Тема «Одежда народов крайнего севера (эскиз малицы)»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17»
Тема методической разработки
(конспект урока)
«Одежда народов крайнего севера
(эскиз малицы)»
Выполнила:
Слащева Мария Михайловна
Учитель Изобразительного
искусства
г. Новый Уренгой, 2017год
Пояснительная записка
Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов крайнего севера.
Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же время материально-бытовая.
В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.
В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.
Наш Родной край- Ямал, на его территории проживают люди разных национальностей. Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, собирательство, охоту.
Местный народ имеет свои традиции, уклад в жизни, а так же есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.
Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведение систематических мероприятий, способствующих привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того как они будут сформулированы в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие.
Цель: Познакомить детей с разновидностями одежды народа крайнего севера;
- способствовать формированию познавательного интереса к народной культуре посредством изучения орнамент народов Севера на примере украшения зимней одежды; воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма;
- содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности, интереса к национальной культуре, уважения к своему труду и труду своих сверстников.
Задачи:
- учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
- познакомить детей с историей, стилями и видами одежды народов крайнего севера;
учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла;
- овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью;
- воспитывать терпение и аккуратность, интерес и любовь к национальной культуре ненецкого народа.
Содержание
Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Л.Г.Савенкова, Е.А.« Начальная школа XXI века» по теме:« Одежда народов крайнего севера».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-вариация и импровизация).
Цель: Развивать творческие способности, художественную зоркость, речь, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, любовь к природе и народному творчеству.
Задачи: Развить пространственное воображение, логическое и художественно-образное мышление, внимание, память.
Воспитать у учащихся глубокое уважение к культуре народов Ямала.
Вид занятия: рисование по образцу.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: Малица, Гусь, Ягушка; орнамент растительный и геометрический
Материалы для урока: краски, кисти, цветные карандаши (фломастеры).
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, экран, учебник, творческая тетрадь (альбом).
Мультимедийная презентация «Одежда народов крайнего Севера».
Зрительный ряд: фотографии, рисунки национальной одежды жителей Севера. Рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений.
План урока:1. Организационный момент.2. Мотивация урока, цель.3. Повторение знаний об одежде народов Севера.4. Исследовательская работа. Сообщение о форме и конструкции чума. Решение задач о тепловых явлениях в чуме.5. Творческое задание по конструированию чума и определение формы полога в нем.6. Итоги урока. Вывод, оценки учащихся
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Обратите внимание на порядок своего рабочего места, тихо сели.
II. Постановка учебной задачи.
Эпиграф:
Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден,
То, знай, что он Севера не знает.
Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север,
Навряд ли можно найти в других местах.
Н. Рерих
Учитель зачитывает эпиграф и предлагает сформулировать тему и учебную задачу урока.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Вводная часть урока (беседа)
Природные условия нашего края суровы. Коренные жители на протяжении веков совершенствовали жилище и одежду, которые наилучшим образом защищают их от жестоких морозов зимой и от гнуса летом.
Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Учитель- Поговорим об одежде народов Севера. Почему удобна эта одежда? Каковы ее свойства?
Коренные жители шьёт такую одежду вручную с применением оленьих сухожилий. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители Сибири живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю. Когда рождается ребенок его заворачивают в оленью шкуру и укладывают в люльку. Новорожденным всегда дарят олененка самочку, с которой он растет. Подрастая вместе с оленем, в ребенке воспитывается такие качества, как чувство ответственности за доверенное ему существо, доброта, преданность, но олень растет и взрослеет быстрее чем его товарищ – ребенок, поэтому и он может многому научить мальчика. Под влиянием оленя у ребенка вырабатываются определенные навыки, походка, взгляд, развиваются ловкость, выносливость.
Учитель - Давайте полюбуемся одеждой жителей Севера. (Презентация, слайды.)
Лучшей одежды, чем малица, гусь и ягушка ещё не придумано.
Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей.
Женская верхняя зимняя одежда – ягушка в отличие от мужской имеет разрез спереди. При сшивании шкур в швы вставляются лоскутки разноцветного сукна.
Традиционная мужская и женская обувь у коренных народов Севера почти не различалась по покрою. Зимой носили сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу или «пимы» – сапоги с голенищами выше колен.
IV. Сообщение темы урока
Учитель - Сегодня на уроке мы будем рисовать малицу. Научимся передавать фактуру, особенность поверхности малицы, познакомимся с техникой лессировки.
Малицу – традиционную меховую одежду северян – часто называют индивидуальным чумом, микрожилищем. И это не случайно. Подобно чуму она надежно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра. Человеческая фантазия до сих пор не придумала другой одежды столь экологичной, столь проходящей к суровому климату.
