Урок производственного обучения по теме Наплавка валиков в нижнем положении шва
Тема по программе: «Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, наклонном, горизонтальном и вертикальном положении шва» Тема урока: Наплавка валиков в нижнем положении шва. Цели:Образовательная: познакомить учащихся с сущностью наплавки, научить поддерживать устойчивое горение дуги нормальной длины, совершать колебательные движения электродом поперек шва, заваривать кратер в конце шва, возобновлять процесс наплавки после смены электрода или случайного обрыва дуги, поддерживать сварочную ванну; закрепить умение зажигать и поддерживать дугу, закрепить навыки настройки оборудования.
Развивающая: способствовать формированию у учащихся рациональных приемов и способов мышления, развитию познавательной активности и самостоятельности, контроля и взаимоконтроля, внимания, памяти, речи.
Воспитательная: способствовать формированию у учащихся культуры труда; воспитывать умение работать индивидуально и в группах, бережно относиться к инструменту, оборудованию; экономно расходовать электроэнергию и электроды.
Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, объяснительно-иллюстративные, практические, репродуктивные, частичнопоисковые.
Материально-техническое оснащение урока:мультимедийный проектор;
экран;
сварочное оборудование: В ДМ - 1001, ТДМ - 317У2;
образцы изделий и возможного брака;
электроды МР-ЗМ, У ОНИ- 13/55;
чертежи, эскизы;
маска со светофильтром TC-III;
инструмент: молоток, зубило, щетка металлическая;
спецодежда и средства защиты;
заготовки (пластины) 250x150 х5.
Внутрипредметные связи:
Тема 5 - «Электрическая дуга и ее применение в сварочных работах (короткая, нормальная, длинная дуга, влияние длины дуги на качество шва)».
Тема 6 - «Типы электродов, виды покрытий, выбор типа электродов в зависимости от типа стали (марки, толщины)».
Наплавка валиков ПКД на производстве.
Межпредметные связи.
Основы программирования.
Процесс состоит из двух звеньев: передачи учебной информации от мастера производственного обучения к учащимся, так называемой прямой связью, и получения информации в ходе усвоения материала от каждого учащегося к мастеру, так называемой обратной связи.
Техника безопасности и пожаробезопасность при выполнении наплавочных работ.
Безопасные условия труда, электро и пожаробезопасность при обслуживании оборудования и наплавке дуговой сваркой.
Основы экономики труда и производства.
Факторы, влияющие на себестоимость единицы продукции и производительность труда. Экономия электродов, электроэнергии и металла. Применять сварочное оборудование, оснащенное установками типа УСНТ- ОПУ-2 (установка ограничителя напряжения холостого хода трансформатора).
Здоровьесберегающая среда достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм и охрану труда.
Ход урока:
Организационная часть.
Построение учащихся;
доклад командира о наличии учащихся;
приветствие учащихся;
доклад инспекторов по охране труда о состоянии сварочных кабин, оборудования в сварочных кабинах, наличии инструмента и его состоянии, исправности заземления.
Вводный инструктаж.
Мотивация деятельности учащихся.
Сообщить тему урока и учебную цель.
Актуализация опорных знаний учащихся.
а)Беседа по материалу, изученному на предыдущих уроках производственного и теоретического обучения.
б)Объяснение нового материала.
Текущий инструктаж.
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Первый обход рабочих мест: проверка организации рабочего места, подготовки пластин.
Второй обход рабочих мест: проверка правильности выполнения технологии сварки, выбора режима сварки, скорости движения электрода, угла наклона электрода, соблюдения безопасных условий труда.
Третий обход рабочих мест: прием выполненных работ и выставление оценок.
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов дня:
отметить учащихся, показавших хорошие результаты в выполнении упражнений.
анализ ошибок, допущенных учащимися при наплавке.
объявление оценок.
Задание на дом.
Организационная часть.построение учащихся;
доклад командира о наличии учащихся;
приветствие учащихся;
доклад инспектора по охране труда о состоянии сварочных кабин, оборудования в сварочных кабинах, наличии инструмента и его состоянии, исправности заземления.
Вводный инструктаж.Слово мастера: Ребята, сегодня на уроке изучим тему «Наплавка валиков в нижнем положении шва».
(Тема урока отображается на экране)
Вопрос: Вспомните, в каких положениях выполняют наплавку в зависимости от расположения швов в пространстве?
(Все вопросы отображаются на экране)
Ответ учащегося: В зависимости от расположения швов в пространстве наплавку выполняют в различных положениях: нижнем, горизонтальном, потолочном и вертикальном.
Вопрос: А какой нормативный документ определяет основные пространственные положения сварки?
Ответ учащегося: Основные пространственные положения сварки определяют п»э ГОСТ 11969-79.
Слово мастера: Сегодня мы рассмотрим наплавку валиков в нижнем положении шва. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним
Вопрос: Как правильно организовать рабочее место сварщика?
