Рабочая программа по окружающему миру (система Л.В.Занкова), 1 класс
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса начального общего образования
2.Пояснительная записка
Предмет «окружающий мир» является обязательной дисциплиной БУП (базисного учебного плана).
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе «Сборника программ начального общего образования. Система Л.В.Занкова».- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011., а именно: примерной программы начального общего образования по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.
Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержденному приказом Минобрнауки России от 09 марта 2004 года №1312, с изменениями от 30 августа 2010года №889), учебнику «Мы и окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями, утвержденными Приказом МОиН РФ от 26.11.2010г №1241(зарегистрирован Минюст РФ 4 февраля 2011г рег. №15785), Приказом МОиН РФ от 22.09.2011г №2357 (зарегистрирован Минюст РФ 12 декабря 2011г рег. №22540).- Примерная основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
- СанПиН, п.2.4.2. № 2821-10 – “Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, регистрационный №19993 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 об утверждении СанПин).
- Образовательная программа НОО образовательного учреждения, утвержденная (протокол №01 от 29.08.2011г, приказ от 29.08 2011г)
- Устав общеобразовательного учреждения, утвержденный (приказ УО АГО №273 от 24.11.2011г)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2012-13 уч.г. (утвержден приказом МОиН РФ №2885 от 27 декабря 2011г)
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Содержание интегрированного курса «Окружающий мир» составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в единстве и взаимопроникновении. Отличительной особенностью построения курса является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека, общества. Уже в первом классе перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён и до наших дней. Широкая содержательная область, которая представлена в курсе « Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Учебный курс « Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимости между природой, обществом и человеком;
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в литературе, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, делать обобщения и выводы;
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программой по окружающему миру для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных
( регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса» Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методов познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально- положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом требований программы по окружающему миру и методического пособия: Мы и окружающий мир.1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова /авт.-сост. Г.А.Сафронова. –Волгоград: Учитель, 2012.
Методическое пособие составляет единый комплект с учебником Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир». 1 класс: в 2 частях,- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.; и рабочей тетрадью к учебнику « Окружающий мир», 1 класс- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 .Учебник соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования. Объем содержания учебной программы курса полностью соответствует требованиям Федерального стандарта. Объем материала, изучаемого на уроках окружающего мира, превышает объем требований, которые заложены в минимуме содержания начального общего образования.
На основе анализа содержания образования по предмету, условий реализации стандарта, организации учебной деятельности составлена рабочая программа по окружающему миру.
БУП предполагает на базовом уровне изучение окружающего мира по 2 часа в неделю, т.е. 66 часов в учебном году.
3.Содержание программы
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Окружающий мир: природа, общество, труд.
Что такое окружающий мир.
Природа и изменчивость.
Природа – источник познания.
Я изучаю природу. Деревья нашего двора.
Природа.
Вселенная, или космос.
Земля как планета.
Луна – спутник земли.
Причины сезонных изменений.
Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Наш город.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая, живая природа.
Растения. Строение растений.
Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.
Деревья, кустарники, травы.
Экскурсия в осенний парк.
Деревья, кустарники, травы. Строение растений.
Животные. Разнообразие животных.
Природа и человек. Красота природы и народные праздники.
«Красота природы». Экскурсия в природу.
Планета Земля.
Общее представление об этапах развития планеты Земля. Ознакомление с глобусом – моделью Земли, с географической картой.
Экватор, северное и Южное полушария, полюсы.
Материки и океаны. Тепловые пояса.
Зарождение жизни в воде.
Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу.
Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни.
Появление жизни на Земле.
Становление человека.
Древнейшие люди- собиратели растений. Изменения, происходящие с человеком.
Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Общее представление об археологии, палеонтологии, истории.
Кто мы такие.
Современное человечество. Мы - часть окружающего мира.
Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.
Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах.
Люди живут в разных государствах.
Мы живем в разное время суток.
Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России.
Законы общежития.
Изменение человеком облика Земли.
Охрана окружающей среды.
Знакомство с Красной книгой.
Отдых. Как осуществляли связи между людьми на планете.
Из истории Древней Руси.
4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен:
знать:
–правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоѐма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
–растения, грибы, животные
–живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;
–существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
–2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространѐнных растений и животных родного края;
–представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;
–способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесѐнных в Красную книгу.
