Конспект урока мировой художественной культуры «Искусство далекое и близкое»


Искусство далекое и близкое.
Цель: пробудить интерес к произведениям искусства; помочь разобраться в вопросах о назначении искусства; напомнить учащимся сведения об эстетическом идеале красоты в первобытном обществе, в античные времена, в эпоху Средневековья.
Репродукции картин:
Жан Батист Перроно «Портрет неизвестной девушки»
Рембрант Ван Рейн «Портрет Хендрике Стоффелье»
Ф. Гойя «Франсиска Сабаса и Гарсиа»
Жан Огюст Доминик Энгр «Портрет мадам Девосе»
И. Крамской «Неизвестная»
Огюст Ренуар «Портерт артистки Жанны Самари»
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Изображение НефертитиИзображение бизона из пещеры АльтамираИзображение Венеры МилосскойИкона «Владимирская Богоматерь»
Жан де Бомец «Христос на кресте с молящимся монахом-картезианцем»
ХОД УРОКА
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Учитель: Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить как оно формировалось в глубокой древности и трансформировалось на протяжении веков, всегда вызывая слезы умиления, счастья и гордости.
Об этом прекрасно написал поэт Винокуров:
Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Он грубым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.
Случайный шаг! Опасная стезя!
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла – от умиленья.
И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал – назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.
Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо его разодрала гримаса.
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.
Этот первый шаг в постижении красоты и тайны творчества был знаковой вехой на пути к Человеку. И предстояло прошагать долгую и нелегкую дорогу, чтобы научиться видеть красоту мира, человеческого лица и рук, лесной травинки и высокой, зеленовато мерцающей звезды…
Наверное, все вы знаете неприхотливое доброе растение с редким названием «мать-и-мачеха». Красиво смотрятся небольшие желтенькие цветочки среди зелени крупных листьев. Только дотронешься рукой до этого чуда, сразу удивишься: холодная глянцевая поверхность листа. Зато его обратная сторона, скрытая от глаз, напротив, приятна на ощупь. Так и красота. Вот самодовольный юноша Нарцисс, пусто проживший свою жизнь, и Суламифь, погибающая во имя возлюбленного… Кто из них носитель истинной красоты? Об этом размышляли писатели разных стран, эпох, направлений. Обратимся к их раздумьям и поискам истины.
Знакомство учащихся содержанием рассказа В. Вересаева «Состязание».
Рассказ В. Вересаева ( в сокращении)
Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающее красоту женщины…
Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд…и будет победителю имя – Трижды Венчанный…
У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.
- Учитель, радуйся! – весело приветствовал он путника.
- Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика…
И спросил Единорог:
- куда ты собрался, учитель?..
- Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть…
Единорог беззаботно усмехнулся:
- Я уже нашел ее…
И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную…
- Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю… Но подумай: та ли это красота, которая должна повергнуть перед собою мир…
Дважды Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров… Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком нив какие рамки природы?.. Когда Дважды Венчанный проснулся, над морем занималась зеленовато-золотисная заря… Дважды Венчанный взглянул на мрачные, утонувшие в тени горы. Взглянул - и вскочил на ноги быстро, как юноша. С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И сотрясалась душа художника до самых глубин, и сразу, без колебаний, без вопросов, с ликованием воскликнула душа:
- Это –она!
Настал месяц винограда. Площадь Красоты, как море, шумела народам. В глубине площади возвышались два огромных, одинаковой величины, прямоугольника, завешанных полотном…
Старец простер палочку к картине Дважды Венчанного. Полотно скользнуло вниз.
Высоко над толпой стояла спускающаяся с высоты, озаренная воходящим солнцем дева в венке из фиалок… Божественно-спокойна, стояла дева и смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо после грозы. Никто никогда еще не видал в мире такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца, только что вышедшего из моря… Тело, какого еще не обнимала мужская рука, сквозило сквозь легкую ткань. Но не было вожделения. Было только молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль.
Темные горы были за девой, и темно стало кругом на площади. Девы и жены пристыжено отвращали лица в сторону, а юноши и мужи глядели на Фиалковенчанную, переносили взгляд на своих возлюбленных и спрашивали себя: что же нравилось им в этих нескладных телах и обыденных лицах, в этих глазах, тусклых, как коптящий ночник?
Старый погонщик мулов, с брюзгливым лицом и щетиною на подбородке, искоса оглядывал свою старуху: была она жирная, с отвислым подбородком и огромной грудью, с лицом красным от кухонного чада. Взглянул он опять на Фиалковенчанную и опять на жену. Больно ущемила тоска по красоте его жесткое, как подошва, сердце, и страшно стало ему, с кем суждено проводить ему его трудную, серую жизнь…
С усилием, как бы свершая вынужденное кощунство, протянул он (старец) палочку ко второй картине.
Покров упал.
Ропот недоумения и негодования прошел по площади. На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперед, сидела и смотрела на толпу – Зорька!..