Ответ учащегося: Рабочее место сварщика должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения сварочных работ, укомплектовано источником питания, электрическими проводами, электродержателем, сборочно-сварочными приспособлениями и инструментом, щитком или маской.
Вопрос: Перечислите необходимые принадлежности и инструмент электросварщика.
Ответ учащегося: Электрододержатель, щитки и маски, защитные стекла (светофильтры), сварочный провод, одежда сварщика, стальная щетка, молоток- шлакоотделитель, зубило, стальная линейка, угольник, чертилка.
Вопрос: Назовите способы зажигания дуги.
Ответ учащегося: Чирканье или короткое замыкание.
(Учащийся демонстрирует способы зажигания дуги).
Вопрос: Как вы думаете, для чего служит обмазка на электроде?
Ответ учащегося: Обмазка на электроде служит для обеспечения стабильного горения сварочной дуги.
Вопрос: Вспомним источники питания сварочной дуги.
Ответ учащегося: Выпрямитель, трансформатор, генератор.
Слово мастера: У нас на рабочих местах в качестве источника питания служит выпрямитель. Расскажите, как регулируется сила тока у выпрямителей?
Ответ учащегося: На рабочем месте сила тока регулируется балластным реостатом.
(Учащийся демонстрирует, как производится регулировка силы сварочного тока на рабочем месте.)
Слово мастера: Выполняя любого рода сварочные работы, вы должны помнить о безопасных условиях труда.
Вопрос: Какие безопасные условия труда надо соблюдать при электросварке?
Ответ учащегося: Одежда сварщика (брюки и куртка) и рукавицы должны быть изготовлены из брезентовой ткани. Спецодежда должна быть в исправном состоянии, застегнута на все пуговицы, клапаны карманов выпущены наружу, а брюки надеты навыпуск. Обувь должна быть с глухим верхом, головной убор - без козырька.
Все части тела должны быть хорошо защищены от воздействия лучей сварочной дуги. Незащищенные участки тела при сварке могут получить ожоги, поэтому при сварке необходимо закрывать все части тела, особенно глаза. Рукавицы должны плотно прикрывать рукава куртки.
Для защиты зрения и кожи лица от световых и невидимых лучей дуги электросварщики должны закрывать лицо щитком со светофильтром.
На рабочем месте заземляется источник питания, сварочный стол и ограждение. Вентиляция должна быть вытяжная.
Слово мастера: На предприятии очень широко применяется дуговая наплавка. Скажите, в чем заключается сущность наплавки?
(Вопрос отображается на экране)
Ответ учащегося: Наплавка - это процесс нанесения с помощью сварки на поверхность детали слоя металла для восстановления ее первоначальных размеров, либо для придания поверхности специальных свойств.
Слово мастера: Итак, мы с вами вспомнили, что наплавкой называется процесс нанесения с помощью сварки на поверхность детали слоя металла для восстановления ее первоначальных размеров, либо для придания поверхности специальных свойств. Наплавку используют как в ремонтном деле, так и при изготовлении новых деталей.
На предприятиях очень широко применяется наплавка. Например, на объединении «Сода» в цехе РМЦ, где работают ваши наставники и выпускники нашего лицея, организован участок по наплавке изношенных поверхностей деталей машин, работающих в условиях повышенной опасности. Восстанавливающая наплавка увеличивает ресурс работы ходовых колес мостовых кранов, роликов вагонеток цеха ПКД и качающихся башмаков линейных опор цеха ПКД. От качества сварки зависит нормальная безаварийная работа оборудования.
(На экране - слайды с изображением роликов канатных дорог после проведения наплавки).
Применяются различные виды наплавки: плазменно-дуговая, вибродуговая, электрошлаковая, газовая наплавка.
Наибольший объем наплавочных работ выполняется электрической сварочной дугой.
Ручная наплавка - наиболее универсальный метод, пригодный для наплавки деталей различной формы во всех пространственных положениях.
Рассмотрим этапы наплавки.
Процесс наплавки начинается с тщательной очистки детали от грязи, масла, краски.
Ручную дуговую наплавку производят электродами с диаметром стержня 3-6 мм. Сварочный ток - 160-250А.
Приступая к наплавке валиков на пластину, вы должны помнить, что при этом совмещаются одновременно три движения электродом.
(На экране отображается схема основных движений электродом)
Движение 1 - равномерная и непрерывная подача электрода к детали по мере его плавления. Вы должны стремиться поддерживать как можно более короткую длину дуги (2-3 мм), но не должны допускать коротких замыканий электрода с деталью, так как возможно «примерзание» электрода.
Движение 2 - передвижение электрода вдоль кромок по направлению
о
сварки. При этом необходимо наклонять электрод под углом 15-30 к оси, перпендикулярной плоскости сварки. Капли металла при расплавлении конца электрода перемещаются в направлении его оси и должны попадать в расплавленный металл ванны.
