Классный час на тему: Книга наш лучший друг
Дата проведения:
Тема: «Книга – наш лучший друг»
Цель: Познакомить детей с историей книги;
Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера, развивать память, речь, мышление, воображение; Воспитывать любознательность, бережливое отношение к книге.
Задачи: Наглядно показать и рассказать детям этапы развития письменности на Руси;
Познакомить с первопечатником И. Фёдоровым, первым печатным станком;
Продолжать учить отгадывать загадки, знакомить с народной мудростью – пословицами и поговорками о книгах.
Познакомить с правилами правильного и бережного пользования книгами.
Оборудование: презентация, компьютер, книги. Выставка разнообразных книг по форме и содержанию.
Ход
- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии.
Кто молча учит, без языка, а обо всём говорит?( книга) Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.( книга)- Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком,Разговаривает с намиТерпеливым языком.( книга)
Сообщение темы и цели классного часа.
– А сейчас давайте прочитаем пословицы, которые народ сложил о книгах.
Знание – солнце, книга – окно.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Кто много читает, тот много и знает.
Написано пером, не вырубить топором.
Нет умного соседа – с книгой беседуй.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Попробуйте объяснить их смысл
4. – А сейчас давайте заглянем в прошлое и узнаем историю возникновения книги.
Глиняные таблички
Папирус
Пальмовые листья
Береста
Кость, ткань, дощечки
Пергамент
Бумага
Глиняные таблички
Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и их соседи писали тростниковыми и костяными палочками на табличках из сырой глины. Потом табличку сушили на солнце или обжигали, недописанный материал хранили в мокрой тряпке.
Папирус
Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус. Тростниковый папирус в изобилии рос по берегам Нила. Из него делали тонкий, хрупкий светло-коричневый писчий материал, который свивали в трубочку.
Пальмовые листья. Береста
В Индии и Индокитае были распространены книги из пальмовых листьев. Листья обрезали до нужного размера, вымачивали, кипятили, высушивали и гладко затирали.
На Руси писали на коре обыкновенной березы – бересте. При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшие берестяные грамоты.
Кость. Ткань. Дощечки
Костяные книги, сделанные из бивней слона, были очень дорогими. Такие книги были в Юго-осточной Азии и в Европе.
Писали и на льняных тканях. Текст иногда сопровождали рисунками.
Позднее в Риме и Древней Греции стали применять деревянные таблички,
покрытые воском. Их широко использовали в школах. Старый текст можно было затереть и нанести новый.
Пергамент
Античный мир изобрел прочный материал – пергамент (по названию города Пергама в Малой Азии, где его производили). Его делали из овечьих, телячьих и др. кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. С III в. до н.э.
Бумага Впервые бумага была изготовлена из тряпья, коры или бамбука в Китае в 105 г. н.э. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в. бумага как самый удобный писчий материал вытеснила пергамент. Изображение первых рукописных книг
Рукописные книги Делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Он все делал сам: линовал страницы, изготавливал чернила, делал рисунки и т.п. Профессия писца была почетной. Затем книгу «одевали» в переплет, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого. Изобретение книгопечатания . Книгопечатание изобрели более тысячи лет назад в Китае, и до ХV в. Оно было неизвестно в Европе.. И.Гутенберг, немецкий ювелир и гравер, первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.).
А в 1563 г. Во времена Ивана Грозного была отпечатана первая книга на Руси. Сделал это Иван Федоров. (Изображение первого печатного станка)
Иван Федоров Слайд 14
Основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом церкви в Московском Кремле. В50-х гг. 16 в. работал в типографии в Москве. С 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 вместе с Петром Мстиславцем напечатал "Апостол", ставший первой русской датированной печатной книгой.
5 Физкультминутка:
- Сегодня вы узнали, какой долгий путь прошла книга от древности до наших дней. Сколько труда и времени потребовалось людям, чтобы книга стала такой, какой мы с вами привыкли её видеть. Поэтому, давайте будем беречь наши книги.
КНИГА – ТВОЙ ДРУГ, БЕРЕГИ ЕЁ!
- А сейчас давайте познакомимся с правилами бережного обращения с книгой.
Правила обращения с книгой
Не бери книгу грязными руками.
Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.
Заключение
Выполняйте эти советы – они продлят жизнь книги. Кроме этого примите и другие профилактические меры. Надежным средством защиты переплета является обложка из полиэтиленовой пленки.
Подведение итогов:
- Вспомните, какими материалами для письма пользовались люди до изобретения бумаги?
- Какими были первые книги?
- Кто на Руси напечатал первую книгу?
- Как она называлась?
- Какой вывод сделаем из всего увиденного и услышанного?