Статья на тему Музыкально-певческое развитие детей 1-3 классов общеобразовательной школы в опоре на систему относительной сольмизации
Музыкально-певческое развитие детей 1-3х классов
в опоре на систему относительной сольмизации
Главная исполнительская задача музыкальных занятий с детьми 1-3х классов общеобразовательной школы - научить их петь относительно чисто, как одноголосные, так и многоголосные мелодии, разучивать по нотному тексту попевки и песни. Эту цель я осуществляла на своих занятиях в опоре на систему относительной сольмизации, которую разработал венгерский композитор и педагог Золтан Кодай. В нашей стране она была последовательно реализована в практике музыкального П.Вейса. Абсолютное большинство людей, наслаждаясь музыкой, исполняя её, опираются при этом на относительный слух. Под ним подразумевается способность запоминать высоту не каждого отдельно взятого звука, а всей мелодии в целом, в её последовательном, ладовом развитии. Представление о многоступенном звукоряде в целом невозможно создать у детей сразу - его нужно выстраивать ступенька за ступенькой. В своей практике я строго следовала той последовательности освоения ладовых связей, которую рекомендовал З.Кодай.
Сначала изучается пятая и третья ступени, затем шестая(мажоро-минорная), после неё первая или мажорная тоника, затем проходящая вторая. Четвёртая ступень завершает шестиступенный звукоряд. Седьмая ступень имеет острое тяготение к тонике, не случайно называется вводной. Осваивают её дети на слух значительно позже.(второй год обучения.)
Ручные знаки, обозначающие высоту ступени, помогают связывать слуховые представления с их наглядным изображением и моторно-мышечными ощущениями. Запоминаются они подражательно и овладевают ими дети в процессе постоянной практики.
Первый вид чтения, которому следует научить: внимательно с помощью указки следить по нотам за мелодией, которую слушают или поют дети. Параллельно следует петь по нотам с помощью ручных знаков мелодии, разученные ранее по слуху. Это второй вид чтения нот. Третий и самый трудный вид чтения нот - разучивание по нотному тексту незнакомых мелодий. Это главная цель работы педагога и достичь её можно только в результате комплексного развития музыкальных способностей.
Первый класс
В первом классе школьники должны прочно усвоить понятие доли - пульса, сильных и слабых долей, знать двухдольные, трёхдольные и четырёхдольные такты. Понимать и воспроизводить основные ритмические структуры. Которые включают четвертные, восьмые, половинные и целую длительность, паузы в попевках и песнях. Знать обозначения репризы, тактовой черты, нотного стана. Уметь следить за ритмическим рисунком исполняемых песен, показывать ритм хлопками, шлепками, ударами кончиков пальцев о ладонь другой руки, воспроизводить его на простейших инструментах. Включая фортепиано. Научиться слышать, узнавать, называть, показывать ручные знаки на нотном стане, интонировать голосом 6 ступеней звукоряда, исключая седьмую. Следить по нотной записи за движением исполняемых знакомых мелодий, разучивать по нотам попевки, а в продвинутых классах - несложные песни.
Второй класс.
Во втором классе глубоко и внимательно анализируется минорная музыка, тоникой которой является 6 ступень(РА).В репертуаре второго класса много минорных песен. Появляются и осваиваются новые ритмы, где встречается затакт. восьмая пауза, нота
· с точкой, а во втором полугодии - пунктирный ритм. Приёмы и методы работы над ритмами и мелодиями остаются прежними. Второклассники ещё не способны к длительной однообразной деятельности, поэтому осваивать всё новое нужно в процессе с нотами и звуками.
Во втором классе дети овладевают следующими умениями и навыками:
Углубляют и расширяют музыкальные представления и знания о музыке. Слушая и исполняя песенную, танцевальную и маршевую музыку, овладевают мелодической и ритмической интонацией, учатся сознательно следить за их сопоставлением, изменением и развитием;
2. Знакомятся с главными музыкальными формами и формообразующими принципами (контраст, вариации, повтор);
3.Импровизируют ритмические и мелодические мотивы в форме периода, что развивает и укрепляет музыкальную память, метро-ритмические и ладо-гармонические ощущения;
4. Исполняют в опоре на нотацию более сложные музыкальные примеры, разучивают по нотам песни, попевки, мелодии, предлагаемые для музыкального анализа.
Третий класс.
За период третьего года обучения музыке учащиеся:
Завершают освоение на слух и в вокальной практике основных интонаций мажора и минора.
Уверенно следят за нотной строкой во время исполнения знакомой и незнакомой музыки, читают с листа несложные ритмы и мелодии;
Осваивают на слух и в вокальной практике шестнадцатые длительности, синкопы, очень короткие паузы, лиги и др.
Получают представление о ритмическом и интонационном многообразии музыки разных народов мира;
Продолжают работу над развитием навыков считывания и воспроизведения более сложных ритмов;
Исполняют на два голоса в опоре на нотный стан и ручные знаки народные и композиторские мелодии;
Ведущая роль в реализации подобных целей отводится системе относительной сольмизации с применением ручных знаков (РЗ), которая помогает наглядно представить движение как одного, так и другого голоса одновременно. Подспорьем для зрительной ориентировки является звукоряд – лестница и нотная запись. При слушании и анализе музыки особое внимание надо уделять выработке навыка постоянного внимательнейшего вслушивания в развитие интонации. Помнить надо и о том, что цель слушания – накопление слухового опыта за счёт более сложных и богатых по музыкальному содержанию произведений, знакомство с интонационным и ритмическим многообразием музыки народов мира. Показателем успешности музыкально-певческого развития детей в 3 классе можно считать исполнение по нотам достаточно сложных мелодий песен, мелодий, которые учащиеся слушают в симфоническом или хоровом исполнении на уроках. Добиться таких хороших показателей в музыкально-певческом развитии в общеобразовательной школе можно только применяя на уроках систему относительной сольмизации.
Учитель музыки
Демёхина Л.В.
15