Статья Соотнесение картинок с сюжетом в хронологической последовательности
Статья 5 «Соотнесение картинок с сюжетом в хронологической последовательности»
В данной статье я хотел бы затронуть связь аудирования и работы с картинками.
Работа выполняется следующим образом. Учащиеся слушают текст. На конкретном примере я привожу сведения из географии. Текст может быть зачитан как компьютерной программой, так и учителем. После прослушивания и выполнения кратких заметок в тетради, учащиеся работают с вопросами, где нужно выполнить три задания: 1) подобрать к каждому вопросу соответствующую картинку; 2) поставить все картинки в правильном порядке, согласно озвученному тексту и 3) сформулировать ответ на поставленный вопрос.
Работа преследует сразу несколько целей:
Расширение географического кругозора;
Развитие аудитивных способностей;
Тренировка грамматических и семантических связей в предложениях и между ними.
Данный вид работы вызывает у учащихся приятные эмоции. Во-первых, картинка уже даёт правильный ответ, осталось её только соотнести с вопросом и правильно сконструировать предложение. И во-вторых, сама картинка радует воображение – когда смотришь на неё, согласитесь, это намного приятнее, чем просто переводить «сухой» вопрос. Наличие тех или иных картинок уже создаёт заведомо ограниченный круг вариантов ответов. Поэтому слабым учащимся нет необходимости куда-то бросаться в стороны, капаясь в своей голове и выискивать просто немыслимые ответы, которых, возможно, просто не было, если был плохо понят текст. Так на вопрос «Какое самое глубокое озеро?» учащиеся вспоминают, что им является Байкал, ищут картинку, сверяют с услышанной информацией и подставляют её к данному вопросу.
Получается предложение Baikal is the deepest lake. (Байкал - это самое глубокое озеро.)
Какое самое большое озеро? Ответ: «The Caspian sea is the largest lake.» (Каспийское море – самое большое озеро.)
Какая самая большая страна? Ответ: «Russia is the largest country.» (Россия – самая большая страна.)
Какой самый большой океан? Ответ: «The Pacific ocean is the largest ocean.» (Тихий океан – самый большой океан.) и т. д.
Данную работу можно проводить, основываясь на любом содержании информации. Поскольку иностранный язык по своему существу метапредметный, его можно соотнести с любыми текстами, будь они страноведческого характера, связанными с историческими событиями, политическими новостями или же какими-нибудь научными статьями. Так в десятом классе я использовал данный метод, объяснив материал исторического содержания про Олимпийские игры. В глазах учащихся стало больше заинтересованности. Сегодняшняя техника позволяет обходиться не вырезками из газет и журналов, а печатать реальные фотографии с помощью принтера и используя для этих целей Интернет. Я надеюсь, что вас заинтересует этот опробованный мною опыт работы, дорогие коллеги.