Урок по теме Строение и жизнедеятельность бактерий 5 класс
Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.
Класс: 5 класс
УМК: В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы. Растения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Основное содержание темы: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий, их питание, образование спор.
Цель урока: создание общего представления о бактериях как о живых организмах.
Задачи: Создание условий для достижения образовательных результатов:
Личностных: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы и класса, умение организовывать учебное сотрудничество, работая в группе, и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,; умение работать с информацией и преобразовывать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.
Предметных: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности.
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); оценивание значимости усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в группе, самонаблюдение, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, группового, ИКТ.Технологическая карта урока
№п/п Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Учебная задача
1 Мотивация 3 мин Сегодня мы начнем урок с путешествия в прошлое нашей Земли. Посмотрите, как выглядела наша планета 3,5 миллиардов лет назад. Почему ученые назвали эту эру археем? Приведите однокоренные слова: архив, археолог, археология.
Архей означает «древний».
Что необычного мы видим в облике Земли?
Архей называют эрой скрытой жизни. Почему?
Почему мы не видим обитателей планеты?
Обитатели планеты в архее- это микроскопические организмы..
Впервые микроскопические организмы рассмотрел в микроскоп Антони ван Левенгук в 17 веке и назвал их анималькуле.
Какое современное слово вам это напоминает? (Анимация).
Что оно могло бы означать?
(от фр. animation — оживление, одушевление)
Левенгук дал им имя «анималькули» – «маленькие зверушки» по-латыни.
А дело было так: однажды Левенгук рассмотрел в свой микроскоп (а его прибор с полным правом можно считать микроскопом – хотя по устройству он больше напоминал лупу) каплю воды из озера. Удивлению не было предела: в воде суетились какие-то существа! И они все разные: одни овальной формы, другие в виде палочек, третьи передвигаются с помощью хвостов-жгутиков… и ещё множество разнообразных форм, и все двигаются, все живут своей жизнью.
Так как эти организмы имели в основном форму палочки, их назвали «бактерии», то есть «палочки».
Позже оказалось, что форма может быть разнообразной. Ответы: археолог, архив.
Ответы учащихся.
Предположения.
Предположения.
Умение выдвигать простейшие гипотезы
Умение выдвигать простейшие гипотезы
2 Актуализация знаний 1 мин Что вам известно про бактерии?
Ответы учащихся, обобщение знаний. 3 Целеполагание 2 мин Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить задания?
Определите, где на этом рисунке бактерии.
Заполните схему «Формы бактерий».
Как питаются цианобактерии, бактерии-сапротрофы, бактерии-паразиты?
Сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, при условии, что в 8.00 на ваших руках была всего 1 бактерия?
Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий- в жару, в мороз, при засухе, в кипящей воде?
Вывод: знаний у нас недостаточно.
Цель- познакомиться со строением бактерий, процессами их жизнедеятельности. Пытаются выполнить задания, возникают затруднения.
Делают вывод о недостаточности знаний.
Ставят цель урока. Самостоятельное определение цели своего обучения,
4 Построение проекта урока 1 мин Предложите план изучения данной темы.
Строение бактерий.
Формы бактерий.
Питание бактерий.
Размножение бактерий.
Выживание бактерий при неблагоприятных условиях. Предлагают пункты изучения темы, проектируют урок. Планирование пути достижения целей
5 Реализация проекта 3 мин
10 мин
15 мин Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа изучает одну тему из плана, а затем представляют результат своей работы.
Знания учащихся других групп будут зависеть от содержательности вашего выступления.
1. Выберите организатора, секретаря, спикеров, контролеров группы.
2. Прочитайте текст.
3. Выполните задания.
4. Составьте отчет в виде выступления(2 мин).
Самостоятельная работа учащихся.
1 группа «Строение бактерий».
Какое строение имеет бактериальная клетка?
Назовите части бактериальной клетки.
Определите клетку бактерий среди одноклеточных организмов. Ответ объясните.
2 группа «Формы бактерий».
Составьте схему «Формы бактерий».
Распределите бактерии по группам по форме бактерий, составьте аппликацию.
3 группа «Питание бактерий».
Как питаются цианобактерии?
Какие бактерии называют сапрофитами, а какие- паразитами?
Определите тип питания у бактерий.Рисунок «ангина», бутылка кефира, квашенная капуста, гнилые фрукты, «сибирская язва».
4 группа «Размножение бактерий».
Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Сколько бактерий окажется в организме через 5 часов?
5 группа «Выживание бактерий при неблагоприятных условиях».
Какие условия являются неблагоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов.
Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
Одна бактерия кишечной палочки в течение суток могла бы дать потомство, общего объёма которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 кв.м. и высотой 1 км. Почему этого не происходит? Ответ обоснуйте.
Задание: заполнение «Листа контроля» после каждого выступления. Оценивание.
Выступления групп.
Оценивание работы групп смайликами. Распределяют обязанности.
Организатор выбирает задание.
Учащиеся самостоятельно организуют работу в группе.
Выступления учащихся.
Заполнение Листка самоконтроля после каждого выступления.
После выступления оценивают друг друга, рисуя и вручая смайлики.
Организация учащимися своей учебной деятельности
Умение извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Умение выделять главное, существенные признаки понятий, осуществляют сравнение
Умение работать с информацией и преобразовывать её в схему
Умение определять понятия, применять знания в новой ситуации
Умение применять знания в новой ситуации
Умение выдвигать простейшие гипотезы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умение работать с логическими знаками и символами
Владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки
6 Первичное закрепление 5 мин Индивидуальное задание «Соотнести термины с определениями»:
Микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра- это…
Палочковидная форма бактерий-…..
