Личностно ориентированное обучение в рамках обучения математике
То, что я слышу, я забываю;
То, что я вижу и слышу, я немного из того помню;
То, что я вижу, слышу и обсуждаю, то я начинаю понимать;
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и выполняю, я приобретаю знания и навыки;
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Конфуций
Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта для его занятий этой деятельностью, включающего и понимание ее цели и значимости этой цели лично для него, и ощущение реальной достигаемости цели именно для него, и желание получать адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей.
В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в особенно трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Наряду с объективными трудностями предмета, требующие для их преодоления высокого уровня интеллектуального развития, в частности фактически совершенного владения языком и логикой, в старших классах, ученики, которые зачастую имеют уже более или менее устойчивые интересы, далеко не совпадающие с математикой, приходится бороться с общим негативным отношением к этому предмету.
Целью же личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самосознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения – формирование интереса к собственному «я», кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике, т.е. познание себя как субъекта математической учебной деятельности, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.
Одна из важнейших составляющих психологического комфорта математической деятельности – это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей: ученик как личность постоянно должен идти шаг за шагом к более интересному, к трудностям, преодоление которых и доставляет подлинную радость, повысит самооценку ученика и его оценку со стороны окружающих.
Критерием эффективности обучения является стремление сделать сегодня больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. Каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков и «компетентностей», необходимых ученику.
При личностно ориентированном обучении любой урок может быть превращен учителем в творческий, когда даже сама атмосфера урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружают учащихся конкретными знаниями и умениями, но и вызывают у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формируют их творческое сознание.
Приведу пример организации личностно ориентированного обучения из личного опыта. Я работаю с детьми, учебная цель которых «знание». Среди моих учеников выделяется очень застенчивый мальчик Саша с очевидным низким уровнем самооценки в отношении математики. Мне удалось не только самой уделять ему особое внимание, но и создать поддержку со стороны соучеников (объяснив им его психологическую особенность). В результате, от урока к уроку, Саша преодолевал свою робость, становился более уверенным в себе. При этом он много работал над собой, старался каждый этап урока использовать для своего развития. Особенно интересно отметить, что подчеркнутое внимание к грамотной математической речи для освоения математического содержания привело к тому, что Саша обратил внимание именно на свою речь.
Так личностно ориентированный подход помог ребенку раскрыться, самоактуализироваться, самореализоваться. Учитель на личностно ориентированном уроке не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, он не ведет, а идет рядом и впереди, сотрудничает с ребенком, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел. Как приятно слышать радостный вскрик, разрывающий тишину урока.
Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить и использовать знания в новой ситуации – одно из проявлений мастерства учителя. Ответы ребят выслушиваются обязательно все, а ответы предполагают и не слишком рациональные решения и прямые ошибки. Учитель, выслушивая их, разумеется, не выносит оценочных суждений, но в процессе общих обсуждений создает установку на готовность отвечать не боясь ошибаться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного, решения задач.
В 10 классе на уроке-практикуме по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» была организована групповая форма работы. Тремя учениками с учебной целью понимание проведена разминка для группы (задачу для нее ребята составили сами). В презентации конкурсных задач участвовали еще трое учеников, их учебная цель «аппонировать». В защите работы групп активны все. Спорят, отстаивая свое мнение, задают контрвопросы.
В заключении был проведен «этап рефлекции».
Ребята высказывались по поводу формы урока, что хорошего, есть ли недостатки.
Большое внимание уделяется мною также и развитию структуры творческого мышления, в нее входит умение переносить знания в незнакомую ситуацию, находить альтернативное решение проблемы, комбинировать разные способы решения, моделировать, выдвигать гипотезу, принимать решения, выстраивать аргументацию.
В 11-А классе, где я являюсь классным руководителем, уже пятый год, начиная с первых уроков 7 класса постоянно цитировала слова Конфуция, нацеливая их на то, что нужно дойти в своем изучении математики до его последних слов – «Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». Начиная с 10 класса, ребята взяли шефство над классом Алие Исмаиловны, оказывают им помощь по математике.
Таким образом, я организую работу учащихся, исходя из принципов личностно ориентированного обучения:
ребенок учится только через действие;
ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
ребенок учится от другого ученика также, как и от учителя на уроке;
ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;
ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни;
ребенок успешен в учении, когда он здоров.
В процессе работы я определила для себя следующий «алгоритм» личностно ориентированного урока.
Чтобы из традиционного урока сделать личностно ориентированный, важно помнить о следующих аспектах:
Должен быть выбран оптимальный для урока стиль общения, организовано учебное сотрудничество.
Учитель должен уметь разъяснить целевые ориентиры урока, сделав их личностно-значимыми для каждого ученика; использовать технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации.
Должны использоваться оптимальные формы введения в новый материал, опирающиеся на личный опыт, действия, мышления, ощущения учащегося.
Синергетика урока должна включать в себя различные формы работы и способы получения и усвоения знаний; должны предусматривать элементы взаимо- и самообучения; само- и взаимоконтроля.
Этапы работ учащихся над учебной задачей, проблемой могут варьироваться с учётом учебной ситуации.
Должно иметь место быстрое реагирование на непонимание и ошибку учащегося как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.
Дети должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода слова и мнения, даже свобода передвижения в классе во время проработки темы.
Урок должен способствовать сохранению психического, и, как следствие, соматического здоровья.
Литература:
Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – «Педагогика». – М. 1990;
Научно-методичный журнал «Математика у школах України». – Основа. – Х. 2005;
Пилипенко В.Д. Впровадження особистістно – орієнтованих освітніх технологій у школі. – «Просвіта». – З. 2001.
Подмазин С.И. Личностно ориентированное образование. – «Просвіта». – З. 2000
Потапов М.К. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. – МГУ. – 1991.
Annotation
The article discusses that personal development requires the creation of psychological comfort in the classroom, which is achievable with personally-oriented education.
с
Чарухова Зоре Ходжаевна.
Республиканское учебное заведение «Крымская гимназия – интернат для одарённых детей Министерства образования и науки Автономной Республики Крым»
Анотація
У статті йде мова про те, що розвиток особистості учня потребує створення психологічного комфорту на уроці, що є досяжним в умовах особисто-орієнтованого уроку.
Default Paragraph FontTable Normal
No ListАбзац спискаBalloon TextBalloon Text CharHeader Char>
·>
·15
·1
·FooterFooter Char