Типичные ошибки в выпускном сочинении


Соответствие сочинения темеОчень часто ученик не понимает, что значит раскрыть тему, не видит своего коммуникативного замысла. А в этих словах и кроется сам ответ.Коммуникативный замысел (эти слова есть в критериях оценки) – это, проще говоря, ваш план, по которому надо писать. Казалось бы, чего проще? Но мои ученики опять и опять повторяют эту ошибку с упорством носорога. И что делать?Прилагать волевые усилия и в прямом смысле бить себя по рукам, если вы чувствуете, что степной акын побеждает ваше сознание, и эту песню не остановить. Как? Начать с плана.Итак, у вас есть тема итогового сочинения, сформулированная по определенному направлению. Например, «Любовь».Подбираем материал. Это может быть ваш любимый писатель или поэт, который посвятил любви много прекрасных строк. Подобрали?Формулируем проблему (чаще всего это ответ на вопрос «Что такое…, какую роль в жизни человека играет …»)Формулируем тезис: любовь, по (АВТОР), — это….Прописываем для себя, что ЭТО в виде тезисов.Проверяем, соответствует ли ответ вопросу, поставленному в проблеме.Это и есть коммуникативный замысел. Приведем пример. Возьмем тему, которая, я думаю, может встретиться с высокой вероятностью: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (М.Булгаков) В качестве материала возьмем повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»Сформулируем проблему: что имеет в виду автор, давая такие определения любви? Как это проявляется? Почему адресат вопроса нуждается в подтверждении этой мысли? В любви можно сомневаться? Даже проще: что значит настоящая, верная, вечная любовь? Есть ли она на свете? Выберите из всех вопросов самые главные, позволяющие определить коммуникативный замысел. Прописываем тезис. Настоящая любовь, по Куприну это Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Теперь берем каждое предложение- тезис отдельно и подбираем иллюстративный материал.Все 7 лет Желтков любил Веру. Для него именно просто ЛЮБИТЬ и Видеть ее было счастьем. Даже умирая он не переставал ее любить. В конце повести Вера понимает, что она упустила такую любовь, которая приходит раз в жизни… Это она поняла поздно и ей было больно… Теперь обратите внимание на следующее: в каждом из тезисов и абзацев должен появляться ответ на один из ваших вопросов.Подытоживая разговор о раскрытии темы, повторюсь: отвечайте на поставленные вопросы и не забывайте проверять «фокус» — в сочинении, в каждом абзаце-аргументе должен быть раскрыт тезис, в котором есть слова из темы! Вторая типичная ошибка: пересказ вместо интерпретацииОчень часто выпускники просто пересказывают текст. Пересказ – это просто изложение событий, фактов, разговоров героев. Если у вас не будет хотя бы какой-то отсылки к мнению автора, то рискуете получить незачет.Как же избежать пересказа? Да, у вас есть тезис, который нужно доказать. Но пример – это не просто изложение сюжета, а, скорее, размышление о прочитанном.Приведу пример. Возьмем ту же тему. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит- это тезис, а пересказ:Господин желтков любил Веру,и поэтому каждый день за ней следил. Всегда ходил за ней, собирал ее вещи. И даже в конце, когда к нему пришли муж Веры и ее брат, он начал писать письмо и в конце застрелился. В письме было написано, что он любит ее…. Теперь интерпретация:Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: "Да святится имя Твое".  Нарушение композиционной стройностиЭто последний критерий (содержательный) и последняя типичная ошибка. Ну, тут все просто. Следуйте за коммуникативным замыслом (см. выше). Это значит, что у вас в декабрьском сочинении строго должны быть вступление, основная часть и заключение. В основной части делайте абзацы: каждый новый тезис-ответ на вопрос начинайте с новой строки, не забывайте связывать абзацы, а основной тезис выделите в отдельный кусок. Речевые клишеКлише для вступления или для оформления тезисаПередо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…Могу предположить, что …(тезис)Позволю себе высказать свою точку зренияПереход к основной частиВ правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …Обратимся к произведениям художественной литературыЗа примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературыРазмышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…Можно привести и другой пример.В качестве второго аргумента обратимся к произведению…Эта же тема рассматривается и в произведении…ЗаключениеК какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…И в заключение мне хотелось бы сказать, что…Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…Обобщая сказанное, хочу сказать, что…