Методический материал Работа с планом и картой на уроке географии.
Работа с картой на уроках географии
Цели:
Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.
План
Актуальность темы.
Методические приемы работы с картой.
Задания с использованием карты.
Актуальность темы.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.
В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.
Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.
На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка. В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.
Структура картографических знаний
Картографические представления Картографические понятия Картографические умения и навыки
Картографические умения и навыки Чтение карты Картосоставительские умения и
навыки
Картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте.
Пространственные представления о размещении и расположении предметов и явлений.
Представления о конфигурации отдельных географических объектов.
Представления о динамике изменения и движения объектов и явлений. Общее понятие о географической карте
Понятия о различных типах карт
Понятие о масштабе
Понятие о градусной сетке
Понятие о различных способах изображения географических объектов и явлений на карте Определение и измерение по карте расстояний, направлений
Ориентирование по карте в размещении, взаиморасположении географических объектов и явлений
Определение по карте высот и глубин
Определение направлений и географических координат на карте в градусах и километрах Расшифровка символики карты (чтение легенды)
Распознание объектов по условным знакам
Воспроизведение названия и описание внешних признаков объектов (номенклатура)
Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализ
Составление описания по карте единичных географических объектов
Определение географического положения объекта на карте
Определение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинам
Составление сравнительных характеристик географических объектов и явлений
Установление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениями
Установление основных черт компонентов природы, природных комплексов
Составление комплексной характеристики территории
Определение закономерностей размещения явлений
Составление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов) Составление картосхем
Нанесение
отдельных
объектов и
явлений на контурную
карту
Составление
карт различного содержания
на основе
контурной
карты
Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
Прочитай название карты.
Ознакомься с легендой карты.
Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
В какой части материка расположены горы?
В каком направлении вытянуты горы?
Какова их протяженность?
Какова наибольшая высота?
Где расположены наивысшие точки гор?
В чем особенности горных хребтов?
К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.
По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
описание отдельных объектов,
описание отдельных территорий
комплексное описание ПТК
экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
Чтение карты предполагает использование приема сравнения.
На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:
Выбери объекты для сравнения.
Отбери необходимые карты.
Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
Объясни причины различий и сходств.
Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:
Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.
Название экономических зон Показатели
Территория Население Природные ресурсы Промышленная продукция Сельхозпродукция
Западная
Восточная В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых.
Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)
Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура) Физическая карта мира
(форма рельефа) Наиболее распространенные полезные ископаемые
Вывод:
Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.
1. Определить в программе систему практических работ по картам.
Необходимо выявить:
какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии
как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания
какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания
какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.
В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.
2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.
Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.
3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).
Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами
Учитель должен определить:
какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ
Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.
План контрольных работ по картам
Класс По топографическим картам, цели проверки и содержание работ По контурным картам, цели проверки и содержание работ Письменные работы по чтению и наложению карт
2. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту.
Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности.
3. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе.
4. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам.
Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.
5. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.