- Хоть с гору величиной нарисуй, лучше не станет! – крикнул озорной глосс.
И все засмеялись. Раздался свист, шип. Кто-то завопил:
- Камнями его!
И другие подхватили:
- Побить камнями!
Но вот шум начал понемногу затихать. Кричащие и хохочущие рты сомкнулись, поднятые с камнями руки опустились. И вдруг стало тихо. Так неожиданно налетит с гор ветер, - завоет, завьется, поднимет к небу уличную пыль – и вдруг упадет, как в землю уйдет…
Высоко подняв брови, как будто прислушиваясь к чему-то, Зорька смотрела перед собою. Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем. Она противилась, упиралась и, однако, вся устремилась вперед в радостном, неодолимом порыве. И вся светилась изнутри. Как будто кто-то, втайне давно любимый, неожиданно наклонился к ней и тихо-тихо прошептал:
- Зорька! Люблю!
Как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. Вспомнились каждому лучшие минуты его любви. Тем же светом, что сиял в Зорьке, светилось вдруг преобразившееся лицо его возлюбленной в часы тайных встреч, в часы первых чистых и робких ласк, когда неожиданно выходит на свет и широко распускается глубоко скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная природой во всякую без исключения женщину.
Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок.
- А помнишь, старуха… Гы-гы!.. У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень… молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы…
И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. Погонщик хихикал и грязною рукой вытирал слезы на гноящихся своих глазах. И казалось ему, - не умел он ценить того, что у него было, и по собственной вине сделал свою жизнь серою и безрадостною.
Это был он, который первым крикнул на всю площадь:
- Да будет Единорог Трижды Венчанным!
Вывод после ответов учащихся: красота заключается не во внешнем блеске, а в тех добрых чувствах, которые она пробуждает в людях.
Мини – дискуссия.
Обратимся к репродукциям картин-портретов, всмотримся в них. Кому из художников, на ваш взгляд, наиболее убедительно удалось выразить красоту женщины? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.
Каждый из вас по-своему прав. Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, подводим ассоциативные параллели. Субъективное видение присуще не только художнику, но и зрителю. Любой из нас обладает индивидуальными особенностями восприятия. Но индивидуальность восприятия обогащает наше эстетическое видение мира в целом.
Эстетический идеал можно определить как идеал красоты. Он выражается в искусстве.
Искусство – одна из форм общественного сознания. В этом плане к искусству относят живопись, музыку, архитектуру, скульптуру, театр, художественную литературу… в широком смысле «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается мастерски.
В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.
Сегодня мы говорим об идеале красоты, и вы, конечно, понимаете, что идеал красоты менялся от эпохи к эпохе.
При первобытнообщинном строе красивым считалось то, что имело важное значение для жизни: сцены охоты, животные (обращение к репродукциям).
В Древней Греции идеал красоты приобретает форму поэтических мифов о персонифицированных носителях красоты. Считалось, что красота есть дар богов. Богиней, олицетворяющей красоту, была Афродита, у римлян – Венера.
У Глеба Успенского есть очерк «Выпрямила». Герой его – сельский учитель, «смятый утомительной школьной работой», но не лишенный проявлений «жаждущей совершенства человеческой души». Тяпушкин вспоминает, как после разгрома Парижской Коммуны он оказался во Франции: «Что-то горькое, что-то страшное и несомненно подлое угнетало мою душу…» герой пришел в Лувр и остановился перед Венерой Милосской. Тяпушкин смотрел на нее и чувствовал, как его грудь наполняется радостью: «Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного существа и выпрямило меня…»
Красота, заключенная в искусстве, «выпрямляет» наши души, пробуждая в них любовь.
Красота, согласно мнению древних, представляет собой большую ценность. О Елене в «Илиаде» говорится:
Старцы, лишь только узрели идущую в башню Елену,
Тихие между собой говорили крылатые речи:
«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
Истинна, вечным богиням она красотою подобна!... Основа эстетического идеала Средневековья – любовь к Богу. В изображении полуобнаженного Христа (обращение к репродукциям) художник как бы демонстрирует свое небрежное отношение к телесной оболочке Сына Божьего в противовес его духовной красоте. Мертвое тело Христа, непропорциональное, худое, бледное, окровавленное, символизирует приоритет духа.
Тело Богоматери (обращение к репродукциям) тоже худое, изможденное; главное в изображении – ее глаза, устремленные в такие дали, куда не проникал взор простых смертных.
Готические соборы Средневековья тоже тянутся своими шпилями вверх, и эта тенденция нашла продолжение в скульптуре: человеческие фигуры вытянуты, устремлены ввысь.
Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке уяснили роль и значение искусства в жизни человека; сумели проследить, как менялось представление об эстетическом идеале во времени.
Домашнее задание: подготовить сообщения об открытии Трои, Лабиринте, Афинском Акрополе.