответствующими схемами выставления баллов. По завершении суммативного оценивания за четверть учителя выставляют баллы согласно схеме выставления баллов. (Суммативная работа образец)
Модерация предназначена для обсуждения учителями результатов суммативных работ
обучающихся за четверть с целью стандартизации оценивания. Процесс модерации проходит с участием учителей, работающих в одной параллели. Они обсуждают предварительное оценивание работ по определенному предмету, чтобы обеспечить
единое понимание схемы выставления баллов учителями.
С целью отслеживания прогресса обучающегося учителю следует хранить работы, выполненные обучающимися за определенный период обучения. Портфолио – это целенаправленный сбор работ обучающегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания учебных достижений обучающихся. (Показать портфолио учащихся)
Результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть фиксируются в
электронном журнале регистрации результатов.
Все расчеты баллов и оценок осуществляются в электронном журнале автоматически.
Выставление результатов суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверти в электронном журнале регистрации результатов обучающихся предоставляет информацию для анализа и совершенствования практики преподавания. (Электронный журнал образец)
Приложение «Критериальное оценивание для учащихся».