Модульный урок «Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы»



План открытого учебного занятия
Дисциплина «Русский язык и культура речи».
Группа: 202
Дата проведения: 01.04.2014.
Преподаватель: Матвеева М.В.
Тема занятия: Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
Вид занятия: комбинированный урок.
Цели занятия.
образовательная: формирование, закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний и практических умений и навыков исправления в своей и чужой речи лексических и фразеологических ошибок.
воспитательная: формирование способности к совместной работе в группе, в парах, коммуникативной культуры, чувства ответственности за совместную работу; формирование познавательной активности, потребности к самообразованию и практическому использованию умений и навыков исправления в своей и чужой речи лексических и фразеологических ошибок в будущей профессиональной деятельности.
развивающая: формирование и развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, готовности к коммуникации, способностей к сравнению и сопоставлению, формулированию выводов из услышанного и прочитанного, логическому изложению и мышлению, быстрого поиска необходимых слов в памяти для исправления лексических и фразеологических ошибок.
Методическая цель чебного занятия: показать методику проведения модульного урока.
Междисциплинарные связи: Информатика.
Технические средства: ПК, мультимедиа проектор.
Оснащение рабочего места: Модули, УЭ, план модульного урока, тесты с ответами, учебные пособия.
Используемая литература:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2010.
- Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Учебное пособие.- Москва, Ростов н/Д, 2003.
- Власенков А.И., Потемкина Т.В. Русский язык: учебник для ссузов - Москва, 2004.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.- Москва, 2005.
- Петрякова А.Г. Культура речи: учебное пособие / А.Г. Петрякова. М.: Флинта: Retorika А, 2006. 488 с.
- Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / «Серия: Стань грамотным!» - Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.- 128с.







Ход занятия.
1. Организация студентов к занятию.
2. Мотивация познавательной деятельности студентов:
-сообщение темы занятия;
-определение целей и задач занятия;
3. Краткая информация о последовательности работы студентов на занятии.
УЭ – 1. Актуализация знаний
УЭ – 2. Исследование особенностей лексических и фразеологических ошибок.
УЭ – 3. Анализ лексических и фразеологических ошибок.
УЭ – 4. Резюме.
УЭ – 5. Выходной контроль.
4.Подведение итогов занятия.
5. Домашнее задание: Изучить М-3.2 выполнить упражнения из рабочей тетради: 113, 114, 122, 123.


Памятка
для работы по модулю.
Помните, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
У Вас есть право на получение консультации в учебнике, а также у преподавателя. Используйте это право!
Помните о критериях выставления оценки за работу по дисциплине, используйте их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом!

Модульный урок по русскому языку и культуре речи.

Добрый день!
Сегодня Вам предстоит самим изучить новый материал, а также применить полученные знания в работе над выполнением упражнений. Предстоит большая работа. Вы будете учить себя сами. Сами оцените свои успехи в новой для вас теме.
Фраза «работа в парах» означает, что при выполнении этой работы Вам придется, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спешите задавать вопросы преподавателю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопитесь, думайте
УЭ

Учебный материал с указанием заданий.
Руководство по усвоению материала

1.



2.
Входной контроль. (Петрякова А. Г.).
3 минуты

3.

1 минута


Цель:
Актуализировать опорные знания и практический опыт при допуске к работе.
Задание 1. (Антонова Е.С.)
Ответить себе на вопросы:
Что изучает лексика? Почему раздел называется именно так?
Что такое лексическое значение слова? Почему так важен этот термин?
На какие группы делятся слова по смысловым отношениям?
На какие группы делятся слова по происхождению?
На какие группы делятся слова по сфере употребления?
Для чего в русском языке существуют понятия: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы?
Что такое переносное значение слова? Какую роль оно играет в нашей речи?
Что такое стилистически окрашенная лексика?
Знакомо ли вам понятие фразеологизм? С какой целью используются фразеологизмы в речи?
Какие типы словарей вам известны? Для чего они нужны? По какому принципу составляются словари?