Учитель – Чем же хороша малица?
·Она великолепно защищает от холода, благодаря предельной цельности кроя, минимальному количеству деталей и швов. Взрослая малица шьётся мехом вовнутрь, а детская наружу. Мех обладает прекрасными теплозащитными свойствами. Шапка и рукавицы пришиты к малице, не пропускают ветер за ворот и в рукава.
Сама форма этой одежды – некоторая конусообразность подобно чуму – повышает устойчивость человека во время сильного ветра.
Учитель – Ребята, как вы думаете, у кого учился человек?
– Какие явления подсказали человеку создать малицу? (природные явления).
– Природа без человека обходилась целыми тысячелетия, а человек не может жить без природы, человек учился у природы создавать свои объекты, создавал рукотворный мир природы, всматриваясь в ее формы и образы. Мы дети природы – должны охранять и беречь ее.
- Одежда имела не только функциональное и эстетическое, но и символическое значение. По цвету одежды, можно было определить семейное, сословное и возрастное положение человека.
Белый – символ красоты и молодости;
Красный – символ мужества, стойкости и твёрдости;
Зелёный – символ молодости;
Желтый – цвет изобилия, богатства;
Синий – цвет бодрости и оптимизма;
Голубой – символ мира и покоя;
Оранжевый – символизирует мечту, счастье;
Чёрный – цвет трудолюбия, покорности, сдержанности, горя.
Учитель 1) Каким образом достигается сохранение тепла в одежде и обуви?
2) Какую роль играет украшение одежды, помимо декоративности?
Вывод: Сохранение тепла достигается формой и уменьшением количества швов, т.е. конструкцией одежды. Украшение одежды, ее декор, имеют теплосберегающую функцию. Итак, мы говорим о единстве конструкции, формы и декора.
Учитель -Рассмотрите орнаменты представленные в презентации (Придумайте им названия)
Человек наблюдал и украшал свои изделия узорами, которые “подсмотрел” у Природы..
- По символическому значению его мотивы составляют несколько групп:
«Циркульный орнамент» - солярный знак, астральные знаки – звезда – розетка, полумесяц;(показать на рисунке)
Геометрические формы: Зигзаг – «узор-змея» связан с культом змеи;
Криволинейные мотивы, спиральные завитки связаны с культом священного барана;
Роговидные мотивы и их образования имеют благожелательный смысл;
Растительные мотивы, наиболее популярны трилистник и лотос.
Такое же значение имели и формы отдельных элементов одежды и способы их ношения. А теперь перейдём к творческой части нашего занятия. Но прежде чем приступить к работе, мы с вами немного отдохнем -физкультминутка!
V. Физкультминутка
«Держим кисточку»
Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя
Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.
Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.
Побежала наша кисть.
А потом, а потом Кисточку держат вертикально.
Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
VI.Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют наброски эскиза женского или мужского костюма «Малицы» по выбору самостоятельно. Творческая работа детей над проектом сопровождается спокойным звучанием красивых танцевальных мелодий.
Учитель напоминает учащимся некоторые закономерности перспективы, композиции, пропорционально-анатомического строения фигуры человека. Затем до окончания урока ведет индивидуальную работу с детьми, направляя их усилия на поиск выразительного художественного образа.
Последовательность изображения малицы
Сегодня мы нарисуем малицу в технике лессировки – последовательное нанесение слоев краски один на другой.
выполнение рисунка карандашом;
первое нанесение основного цветового тона;
проработка формы малицы путем последовательного наложения цветовых оттенков;
прорисовка орнамента “Заячьи уши” c помощью фломастеров или цветных гелевых ручек
VII. Подведение итогов урока. Оценки.
Рефлексия.
Учитель предлагает закончить предложения:
– Теперь я могу
– Я почувствовал, что
– Я приобрел
– Я научился
– У меня получилось
Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка.
– Спасибо Всем за урок!
VIII . Задание на дом
Просмотреть иллюстрации книг писателей родного края.
Подготовиться к следующему уроку. Альбом, краски, кисти, карандаш простой.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – моделируют новые образы путем трансформации известных.
Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Список использованных источников
Быковский В.А. Испытание Сибирью [Текст]: мемуарно-публицистическое издание / В. А. Быковский. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 228 с.
Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн,
Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор- Екатеринбург,2004г.
Лар.Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала- Тюмень, 2001г
Интернет-источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложения
с‚
·
·
·
·ш
·
·@
·Рисунок 1C:\Users\Сергей\Desktop\Новая папка (3)\plate-u-narodov-severa-112680-large.jpgђЗаголовок 315