ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. 
Полиэтническая культура личности, как основа духовно-нравственного воспитания.
Петренко Елена Александровна
ГУ «Средняя школа № 115 отдела образования акимата г.Костаная»
Город Костанай, Казахстан
 Наша Родина Казахстан является полиэтническим государством, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, проявляющийся в национальной культуре, характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлений о семейных взаимоотношениях с другими людьми.  Образование и общество не отделимы, как одна система. Ещё в условиях становления Казахстанской государственности, перехода к рыночным отношениям одной из главных проблем учебно - воспитательного процесса было возрождение национальной самобытности, поскольку она формирует будущее нации, ее социальный и культурный генофонд. Приобретенные в процессе обучения личностные качества, знания, умения и навыки не только обеспечивают основу обучения и национального воспитания, гуманитарной культуры, но в значительной степени определяют качества практической профессиональной деятельности будущего специалиста. 
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. 
Исследуя процесс воспитания национальной культуры и профессиональной деятельности в поликультурном социуме современного специалиста, я пришла к выводу, что развитие образования в XXI веке во многом определяется тенденциями стремления человечества к полиэтнической стабильности, его движения к мировой цивилизации. Общей исторической предпосылкой ее становления явилось полиэтническое воспитание подрастающего поколения. Воспитание субъекта мировой цивилизации предполагает помощь в формировании у человека способности осваивать как общечеловеческое, так и национальное начала в культуре, а также самоидентифицироваться по отношению к ним, сохраняя и укрепляя свое уникальное и неповторимое «Я». 
Цель полиэтнического воспитания в Казахстане сегодня можно конкретизировать через систему задач, обозначенных в ежегодных Посланиях Президента РК к народу Казахстана: 
- обеспечение в реальной жизни прав человека, как гуманистической ценности и единой нормы всех людей без дискриминаций, на чем строится открытое, демократическое, гражданское общество; 
- формирование национальной сознательности, принадлежности к родной земле, народу, воспитание чувств патриотизма; 
- умения осмысливать моральные и культурные ценности, историю, традиции и обычаи; 
- утверждение гуманистической морали и формирование уважения к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; 
- формирование социальной активности готовность к участию в общественной жизни и работе в многонациональном обществе; 
- формирование политической и правовой культуры; формирование толерантного отношения к другим культурам и традициям; воспитание негативного отношения к какой-либо форме насилия; 
Будучи органической частью нравственного формирования личности, полиэтническое воспитание представляет собой целенаправленный процесс включения молодёжи в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием гражданственности и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. 
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности. 
В полиэтническом воспитании можно выделить два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны оно ориентирует на решение конкретных задач, которые стоят перед учителями сегодня – подготовить молодежь к жизни в специфическом культурно-географическом регионе. С другой стороны оно должно дать детям перспективу на будущее – научить каждого студента не только знать и подчиняться требованиям мирного сосуществования, но и проявлять осознанность и активность в их осуществлении. 
Из выше сказанного видно, что полиэтническое воспитание направлено на достижение таких целей: - формированию знаний, умений и навыков положительного межэтнического общения и существования в поликультурной среде, обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни и деятельности в многонациональном Казахстане; 
- умение определять формы и способы своего участия в жизни многонационального общества, общаться с демократическими институтами, органами власти, защищать и поддерживать законы и права человека; 
Научные исследования проблемы гражданского и национального воспитания, накопленный практический опыт дают возможность сформулировать основные задачи полиэтнического воспитания. К ним следует отнести: 
- ознакомление с культурным наследием соседей по региону; 
- воспитание уважительного отношения к представителям другой культуры, языка и веры; 
- воспитание осознания своей принадлежности к многонациональному обществу и зависимости своего комфортного существования в этом обществе от отношения к его членам; 
- воспитание нетерпимого отношения к проявлениям шовинизма; 
- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, толерантности и др; 
- привитие глубокого осознания взаимосвязи между идеями индивидуальной свободы, правами человека и гражданской ответственностью. 
- предотвращение негативных поступков и поведений в обществе. 
Познавательный аспект полиэтнического воспитания заключается в овладении знаниями основ духовной и материальной культуры, осознании роли своего этноса в общественных отношениях и культурном развитии региона и страны, расширении знаний о путях борьбы с проявлениями шовинизма. Полиэтническое воспитание является последствием процессов социализации, воспитания и самовоспитания. 
В содержание понятия «полиэтническое воспитание» я включаю следующие компоненты: 
·Патриотизм – любовь к своему народу, к Казахстану; Национальная идея – это отражение нацией своего места на земле и перспективы собственного дальнейшего развития; Правосознание – осознание своих прав, обязанностей, отношений к закону, к государственной власти; Политическая культура - она включает независимую политическую компетентность, знание о типах государств, политических партиях, принципов, процедур и регламент общественного взаимодействия, выборную систему; Национальные ценности – как социально-материальные (демократия, гуманизм, свобода, социальное обеспечение и т.д.), так и духовно-культурные (принципы, взгляды, моральные нормы, традиции), которые исповедует данная нация.; Национальная идеология – система политических, правовых, экономических, философских, этнических, культурологических, религиозных идей, идеалов, взглядов, которые отражают отношения нации под углом зрения собственных интересов к окружающему миру, социальному, физическому пространству, в котором она находится; Национальные интересы – это обобщенное выражение актуальных потребностей определенной национальной общины, которые формируются на основе интересов граждан и социальных групп; Планетарное сознание, которое включает чувства единства и уникальности жизни на Земле, уважение ко всем народам, их правам, интересам и ценностям; понимание мира как единства и разнообразия, системы государств, которые должны мирно взаимосуществовать, совместно трудится в условиях свободы, на принципах моральных идеалов, гуманизация международных отношений. 
На основе вышеизложенного система образования должна обеспечить: 
- формирование личности профессионала - патриота, который сознает свою принадлежность к современной цивилизации, четко ориентируется в современных реалиях и перспективах социально - культурной динамики, подготовлен к жизни и труду в XXI в; 
- сохранение и продолжение казахской культуры, традиций, воспитание уважительного отношения к государственным святыням, государственному языку и культуре, истории и культуре народов проживающих в Казахстане, формирование культуры межэтнических отношений; 
- обеспечение образовательных запросов национальных меньшинств; 
- формирование национальных и общечеловеческих ценностей. 
Практический аспект полиэтнического воспитания характеризуется формированием практических умений и навыков для поддержания положительных межнациональных отношений, привычек и навыков поведения в полиэтнической среде. 
Итак, полиэтническое воспитание – предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальностей и предусматривает: 
- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; 
- взаимодействие между людьми и разными традициями, ориентацию на диалог культур; 
- дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной ценности различных народов; 
- развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. 
Отсутствие же должного внимания к полиэтнической образованности людей, приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. 
В то же время лишь человек, глубоко уважающий, знающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этносов. В связи с этим необходимо углубить и усилить этнологическую, этнографическую, этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с разным контингентом детей во всех звеньях системы образования. 
ЛИТЕРАТУРА: 
1.О единстве и преемственности поколений(Из доклада на пятой сессии Ассамблеи народов Казахстана Н.А.Назарбаева, 1999 г.) 
2.От диалога религий – к сближению цивилизаций (выступление Президента РК Н.Назарбаева на первом съезде лидеров мировых и традиционных религий 23-24 сентября 2003 г.) 
3.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, 14 декабря 2012 г. 
4.    Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.