Вспомнить М – 3, М- 3.1.
5 минут


Задание 2. (Потемкина Т.В.)
Напишите, объединившись в группы по 2 человека, два этюда об осени. Для первого выберите в качестве эпиграфа слова «Унылая пора!», а для второго – «Очей очарованье!». Используйте различные изобразительно-выразительные средства. Подчеркните их. Выступите перед однокурсниками, прокомментируйте свои тексты. Ответьте на вопросы.
Что произойдет с данными текстами, если заменить в них все использованные изобразительно-выразительные средства. Сделайте выводы и обсудите их с однокурсниками.
Работа в парах
15 минут


Задание 3. (Потемкина Т.В.)
Составьте небольшой текст (6-10 предложений) о вашей специальности. Употребите в нем профессиональную и терминологическую лексику.
Работай самостоятельно.
10 минут

4.
Цель: Овладение понятием: «ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ. ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
Задание 1. Посмотрите на примеры предложений, записанных на доске. Вы, наверное, заметили, что в каждом предложении имеются ошибки. Запишите в тетрадь эти предложения в исправленном варианте.

Сделайте выводы.
Изучите дидактический материал на с. 80-81 учебника Антоновой Е.С. Этот материал позволяет лучше осмыслить изученное и подготовиться к выполнению следующих далее заданий.

Прочитайте о лексических и фразеологических ошибках в М-3.2.
Обратитесь к слайдам (презентация «Немного о тавтологии»).

10 минут






2 минуты

8 минут


15 минут


Задание 2. Попробуйте по заданию № 1 задать товарищу вопросы.
5 минут


Задание 3. Закрепите материал, выполнив задание 81 на с. 428 учебника Введенской Л.А.
5 минут


Задание 4. Закройте учебники и расскажите своему товарищу, сидящему рядом что, что вы узнали о лексических и фразеологических ошибках.
5 минут


Задание 5. Давайте попробуем применить ваши знания на практике, выполнив упражнение № 119 на с. 38 рабочей тетради.
10 минут


Задание 6. Прокомментируйте высказывание Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений»
2 минуты

5.
Обобщение: Вернитесь к началу УЭ. Достигли ли вы поставленной цели?


6.
Выходной контроль.
Выполните тест.
Экспертная проверка.

7.
Слово преподавателя.




















































Модульный урок «Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы».

МЕ – 0. Комплексная дидактическая цель.
МЕ – 1. Интегрирующая цель.
МЕ – 2. Учимся исправлять лексические и фразеологические ошибки.
МЕ – 3. Рефлексия.
МЕ – 0. Комплексная дидактическая цель.
Осмысление специфики лексической нормы. Закрепление знаний по теме. Активизация творческих способностей студентов.
Обработка умений аргументировать свои мысли фактами, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить своё мнение с позицией товарища и преподавателя.
Результатом применения модульной программы должен быть сформированный навык исправления лексических и фразеологических ошибок.
МЕ – 1. Интегрирующая цель.
Изучить специфику лексической нормы; уметь различать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь использовать знания для исправления лексических и фразеологических ошибок; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему;
Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

УЭ – 1. Актуализация знаний
УЭ – 2. Исследование особенностей.
УЭ – 3. Анализ лексических и фразеологических ошибок.
УЭ – 4. Резюме.
УЭ – 5. Выходной контроль.

МЕ – 2. Учимся исправлять лексические и фразеологические ошибки.
Слово преподавателя.
Лингвистическая разминка: Орфоэпические нормы. Произнесите слова, написанные на доске:
Детектив, свекла, свекольный, партер, береста, туфля, жалюзи, арахис, баловать, каталог, верба, газопровод, генезис, еретик, знамение, иначе, исподволь, квартал, километр, мельком, осведомить, сливовый, упрочение, ходатайствовать, осужденный, обеспечение, средства, договор, оптовый.


