Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»





Выступление на тему:
«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»










Учитель высшей категории
Минневалиева Идалия
Фасхутдиновна
МБОУ «Рыбно-Слободская
гимназия №1»
Рыбно-Слободского
муниципального района РТ.

















п.г.т. Рыбная Слобода
2015 год

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с приветствия:
-Улыбнулись партнёру по плечу, по лицу, ведь улыбка-это лучик добра. Хочу, чтобы вы были добры друг –другу, и добро поможет вам.
 - За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.
     Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.
-    Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология АМО.(Слайд -1) Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.
   Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения. .(Слайд -2)
Активные методы обучения это такие методы обучения, при которых дея- тельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, вне контекстные операции с понятиями и др. .(Слайд -3-4)
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Сегодня я постараюсь объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения .(Слайд -5)
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить”, “Для меня сегодняшний урок”, “Я бы сделал так” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении.

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: (Слайд-6)
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра  метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол»  это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

анализ конкретных ситуаций один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. .(Слайд -7)

Проблемное обучение   такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. .(Слайд -8)
А теперь мы убедимся в этом, став учениками начального звена .С вами проведем фрагмент урока математики. Откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок-исследование.
И прекрасна, и сильна
Математика-страна!

-Давайте, начинаем урок с устного счета.
-Перед вами лежат карточки с примерами вы должны их устно решать и на таблице найти подходящие ответы. Расшифровать наше таинственное слово. Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя . Вы должны исследовать!
- Что значит исследовать? .(Слайд -9-10)
Слайд Таблица для устного счета
Расшифруйте слово
(Треугольники)
- Как вы думаете, а где в нашей жизни можно увидеть треугольник? .(Слайд 11-12)

Наш профессор «Умный совёнок » приготовил нам задания. Вы должны их исследовать! Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг-другу. Приступаем к исследованию.
1- задание такое: у вас на каждом столе есть треугольники и линейки, сравните длины треугольников. Что вы можете о них сказать? Обсудите в группах.
-Молодцы. Они бывают разного вида.
-Сформулируйте тему урока.
- Чему хотим научиться на уроке, поставьте цели урока.

Слайд Виды треугольников. .(Слайд 13)
2-задание.
А теперь мы с вами проведем геометрическую разминку .На ваших столах есть разноцветные треугольники .Я назову вид треугольника, а вы поднимите треугольник подходящего цвета.
Продолжаем наш мастер-класс.

3- задание. Перед вами лежат бумаги белого листа. Положите лист вертикально. На этот лист бумаги запишете ваши ответы..
Работаем поэтапно, выполняем следующем образом: В таблицу внесены:
( Слайд 14)

1. Буквенные обозначения сторон треугольников.
2. Длины сторон треугольников
*Подсказка: Что записано в таблице? – длины сторон, значит, название треугольников можно определить по длинам сторон. Вспоминаем и записываем ответы.
Контрольные вопросы:


АВ
АС
ВС

I
2 см
6 см
4 см

I I
50 мм
3см
5 см

I I I
70 мм
7 см
70 мм

1- этап
Под первой римской цифрой1- му ряду. Под второй римской цифрой2- му ряду. Под 3-й римской цифрой 3- му ряду.  Определить вид треугольника не выполняя построения.
Записывайте ответы кратко:

2- этап
2-Задание: Определить сумму длин сторон треугольников (периметр P) и записать ответ. 
- Что такое периметр треугольника? Что нужно сделать, чтобы найти периметр треугольника?
. В группе обсуждайте и проверяете свои ответы.
Ответы

-Сейчас из каждого ряда участники на первых партах с правой стороны от меня озвучат свои ответы. (Слайд-15)

(Слайд-16)Рефлексия
Что нового узнали на уроке?....

Оцените своё участие в уроке,
используя условные обозначения.

Итоги урока
Красный треугольник- На уроке мне всё было понятно, я доволен своей работой.
Желтый- На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше.
Синий - Я не всё понял и допустил много ошибок
(Слайд 17)

И так, приведенные примеры из опыта работы показывают, что формирование образной составляющей знания, необходимой для дальнейшего изучения геометрии, может обеспечить развитие пространственного мышления, математической речи школьника, а также формирование интереса к учебному предмету. Совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о со- здании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.