понимать:
–в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;–важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережнои заботливо относиться к ним;
–многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
уметь:
–различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;–описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;
–сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
–определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
–наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения,среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;
–осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;
–представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель,описание изучаемого предмета по предложенному плану,в дидактической игре);
–формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
–создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
–оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.Использовать приобрѐтенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
–определения наиболее распространѐнных в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
–обеспечения безопасности своей жизни;
–ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
–проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
–выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
5. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа ситуаций;
Обучающийся получит возможность формирования:
- внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев;
- представление о гражданской идентичности в форме сознания «Я2 как гражданин России;;
Регулятивные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий ;- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;
Обучающийся получит возможность формирования:
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и в учебных пособиях ;- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парам и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- договариваться, приходить к общему мнению;
- использовать в общении правила вежливости;
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативной задачи;
6.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметовСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося, который ориентирован на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Для контроля и оценки знаний используются:
- фронтальный опрос (беседа-полилог)
- индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение)
- письменная проверка знаний (тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, графические работы)
- работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка – краткая характеристика результатов труда школьников. Такая форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Примечание. Учитывая, что в 1 классе в течение всего учебного года отметки не выставляются, учитель использует словесную оценку. Цифровая оценка используется только для учителя с целью анализа умений, приобретённых учащимися.
7.Учебно-тематический план
1класс (66ч., по 2 ч в неделю)
№ наименование разделов и тем всего часов контрольные работы
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7 Окружающий мир: природа, общество, труд.
1.Экскурсия. Что такое окружающий мир.
2. Где мы живем.
3. Природа и ее изменчивость.
4. Первые учебники человека.
5. Вселенная или космос.
6. Земля как планета.
7. Осенняя экскурсия в природу. 7
1
1
1
1
1
1
1 2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13 Природа.
8. Значение воды на Земле.
9. Значение воздуха на Земле.
10. Разнообразие природы.
11. Неживая и живая природа.
12. Живая природа. Царства живой природы.
13. Растения.
14. Зависимость растений от природных условий. Растения и человек.
15. Поздняя осень. Экскурсия.
16.Животные.
17. Разнообразие растений и животных.
18. Природа и человек.
19. Земная поверхность.
20. Труд человека. 13
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9 Из истории Земли.
21. Модели и изображения Земли.
22. Географическая карта.
23. Азбука географии.
24. Тепловые пояса Земли.
25. Облик Земли постоянно меняется.
26. Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так? Проверьте себя.
27. Место и время.
28. Как открывали новые земли. Сказка и быль.
29. Зимняя экскурсия. Природа зимой. 9
1
2
1
1
1
1
1
1
1 1
4.
4.1-4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16 Главная особенность Земли.
30-31. Появление и развитие жизни на Земле.
32. Древние растения и животные.
33. Современные растения и животные.
34. Древняя и современная природа Земли.
35. Растительноядные и хищные животные.
36. Становление человека.
37. Предки человека.
38. Человек – охотник и кочевник.
39. Человек прямоходящий.
40. Орудия труда.
41. Родовой строй.
42. Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.
43. Начало оседлой жизни.
44. Земля рассказывает о себе.
45. Что ты узнал о земле и наших предках. Проверьте себя. 16
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8-5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16
5.17-5.18
5.19-5.21 Мы - часть окружающего мира.
46. Кто такие «мы».
47. Мы – разные по внешнему виду и по возрасту.
48. Мы живем в разных природных условиях.
49. Люди живут в разных странах.
50. Обычаи разных стран.
51. Мы живем в разное время суток.
52. Мы заняты разным делом.
53-54. Мы должны охранять окружающую среду.
55. Весенняя экскурсия.
56. Россия – любимая наша страна.
57. Транспорт и связь.
58. Что вы знаете о своей стране.
59. Как жили наши предки.
60. Жизнь современного человека.
61. Законы современной жизни.
62-63. Что мы узнали на уроках курса «Окружающий мир». Проверьте себя.
64-66. Презентации проектов по курсу «Окружающий мир» 21
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1 1
8.Календарно-тематическое планирование
1класс (66ч., 2ч. в неделю)
дата Тема Планируемые результаты обучения Основные направления и виды деятельности учащихся
Предметные результаты Универсальные учебные действия прим. факт. 9.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
Окружающий мир: природа, общество, труд.
1.Экскурсия. Что такое окружающий мир.
2. Где мы живем.
3. Природа и ее изменчивость.
4. Первые учебники человека.
5. Вселенная или космос.
6. Земля как планета.
7. Осенняя экскурсия в природу.
Владеть общеучебными умениями:
-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;
-уметь ориентироваться в учебнике;
-различать изученные объекты по названным признакам;
Иметь представление о следующих явлениях и объектах:
-о значении солнца для жизни человека;
Личностные
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;-
представление о причинах успеха в учёбе;
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий).
Называть окружающие предметы и их признаки.
3.10
7.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
28.10
31.10
11.11
14.11
18.11
21.11
Природа.
8. Значение воды на Земле.
9. Значение воздуха на Земле.
10. Разнообразие природы.
11. Неживая и живая природа.
12. Живая природа. Царства живой природы.
