Конспект урока по литературному чтению на тему С. ЕсенинЧерёмуха (3 класс)
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 класс
Тема:. С. Есенин «Черёмуха»
Цель: познакомить учащихся с биографией С. Есенина и его стихотворением «Черёмуха»
Задачи:
развивать умения выразительно читать стихотворные произведения;
формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности ( метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения);
воспитывать любовь к слову, к родной природе.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Есенина; мультимедийное оборудование
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая динамика
Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему нашего урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.
(попросить 1 ученика прочитать текст)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(черёмуха)
- Докажите, что это черемуха. (Выслушиваю ответы детей, их доказательства)
-Верно. (Слайд. Рисунок черемухи на доску.)-В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черёмуха – дерево, которое отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром…
- Кто не знает этих строк и их автора? Пожалуй, только тот, кто пока не ходил в школу. (Это строки Сергея Есенина.)
Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…
III. Подготовка к первичному восприятию
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) родился под Рязанью, в селе Константиново.
В раннем детстве полюбил родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.
Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.
IV. Первичное восприятие
-А теперь закрыли учебники и случаем меня внимательно (учитель читает стихотворение)
V. Проверка первичного восприятия
Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении.
-Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное?
-Объясните свой выбор.
- Что представили?
- Какую картину нарисовали в своем воображении?
- А какие чувства возникли в вашем сердце? ( радость, восхищение, восторг.)
- Ребята, запомните, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
Словарная работа
- Объясните выделенные цветом слова.
Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху.
Вкрадчиво – вкрадчивый – старающийся вызвать доверие, расположенность к себе.
VI. Физкультминутка
Полетели листья,
Листья-огоньки.
Все летали, все летали,
Листья мотыльки.
На дорожку прилетали,
Тихо все опали.
VII. Вторичное восприятие
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Проверка вторичного восприятия
Какие строки стихотворения особенно понравились, запомнились?
Какой вы представляете себе черёмуху?
- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте)
(Черёмуха душистая, ветки золотистые)
- Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца)
- С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями)
- Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)
- Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте).
- Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце)
- Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)
- Прочитайте в парах первый и второй столбики.
IX. Рефлексия
-Ребята, какое у вас настроение, после изучения произведения?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-Какими знаниями вы бы могли поделиться на следующем уроке?
-А о чём вы можете рассказать своим близким?
VII. Подведение итогов урока
- Что необычного было в детстве С. Есенина?
- Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела. Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтической тетради.