Движение 3 - колебательное движение концом электрода поперек шва. Оно необходимо для получения валика нужной ширины. Первоначально следует выполнять зигзагообразные колебательные движения.
(На экране отображается слайд, демонстрирующий зигзагообразные колебательные движения электродом)
Нормальная ширина валика, зависящая в основном от диаметра электрода, должна быть b=(2-4)d3, где b - ширина валика, мм; d3 - диаметр электрода, мм.
(На экране - слайд с изображением размеров наплавленного валика) Мастер демонстрирует наплавку валика короткой дугой, комментируя все свои действия. Обращает особое внимание учащихся на то, как зажигается дуга после смены электрода или случайного ее обрыва: повторная дуга зажигается впереди кратера, а затем электрод возвращается назад, т.к. незаваренный кратер вследствие скопления шлака может явиться причиной трещин в швах.
(На экране отображается схема повторного зажигания дуги)
Слово мастера: Во время работы могут образоваться дефекты сварных швов, которые могут возникнуть при наплавке валиков в нижнем положении шва.
При наплавочных работах могут образоваться следующие дефекты: нарушение установленных размеров и формы шва, подрез зоны сплавления, прожоги, наплывы, поверхностные поры, незаваренные кратеры.
(Виды дефектов отображаются на слайде)
Дефекты в сварных швах являются следствием неправильного выбора или нарушения технологического процесса, применения некачественных сварочных материалов. Очень многое зависит от квалификации сварщика.
При выполнении наплавочных работ необходимо соблюдать безопасные условия труда.
Вопрос: Может ли электросварщик произвести подключение к сети сварочного оборудования?
Ответ учащегося: Подключение производит электротехнический персонал.
Вопрос: В каких местах допускается производить сварочные работы?
Ответ учащегося: В помещениях сварочных цехов и на открытом воздухе по согласованию с органами пожарной охраны.
Вопрос: Может ли сварщик произвести мелкий ремонт электрооборудования в процессе работы?
Ответ учащегося: Не может. Ремонт производится только электротехническим персоналом.
Вопрос: Как защищают лицо и глаза от светового излучения дуги?
Ответ учащегося: Маской со светофильтром, подобранным в зависимости от силы сварного тока.
Слово мастера: Ребята, какие вопросы по выполнению наплавки валиков в нижнем положении шва?
А теперь я предлагаю выполнить наплавку одному из вас. Кто желает?
(Ученик подходит к рабочему месту сварщика и выполняет наплавку. Мастер контролирует правильность выполнения и при необходимости оказывает помощь.)
Слово мастера: Во время текущего инструктажа вы будете самостоятельно выполнять работу: наплавку отдельных валиков нормальной ширины и высоты нижним швом, в направлении шва «направо», «справа налево», «на себя», и «от себя». Затем фигурную наплавку валиков.
На выполнение данной работы отводится 5 часов.
Оцениваться ваша работа будет по пятибалльной системе по следующим критериям:
организация рабочего места;
соблюдение безопасных условий труда;
правильное выполнение технологии наплавки (выбор режима сварки, скорости движения электрода, угол наклона электрода)
результат работы.
Контроль качества шва будем производить визуально.
Выполненную работу будете сдавать звеньевым.
А сейчас, если нет вопросов, можно разойтись по кабинам и приступить к самостоятельному выполнению наплавки валиков в нижнем положении.
Текущий инструктаж.Первый обход рабочих мест: проверка организации рабочего места, подготовка пластин.
Второй обход рабочих мест: проверка правильности выполнения технологии сварки, выбора режима сварки, скорости движения электрода, угла наклона электрода, соблюдение безопасных условий труда.
Третий обход рабочих мест: прием выполненных работ и выставление оценок.
При обходе рабочих мест мастер обращает внимание на длину сварочной дуги, т.к. от этого зависит успешная подготовка сварщика. Напоминает, что увеличение длины дуги уменьшает стабильность ее горения, снижает глубину проплавления металла, повышает потери на угар и разбрызгивание. Этот приводит и к образованию шва с неровной поверхностью, к повышению окисляемости расплавленного металла.
Заключительный инструктаж.Слово мастера: Прежде чем приступить к подведению итогов, давайте составим алгоритм наплавки валиков в нижнем положении шва.
(Учащиеся составляют алгоритм)
Тщательная очистка детали наплавляемой поверхности от грязи и ржавчины;
Разметка;
Выбор режима сварки (диаметр электрода, сила тока в зависимости от толщины металла, марка электрода);
Процесс сварки;
Отбивание шлака;
Зачистка сварочного шва металлической щеткой.
Подведение итогов учебно-производственного дня.
Мастер совместно с учащимися анализирует выполнение самостоятельной практической работы, разбирает типичные ошибки.
Отмечает лучшие работы.
Объявляются и аргументируются оценки за выполненную работу.
Мастер объявляет домашнее задание: повторить тему «Наплавка валиков в нижнем положении шва».