13. Растения.
14. Зависимость растений от природных условий. Растения и человек.
15. Поздняя осень. Экскурсия.
16.Животные.
17. Разнообразие растений и животных.
18. Природа и человек.
19. Земная поверхность.
20. Труд человека. Обучающийся научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать объекты природы и предметы, сделанные руками человека;- сравнивать объекты живой и неживой природы;
- различать и называть основные части растений;
- узнавать растения- деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
-использовать иллюстративный определитель растений и животных;
Учащиеся должны иметь представление о следующих связях в рамках изученного материала:
-между живой и неживой природой;
-между деятельностью человека и состоянием природы;
Личностные
У учащегося будут сформированы:
-интерес к учебному материалу;
Познавательные
Обучающийся получит возможность научиться:
-умению смыслового восприятия познавательного текста;
Регулятивные
Обучающийся научится:
-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи ив уме;
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. Характеризовать отличия и звёзд и планет. Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия. Различать части цветкового растения.
Практические работы и экскурсии, знакомство с природой родного края.
25.11
28.11
2.12
5.12
9.12
12.12
16.12
19.12
23.12 Из истории Земли.
21. Модели и изображения Земли.
22. Географическая карта.
23. Азбука географии.
24. Тепловые пояса Земли.
25. Облик Земли постоянно меняется.
26. Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так? Проверьте себя.
27. Место и время.
28. Как открывали новые земли. Сказка и быль.
29. Зимняя экскурсия. Природа зимой. Обучающийся научится:
- находить на глобусе экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария;
Обучающийся получит возможность научиться:
- изучить природу своего родного города, своей местности;
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные
Обучающийся научится:
- проговаривать вслух последовательность производимых действий; КоммуникативныеОбучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Ознакомление с глобусом- моделью Земли.
Характеризовать отличия и звёзд и планет. Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.
Экскурсии. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия.
26.12
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
30.01
3.02
6.02
10.02
13.02
24.02
27.02
3.03
6.03
10.03 Главная особенность Земли.
30-31. Появление и развитие жизни на Земле.
32. Древние растения и животные.
33. Современные растения и животные.
34. Древняя и современная природа Земли.
35. Растительноядные и хищные животные.
36. Становление человека.
37. Предки человека.
38. Человек – охотник и кочевник.
39. Человек прямоходящий.
40. Орудия труда.
41. Родовой строй.
42. Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.
43. Начало оседлой жизни.
44. Земля рассказывает о себе.
45. Что ты узнал о земле и наших предках. Проверьте себя. Обучающийся научится:
- различать древние и современные растения и животные;
- отличать растительноядных и хищных животных;
Учащиеся должны иметь представление о следующих связях в рамках изученного материала:
- труд и становление человека;
- одомашнивание животных- оседлый образ жизни наших предков; Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
Регулятивные
Обучающийся научится:
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
Сравнивать и различать разные группы живых Различать предметы и выделять их признаки..Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий).
13.03
17.03
20.03
3.04
7.04
10.04
14.04
17.04
21.04
24.04
28.04
5.05
8.05
12.05
15.05
19.05
22.05
Мы - часть окружающего мира.
46. Кто такие «мы».
47. Мы – разные по внешнему виду и по возрасту.
48. Мы живем в разных природных условиях.
49. Люди живут в разных странах.
50. Обычаи разных стран.
51. Мы живем в разное время суток.
52. Мы заняты разным делом.
53-54. Мы должны охранять окружающую среду.
55. Весенняя экскурсия.
56. Россия – любимая наша страна.
57. Транспорт и связь.
58. Что вы знаете о своей стране.
59. Как жили наши предки.
60. Жизнь современного человека.
61. Законы современной жизни.
62-63. Что мы узнали на уроках курса «Окружающий мир». Проверьте себя.
64-66. Презентации проектов по курсу «Окружающий мир» Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать пошлое, настоящее и будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице;
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе, сверстников с позиции этических чувств;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России- Москву, свой регион и его главный город; Личностные
У учащегося будут сформированы:
-этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения; Познавательные
Обучающийся научится:
- обобщать ( выделять класс объектов по заданному признаку);
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-принимать участи в работе парами и группами;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила внжливости; Наблюдение, сравнение.
Моделировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения.
Экскурсия.
Моделировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения.
9.Материально-техническое обеспечение программы
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
1 Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. « Окружающий мир», учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Методические пояснения к курсу « Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, 2010.
Сборник контрольных и проверочных работ для 1- 4 классов ( система Л. В. Занкова). Составитель Р. Г. Чуракова, 2010.
Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров» 2010.
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела;
- изобразительные:
- муляжи плодов;
- таблицы групп растений и животных,
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- телевизор;
- компьютер;
Экранно- звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;