Конспект внеклассного мероприятия. Час общения: Книга- лучший друг


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Азовская школа- гимназия»
Внеклассное мероприятие:
Час общения: «Книга- лучший друг»


Учитель начальных классов Лучинович Н.А.
2016 год.
Тема: "Книга- наш лучший друг".
Цель:
-познакомить детей с историей создания книги;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать чувство уважения к создателям книг.
Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации к сказкам.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём трудиться.
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2.Сообщение темы мероприятия.
Для того чтобы определить тему нашего мероприятия давайте отгадаем загадки.
Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.(Книга)
Радость делит он со мной,За меня всегда горой.Коль беда случится вдруг,Мне поможет верный... (друг)
-Попробуйте объединить эти слова, и назвать тему мероприятия.
Тема мероприятия "Книга -наш лучший друг".
Работа по теме.
Прежде чем мы начнём работать к вах хочет обратится писатель Сергей Михалков.
Обращение писателя к читателям
 
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят в дома,Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Чтение стихов о книге
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле в мир книг.
И первый остров к которому причалил наш корабль называется "Исторический". На нём мы узнаем историю возникновения книги.
-Давным-давно, в такие стародавние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков.
-И они придумали буквы, правда первые буквы были похожи на рисунки, но это неважно.
-Если первые буквы были так необычны, то как выглядела первая книга? А была она каменной.
-В древней Месопотамии появилась первая глиняная книга. Похожа она была на наш современный кирпич. Один кирпич – одна страничка.
-На мягкой глине, специальными палочками, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Так книги дошли до наших дней.
-В стране пирамид появились книги из папируса . Папирус – речной тростник с высоким, до 5 метров, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.
-В Древней Греции появилась книга из пергамента. И надо сказать, что она была уже похожа на нашу с вами современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда и пошло название материала, пергамент выделывали из шкур животных. На изготовление одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали эту книгу от руки несколько лет. Были они очень дорогие.
-Древний Китай подарил миру множество изобретений, в том числе и бумагу. Считается, что изобрёл бумагу китайский учёный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот материал сушиться на солнце.
-Секрет изготовления бумаги хранились китайцами почти пять столетий.
-Первый печатный станок был изобретён в Германии Иоганном Гуттенбергом
-В Древней Руси писали на берёзовой коре - бересте . Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.
-Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров.
-Первая русская печатная книга – «Апостол» - была выпущена 1 марта 1564 года.
(Внимание на выставку книг.)
Поплыми мы дальше, а впереди остров "Отгадай-ка". Жители этого острова приготовили для вас загадки. Готовы?
Умён, изворотлив усатый дружок -Хозяина сделал богатым.Но жить он не может без красных сапог.Ну что, угадали, ребята?(Кот в сапогах.) 

В шапочке я красной,Пирожки в корзинке.Вот шагаю к бабушкеПо лесной тропинке.Если встречу Волка,Я не зареву,Я тогда охотниковГромко позову.(Красная Шапочка.)
 

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(Гадкий утёнок.)
 

Предупредить я вас должна:Я так хрупка, я так нежна,Что через тысячу перинГорошину однуЯ буду чувствовать всю ночьИ так и не засну!(Принцесса на горошине.)

Деревянным был мальчишка,
Не донес до школы книжку,
В приключения попал,
Чуть бедняга не пропал.
(Буратино).

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор...
(Айболит.)
Молодцы! Поплывём дальше? плыли плыли и причалили к острову "Отдыхай-ка".
Вот имы и отдохнули и нам пора в путь. А следующий остров "Угадай-ка"
Перед вами предметы из разных сказок. Вам надо назвать какой сказке принадлежит данный предмет.
Яйцо (Курочка Ряба), туфелька(Золушка), стрела (Царевна-лягушка), скалка (Лисичка со скалочкой), репка (Репка),золотой ключик(приключения Буратина).
Следующий остров "Собирай-ка"
На этом острове нам предстоит собрать пословицы о книгах и обьяснить как мы их понимаем .
С книгой поведешься — ума наберешься.
Золото добывают из земли, а знания — из книг.
Кто много читает, тот много знает.
Книга- источник знаний.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Хорошая книга- лучший друг.
Следующий остров "Поиграй-ка"
Игра "Что любит книга"(Да, нет)
– обложку.Грязные руки.Закладку.Дождик и снег.Бережное отношение.Ласку.Яичницу.Чистые руки.Валяться на полу.Драться.Жить на книжной полке.Любознательных читателей
-Жители этого острова "Узнавай-ка" прглосили к себе гостей, но гости не пришли, а прислали теллеграмму. Давайте угадаем, кто же не пришел к нам на праздник и почему.
Учитель читает телеграммы, а дети отгадывают, кто их прислал.
1. «Съел семеро козлят, болит живот...»
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят»)
2. «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись».
(Цапли из сказки К. И. Чуковского «Телефон»)
3. «Очень огорчена, мышка случайно разбила яичко, прийти не смогу».
(Курочка Ряба из одноименной сказки)
4. «Никак не можем вытащить репку, поэтому прибыть не можем».
(Дед, бабка, внучка, кошка, собака и мышка из сказки «Репка»)
Наше путешествие подходит к концу и жители острова "Соблюдай-ка" приготовили для вас задание .
-Составьте правила пользования книгой. Чтение стихотворения.
Если каждый из ребятТебе бы надо уважать
Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –
Во что же книгу превратятБеречь и книгу, и тетрадь,
Ребята понемножку?Не мять, не пачкать, не трепать
Чтоб книги были у детей Страницы, переплёты.
В библиотеке, в школе,Нам книги – лучшие друзья,
Трудились множество людейОни дают нам счастье.
На фабрике и в поле.А эта книга – и моя,
Трудились твой отец и мать.Да и твоя отчасти!
Правила обращения с книгой.
Правила обращения с книгой :
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.
- Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережёшь меня, друг, ты.
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!
Итог меропрития.
Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.Я хочу чтоб вы больше читали и получали новые знания.