Шарообразная форма бактерий-…..
Способны создавать органическое вещество из неорганических-…..
Получают органические вещества из отмерших организмов-……
Питаются органическими веществами живых организмов-……..
Размножаются бактерии…… …… .При неблагоприятных условиях бактериальные клетки образуют ……. .Проверка задания. Оценивание.
Выполняют самостоятельную работу.
Взаимопроверка в группе.
Выстраивают слова на доске в порядке.
Получится слово «Бактерия». Владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки
7 Рефлексия 2 мин -Как вам работалось в группе?
-Чем отличается работа в группе от индивидуальной работы? Ответы учащихся. Оценивание собственного вклада в работу группы и класса
8 Итог по уроку 2 мин Что нового узнали о бактериях?
С какой целью изучают бактерии?
Для чего могут пригодиться вам знания о жизнедеятельности бактерий? Ответы учащихся. Установление связи между целью деятельности и ее результатом
Оценивание значимости усваиваемого содержания
№ п/п
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивация Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
Кто они?
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Формулируют тему урока.
2 Актуализация знаний Заполняют 1 колонку таблицы. Рисуют лестницу знаний и себя на ней на начало урока.
3 Целеполагание Предлагает заполнить 2 колонку таблицы.
. Ответьте на вопрос: как вы думаете, какие живые организмы причастны к этим процессам?
Комментарии: 1) анги́на - острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Практически каждый из вас сталкивался с этим неприятным заболеванием.
2) Ботокс - это процедура введения в мимические мышцы препарата под названием ботокс, который «парализует» мышцы, благодаря чему происходит разглаживание морщин.
3) Молочнокислое брожение – это процесс, который используется для консервации продуктов питания, для приготовления таких продуктов питания как кефир, йогурт, сметана и др.
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Почему одни и те же бактерии могут быть в одних случаях врагами для человека, а с другой стороны приносят пользу?
Как вы думаете, с какой целью изучают бактерии?
Заполняют 2 колонку таблицы.
Озвучивают информацию
4 Построение проекта урока Предлагает составить план изучения темы
Запись плана на доске:
Строение
Форма и размеры
Отличия от растительной клетки
Распространение
Питание
Размножение
Перенесение неблагоприятных условий Составляют план на основе 2 колонки таблицы
5 Реализация проекта На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему?
Работают индивидуально или в парах.
Выдвигают гипотезы.
Предлагает сравнить предположения с текстом учебника на стр 53 (строение бактерий) Анализируют правильность своих суждений.
Выполняют зад 41 в ТПО
Выявление формы и размеров бактерий Работа с текстом учебника на стр 52, выполнение зад 40 в ТПО
Предлагает сравнить растительную клетку и клетку бактерий, найти сходства и отличия Работают по вариантам: 1- находят сходства
2 – отличия
Отвечают, обобщают
Записывают в ТПО зад 42
Презентация: распространение бактерий.
Действительно, в настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.
Посмотрите на слайд , количество бактерий зависит от определённых условий. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Итак, бактерии широко распространены в природе. Можете ли вы назвать точное число, бактерий, которые вас окружают? Почему?
Слушают, отвечают на поставленные вопросы
Физкультминутка Проговаривает текст
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Выполняют упражнения
Предлагает вспомнить способы питания живых организмов (авто и гетеротрофы). К какому типу относятся бактерии? Каким способом питаются бактерии? Фронтальные ответы
Размножение бактерий. Бактерии размножаются путем деления одной клетки на две. Решите задачу: подсчитайте сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, с условие что в 8.00 на ваших руках была всего 1 бактерия.
Одна бактерия кишечной палочки в течение суток могла бы дать потомство, общего объёма которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 кв.м. и высотой 1 км. Почему этого не происходит? Ответ обоснуйте.
Решают задачу
Выдвигают предположения
Спорообразование. Что такое капсула? Почему болезнетворные бактерии, попадая в наш организм, не погибают, ведь на них действует пищеварительный сок, содержащий кислоту?
Учитель координирует деятельность учащихся, дополняет ответы информацией, которая отсутствует в учебники. Например, капсула бактериальной клетки защищает бактерию не только от высыхания, но и от разрушения самой бактерии пищеварительными соками, когда она попадает в организм человека. Поэтому, когда человек заболевает, ему назначают такие лекарственные препараты, которые разрушают эту защитную оболочку, после чего бактерия гибнет.
Работа с текстом учебника стр 54
6 Первичное закрепление Выберите верные утверждения
Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
Бактерии освоили все среды обитания на земле.
Бактерии имеют разнообразную форму.
Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
Бактерий относят к прокариотам.
При помощи спор бактерии размножаются.
Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
Цианобактерии являются автотрофами.
10)Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
За каждый верный ответ выставляется 1 балл.
Можно провести в виде да-нетки или графического диктанта.
Взаимопроверка.
7 Самооценка деятельности.
Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока?
Заполните последнюю колонку таблицы
Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке, нарисовав человечка на лесенке знаний Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.
Дают оценку своей работе на уроке, рисуют себя на лестнице знаний
8 Рефлексия Мне было интересно… Мне было трудно…
Сегодня я узнал… Я научился...
У меня настроение…
Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал..9 Домашнее задание Изучить текст § 11 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
На выбор:
Подготовить презентацию или сообщение о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Составьте кроссворд по новой теме
Выполните практические задания на стр 55-56 учебника Записывают задания.
Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей