Проект Наше здоровье в наших руках


Содержание.
1.Введение 2
2. Основная часть.
2.1. Факторы, влияющие на здоровье. 3- 7
2.2. Исследование влияния факторов здоровья дома и в школе. 8-11
3. Анкетирование и результаты анкетирования. 12-13
4. Заключение. 14
5. Список литературы. 15
6. Приложение 1. Презентация в электронном виде.
Введение.
Актуальность: В одной телевизионной передаче я услышала о том, что в России всего 14% здоровых школьников, любые вопросы, касающиеся здоровья очень актуальны, ведь учась в школе, мы не задумываемся, что наше здоровье может ухудшиться, но соблюдая простые правила, ведя здоровый образ жизни можно избежать серьезных проблем со здоровьем. Мне стало интересно, какой образ жизни ведут мои друзья., поэтому тема моего исследования «Наше здоровье в наших руках».
Гипотеза: если дети будут знать, как образ жизни влияет на их здоровье, возможно, они будут вести здоровый образ жизни и их здоровье не ухудшится.
Цель исследования: Изучить влияние образа жизни на здоровье одноклассников.
Я хочу, чтобы мои друзья всегда были здоровы. Для этого мне нужно больше узнать о факторах, влияющих на здоровье детей, и показать ребятам связь образа жизни со здоровьем.
Исходя из этих размышлений, я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи исследования:
Узнать, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить здоровье
Узнать, какой образ жизни ведут одноклассники.
Этапы исследования
Изучение научной литературы (Факторы, влияющие на здоровье).
Работа с одноклассниками
Анкетирование
Анализ результатов анкет.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы.
2. Анкетирование и анализ полученных результатов
Основная часть.
2.1.Факторы, влияющие на здоровье.
Первым шагом в моей работе было изучение и анализ научной литературы. Из Детской энциклопедии здоровья я узнала, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье человека зависит от многих факторов, но влияние факторов, определяющих уровень здоровья, распределяется следующим образом:
- Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%
- Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%
- Деятельность системы здравоохранения - на 10%
- Образ жизни человека - на 50%

Из публикаций в Интернете http://www.baby-land.org/ , http://zakalivanie.ru/ я поняла, насколько важно соблюдать гигиену умственного труда, а также как на здоровье ученика сказывается закаливание организма. Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем». Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России в 1989 году, авторство термина приписывается профессору-фармакологу Израилю Брехману.
Наиболее значимым фактором, определяющим здоровье школьника, является его образ жизни, который включает в себя: режим дня, гигиену умственного труда, двигательную активность, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социум, к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ).
Режим дня и гигиена умственного труда.
Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией, и это ведёт к развитию хронического умственного утомления.
Для того чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.
Двигательная активность.
Необходимым условием здоровья школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня. Недостаточная двигательная активность является одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками, в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума. Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.
Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность школьника должна соответствовать 8-10 часам в неделю. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно - сосудистой и дыхательной. Отрицательное последствие малоподвижного образа жизни проявляется также в сопротивляемости молодого организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Малоподвижность на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75—80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Основной проблемой здоровья школьника является снижение остроты зрения. Одной из причин снижение остроты зрения является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
Рациональное питание.
Для сохранения и поддержания полноценного здоровья ученику необходимо правильное и рациональное питание. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и то же установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма употреблять достаточное количество витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении. Так же следует помнить, что кириешки, чипсы не так уж безобидны и безопасны. Вкусовые добавки в этих продуктах синтетические, и они приносят вред организму.
Закаливание.
Для того чтобы повысить устойчивость организма к заболеваниям необходимо закалять детей. Средства закаливания просты и доступны: вода, воздух, солнце. Регулирование температуры помещения — очень действенный прием закаливания. В помещении дети находятся большую часть суток. Постоянство комнатной температуры надо считать недостатком. Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм, необходимо сделать его «пульсирующим» с оптимальной амплитудой колебаний. Для младших школьников размах температур достаточен 5—7 градусов. При этом будут создаваться условия для высокой работоспособности. Достигаются колебания температуры за счет открывания окон или форточек. Ежедневное пребывание на открытом воздухе — мощный оздоровительный фактор.
Отказ от вредных привычек.
Для сохранения здоровья на долгие годы необходимо формировать у себя полезные привычки. Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она». Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки.
Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним
можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и употребление спиртных напитков. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Ученики младших классов чаще всего страдают от таких вредных привычек, как постоянное жевание жвачек, они грызут ногти, кончики карандашей и ручек, могут использовать предметы личной гигиены (носовой платок, зубная щетка) других учеников. Такие привычки возникают от нервного напряжения и приводят к различным заболеваниям.
Исследование влияния факторов здоровья дома и в школе.
Проведя опрос моих одноклассников по теме «Как заботятся о нашем здоровье у нас дома и в школе?», я пришла к таким результатам.
Режим дня:
Дома:
- дома завтракают
- полноценно обедают
- гуляют на свежем воздухе
- делают уроки, отдохнув после школы
- ложатся спать не позднее 22 часов
В школе:
- утром перед началом занятий мы делаем утреннюю зарядку
- после второго урока кушают в столовой
Гигиена умственного труда:
Дома:
- делают уроки, отдохнув после школы
- спят 9-10 часов
В школе:
- физминутки на уроке
- зарядки для глаз
- перемены
Двигательная активность:




Дома:
- помощь родителям
- игры на воздухе
- занятия спортом:
Спортивная секция (гимнастика) - 5 человек
Спортивная секция (лыжи) – 3 человека
ДЮСШ (футбол, хоккей) – 5 человек
Танцевальный кружок – 7 человек
В школе:
- - физминутки на уроке
- зарядки для глаз
- подвижные перемены
- утрянняя гимнастика
-ЛФК (2 человека)
- уроки физической культуры 3 раза в неделю
Рациональное питание:
Дома:
- питание по режиму дня
- ежедневный рацион из овощей и фруктов
- предпочетание негазированных напитков
В школе:
- в 3 классе у нас был урок «Разговор о правильном питании»
- на классных часах у нас проводятся уроки здоровья
- питание в школьной столовой
Закаливание:
- проветривание квартиры
- прогулки и игры на свежем воздухе
В школе:
- на переменах проветриваем кабинет
- занятия физической культурой на улице
Отказ от вредных привычек:
Дома и в школе: беседы родителей и учителей.

Анкетирование и результаты анкетирования.
Почерпнув знания из литературных источников, я провела анкетирование с целью узнать, что знают о здоровье мои одноклассники и какой образ жизни они предпочитают.
В результате анализа анкет «Что вы знаете про здоровье» я узнала, что все одноклассники считают себя здоровыми людьми, 17 учеников считают свое зрение хорошим, 15 учащихся довольны своей осанкой, 14 учеников довольны своей физической подготовленностью. Исходя из этих данных, я сделала вывод, что ребята в основном довольны своим здоровьем и чувствуют себя хорошо.

Тогда я решила провести второе анкетирование «Какой образ жизни вы ведёте», с целью узнать, какой образ жизни ведут мои одноклассники.
В результате я узнала, что считают нужным вести ЗОЖ 19 учеников. В нашем классе соблюдают режим дня 14 учеников, 17 человек ежедневно чистят зубы, все часто едят овощи и фрукты, 13 человек – занимаются спортом, 15 человек пьют негазированные напитки, 16 человек – в свободное время играют на улице, 16 человек принимают пищу по режиму, 15 человек делают уроки, отдохнув после школы, 17 человек ложатся вовремя спать, но к сожалению 11 человек имеют вредные привычки, такие как грызть ногти, карандаши, постоянно жевать жвачку.
На вопрос о том, что такое здоровый образ жизни ответили: правильное питание, закаливание, зарядка, режим дня, спорт, прогулки, личная гигиена, отказ от вредных привычек, хорошая экология. Таким образом, мои одноклассники знают, что полезно вести ЗОЖ..100% детей считают, что для сохранения здоровья необходимо вести здоровый образ жизни.


Заключение.
Из моей работы я сделала вывод, что для сохранения здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. Многие школьники слышат о пользе такого образа жизни, но мало о нем знают. Я достигла своей цели, выявила влияние образа жизни на состояние здоровья школьника. В результате моей работы одноклассники узнали факторы, влияющие на их здоровье и стали придерживаться здорового образа жизни. Они выполняют основные правила, которые зависят от их самих это: соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, физкультминуток во время умственного труда, прогулки на свежем воздухе. Опыт моей может быть использован учениками, учителями, родителями для поддержания здоровья во время учебы в школе и во внеурочное время. Вести здоровый образ жизни - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек. Если я и мои одноклассники будем и дальше вести здоровый образ жизни, мы вырастим здоровыми, умными и добрыми людьми.
Список литературы.
1. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.
3. Интернет-сайты http://www.goodsmatrix.ru/
http://zakalivanie.ru/
:http://medik.al.ru/baby/zakalivanie.htm
http://www.ameno.ru/beauty/health/2233.html
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112086.html
info@vimpel-v.com