Семья-основа духовно-нравственного воспитания личности

МОУ «Сергиевская СОШ»
Беляева Светлана Александровна
Учитель английского языка

Семья-основа духовно-нравственного воспитания личности

Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями семейного воспитания. В России семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов воспитания.
С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей.
Семья изменяется с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. История общества доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак, люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей. Какие же насущные проблемы семьи сегодня? Они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.
Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность.
Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, - одна из актуальнейших проблем педагогики. Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определенное воздействие негативные факторы? Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?
Ответы на эти вопросы кроются в семейном воспитании: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому - через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. В любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.
Таким образом, выделяются три условия нравственного воспитания в семье: знание своего ребенка, включение его в систему семейных отношений и деятельности и самосовершенствование родителей.
Актуальной задачей является воспитание у детей нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Дети, у которых к началу обучения в школе не была развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Позднее это может привести к неуспеваемости, недисциплинированности.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка к труду. В семье нравственный смысл труда особенно нагляден для ребенка. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, разнообразны, а необходимость их выполнения очевидна (особенно в хозяйственно- бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерные мотивы труда в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей.
Недостаточное развитие у детей нравственно- волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.
Хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд по уходу за растениями и животными –наиболее эффективен для воспитания в условиях семьи таких качеств как самостоятельность, организованность , настойчивость, ответственность. Родители должны вносить в трудовую деятельность своего ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывать у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата. Труд должен приносить радость.Труд укрепляет физические силы ребенка, здоровье ребенка. Он требует внимания, сообразительности, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.
Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее духовное качество, которое воспитывается у детей в семье. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на различных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя взамен. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания. В одних семьях родители вдумчиво относятся к вопросам нравственного воспитания. Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В таких семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. Дети из таких семей в школе могут позаботиться о других лишь под непосредственным влиянием учителя или воспитателя, которого они уважают или любят. Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом ребенок будет возвращаться к такой трудной , но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.
Родителям необходимо помнить, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости к окружающим людям., успешно происходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории.
У детей родители должны формировать эмоциональное отношение к родной стране, уважение к государственной символике, чувство гордости к достижениям наших людей, интерес к жизни народов, их культуре, знакомить с достопримечательностями своей страны, посещать выставки, музеи.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет влияние природы на духовный мир человека. Нашим детям доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания можно разделить на две большие категории: к первой относятся знания, расширяющие кругозор школьников, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй- знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы вызывает у человека удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимо научить ребенка вслушиваться в красоту, беречь природу, заботливо относиться к животному и растительному миру.
К.Д.Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Ценностным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: интересное проведение дней рождений членов семьи, день памяти родных, возложение цветов к памятникам воинам.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогает преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи-воспитания детей.

Литература:
Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах. Ростов-на Дону. Феникс.2005
Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М..Просвещение.1989.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. М.1988


15