Входной контроль.
Выполните тест.
1. Дайте определения паронимам: диктант – диктат, языковой – языковый.

2. Определите слова по их лексическому значению:
а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление».
б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе».
в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада».

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.

4. Какие слова являются однозначными?
а) гипотенуза, б) эпитет, в) канал, г) дубовый, д) палисадник.

5. В каких словосочетаниях есть многозначные слова?
а) футбольные бутсы, б) колоть дрова, в) поставить точку, г) джем из апельсинов, д) стоять над обрывом.

– Какова связь этого задания с темой урока?
– Исследуйте цель урока. Как входной контроль работает на неё?

Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.

УЭ – 1. Актуализация знаний
Цель: Актуализировать опорные знания и практический опыт при допуске к работе.
Задание 1. (Антонова Е.С., с.61)
Ответить себе на вопросы:
Что изучает лексика? Почему раздел называется именно так?
Что такое лексическое значение слова? Почему так важен этот термин?
На какие группы делятся слова по смысловым отношениям?
На какие группы делятся слова по происхождению?
На какие группы делятся слова по сфере употребления?
Для чего в русском языке существуют понятия: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы?
Что такое переносное значение слова? Какую роль оно играет в нашей речи?
Что такое стилистически окрашенная лексика?
Знакомо ли вам понятие фразеологизм? С какой целью используются фразеологизмы в речи?
Какие типы словарей вам известны? Для чего они нужны? По какому принципу составляются словари?

Проверьте степень усвоения материала вашим товарищем. Поставьте оценку.
Задание 2. (Потемкина Т.В. задание 77, с.139)
Напишите, объединившись в группы по 2 человека, два этюда об осени. Для первого выберите в качестве эпиграфа слова «Унылая пора!», а для второго – «Очей очарованье!». Используйте различные изобразительно-выразительные средства. Подчеркните их. Выступите перед однокурсниками, прокомментируйте свои тексты. Ответьте на вопросы.
2. Что произойдет с данными текстами, если заменить в них все использованные изобразительно-выразительные средства. Сделайте выводы и обсудите их с однокурсниками.
Задание 3. (Потемкина Т.В. задание 81, с.140)
Составьте небольшой текст (6-10 предложений) о вашей специальности. Употребите в нем профессиональную и терминологическую лексику.

УЭ – 2. Исследование особенностей лексических и фразеологических ошибок.
Цель: Овладение понятием: «ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ. ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ».
Задание 1. Посмотрите на примеры предложений, записанных на доске. Вы, наверное, заметили, что в каждом предложении имеются ошибки. Запишите в тетрадь эти предложения в исправленном варианте.

Сделайте выводы.

Изучите дидактический материал на с. 80-81 учебника Антоновой Е.С. Этот материал позволяет лучше осмыслить изученное и подготовиться к выполнению следующих далее заданий.

Прочитайте о лексических и фразеологических ошибках в М-3.2.
Обратитесь к слайдам (презентация «Немного о тавтологии»).

Посоветуйтесь в группах.

Обсудите с товарищем свои выводы. Дополните свои записи, сведениями, которые вы почерпнули из ответа товарища.

Вернитесь к цели урока. Оцените, насколько вы справились с ней. Если есть необходимость, проконсультируйтесь с преподавателем.

УЭ – 3. Анализ лексических и фразеологических ошибок.
Задание 2. Попробуйте по заданию № 1 задать товарищу вопросы.

Задание 3. Закрепите материал, выполнив задание 81 на с. 428 учебника Введенской Л.А.

Задание 4. Закройте учебники и расскажите своему товарищу, сидящему рядом что, что вы узнали о лексических и фразеологических ошибках.

Задание 5. Давайте попробуем применить ваши знания на практике, выполнив упражнение № 119 на с. 38 рабочей тетради.

Задание 6. Прослушайте доклад «Афоризмы». Задайте вопросы докладчику. Обсудите то, что вы узнали нового по этой теме.

Задание 7. Прокомментируйте высказывание Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений».

Подготовьтесь поделиться информацией с группой. Придумайте вопросы для проверки усвоения вашей информации.
Проанализируйте свою работу.

УЭ – 4. Резюме.
1. Обобщение полученных знаний.
2. Обобщение своих знаний путём составления одного тестового задания по данной теме.
3. Предложите задание в группе. Оцените, как оно выполнено.
4. Возвращаясь к цели урока, определите вопросы, которые требуют ответа. Постарайтесь найти на них ответ во время выходного контроля.




УЭ – 5. Выходной контроль.
1. Проверить умение применять на практике полученные знания, выполнив задания по вариантам.
Вариант 1
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу. Правда и только правда – таков имидж писателя.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. Успехами мы не блестим. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Любой поступок заслуживает осуждения. Студент быстро освоил материал. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
Выехать нам не удалось, потому что проливной ливень. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. Прейскурант цен вывешен на витрине. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

Вариант 2
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.


Вариант 3
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. В течение долговременного периода идет оформление документов. Он был мне подлинным другом.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
Вариант 4
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Эта новость причинила ей удовольствие. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
В этот день я услышала много обидчивых слов. Герой все время находится в подвесном состоянии. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
А сейчас все пойдет по своим делам. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

2. Оцените уровень усвоения данной информации в листке контроля.

МЕ – 3. Рефлексия.
Оцените степень практической пользы материала урока.
Оцените степень собственного участия и степень комфортности на уроке.
По первому вопросу выскажитесь перед классом, а второй поставьте на обратной стороне листка контроля.
Запишите домашнее задание: Повторите дидактический материал на с. 80-81 учебника Антоновой Е.С. и выполните упражнение 2 на с.81, 84.
Слово преподавателя.

Приложение.
1. Листок контроля.
Фамилия и имя ученика.
Входной контроль
УЭ - 1
УЭ - 2
УЭ - 3
УЭ - 5

Самооценка
Взаимооценка
Самооценка
Оценка группы
Самооценка
Оценка экспертов или преподавателя

 
 
 
 
 
 


2. Ключ для самооценки теста (Входной контроль).

1. Дайте определения паронимам: диктант – диктат, языковой – языковый.
диктант – письменная работа, упражнение в правописании «на слух»,
диктат – навязывание своей воли другому,
языковой – относящийся к речи, языку, словесному способу общения, выражения мыслей,
языковый – относящийся к языку – органу в полости рта; сделанный из языка.
2. Определите слова по их лексическому значению:
а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение)
б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация).
в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат).
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.
4. Какие слова являются однозначными?
а) гипотенуза, б) эпитет, в) канал, г) дубовый, д) палисадник.
(а, б, д).
5. В каких словосочетаниях есть многозначные слова?
а) футбольные бутсы, б) колоть дрова, в) поставить точку, г) джем из апельсинов, д) стоять над обрывом.
(б, в, д).

3. Ключ для самооценки заданий (выходной контроль).
ОТВЕТЫ
Вариант 1
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу. Правда и только правда – таков девиз писателя.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор. Успехами мы не блещем. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Любой проступок заслуживает осуждения. Студент быстро усвоил материал. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавт.). Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм). Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм). Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

Вариант 2
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавт.). Работа была выполнена небрежно (плеоназм). В прошлом году они окончили университет (плеоназм). Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.


Вариант 3
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов. В течение долгого времени периода идет оформление документов. Он был мне настоящим другом.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм). Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм). Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм). Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
Если разобраться, ему в базарный день грош цена. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
Вариант 4
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1.
Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
Задание 2.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
Эта новость доставила ей удовольствие. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем. Он испытывал к нему сильную ненависть.
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
В этот день я услышала много обидных слов. Герой все время находится в подвешенном состоянии. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
Задание 4.
Найдите в предложении тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм). Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм). Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм). Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).
Задание 5.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
А сейчас все пойдут по своим делам. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.



Заголовок 1 Заголовок 215