Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория изобретателей

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №180 «ПОЛИФОРУМ»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(31003) 218-48-58, email: sch180@mail.ru


Рассмотрено
на заседании МО учителей информатики и технологии
Протокол №1 от 28.08. 2015 г.
Руководитель МО_______ Е.А. Жуйкова
Согласовано
заместитель директора

________ М.Д. Береснева
29.08.2015 г.
Утверждено
приказом № от 30.08.2015 г. Директор МАОУ лицей №180
_______________ А.В. Крылов
Вступает в силу с 01.09.2015



Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год


Курс внеурочной деятельности: «ЛАБОРАТОРИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ»
Разработал: Кузнецова Наталья Александровна

Екатеринбург
2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лаборатория изобретателей» соответствует федеральному компоненту государственному стандарту основного общего образования.
Программа составлена на следующей нормативно-правовой основе: 1. Нормативных документов федерального уровня:
- Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (глава 2. Ст.12, глава 10. Ст.75); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями 2013 г., 2015 г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) с изменениями 2015 г.; - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Концепция развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4 сентября 2014г.;

2. Нормативных правовых документов МАОУ лицея №180:
- устав образовательного учреждения; - локальные нормативные акты.

Цель данного курса: создание условий для развития детского творчества, тяги к научным знаниям, к исследовательской работе в области электроники.

Задачи:
- формирование научного мировоззрения;
- содействие в профессиональном самоопределении;
- формирование определенных знаний, умений и навыков;
- способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- способствовать развитию способности творчески мыслить средствами технического, а именно электронного конструирования.

Актуальность программы
Сегодня электронная техника применяется повсюду, с ней в тесном взаимодействии трудится лётчик, врач, биохимик и экономист, металлург и музыкант. И каждый, кто занимается практической электроникой, как говориться, в порядке любительства, прекрасно понимает, что это приятное, интересное, что это увлекательное дело окажется полезным для человека любой профессии.
Автомобили, самолёты, военную технику последних поколений называют новомодными словами гаджет
или девайс, что обозначает электронное устройство. Техника последний поколений управляется информационно, это означает, что руль, штурвал, рычаги и педали это датчики с которых снимается информация, какой манёвр хочет сделать пилот, при этом пилоту уже не обязательно находиться в кабине.
Любая инновационная область уже невозможна без радиоэлектроники.

Многим сегодняшним школьникам предстоит не только эксплуатировать, но и принимать участие в разработке и производстве электронных устройств. Электроника представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка, формированию гражданско-патриотических качеств личности и профессиональной ориентации подростков и школьников.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-7 классов и рассчитана на полгода обучения (17 часов):
5 класс – 17 часа за полгода; 6 классы – 17 часа за полгода; 7 класс - 19 часов за вторую половину года. Занятие проходит один раз в неделю, как один академический час (45 минут).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «лаборатория изобретателей» разработана как для учащихся проявляющих интерес и способности к моделированию, так и для учащихся, которым сложно определиться в выборе увлечения.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); интерактивный (показ презентаций, видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К личностным результатам освоения курса можно отнести:
критическое отношение к информации и изобретательность ее восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности.
Метапредметные результаты (регулятивные универсальные учебные действия):
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения, ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом.
Познавательные ууд:
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
моделировать, преобразовывать объект из чувствительной формы в модель.

Коммуникационные ууд:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков;
выслушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
осуществлять постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация.
Ожидаемые результаты:
- наличие у подростков положительной мотивации к обучению и творчеству;
- проявление у детей устойчивого интереса к технике, знаниям, устройству технических объектов;
- владение необходимой терминологией;
- умение работать с научно-технической литературой;
- элементарные графические умения, навыки работы с чертежно-измерительными и ручным инструментом;
- владение приемами и технологиями изготовления простейших схем технических объектов, проявление творческой активности в создании собственных проектов;
- аналитические умения;
- умение анализировать свои схемы провести их презентацию;
- умение оценивать свои результаты и планировать дальнейшую работу;
- проявление усидчивости и воли в достижении конечного результата;
- проявление на занятиях дисциплинированности, ответственности, культуры поведения;
- умение работать в коллективе, проявление коммуникативных умений и навыков.
Первый уровень результатов работа с предлагаемым конструктором знатоком способствует развитию воображения, пространственной ориентации, формированию абстрактного и логического мышления, накоплению полезных знаний.
Второй уровень результатов дает возможность по максимуму реализовывать творческие способности, освоить программирование на профессиональном уровне.
Третий уровень результатов каждый учащийся может работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, так и в группах.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать и понимать:
- природу электрического тока;
- условные обозначения элементов электрической цепи;
- принцип работы базовых элементов электрической цепи (резистор, конденсатор,катушка индуктивности);
- принцип работы электронных приборов (диод, транзистор);
- устройство системы как взаимосвязь отдельных ее частей;
- устройство предложенных в рамках предмета конструкций, назначение входящих в них узлов и компонентов;
- принцип действия устройств микропроцессорной техники;
Уметь:
-перечислять элементы электрической цепи по схеме;
-описывать свойства элементов электрических цепей и их взаимодействие;
-собирать Э схемы на основе принципиальной электрической схемы и самостоятельно их совершенствовать по мере изучения предмета;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- пользоваться приборами для измерения электрических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Иметь развитый высокий уровень познавательной активности и стремление к самовыражению.








Содержание КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс


Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
0,5
0,5

2
Условные обозначение и их название.
1
0,5
0,5

3
Строители цепей.
1
0,5
0,5

4
«Фиксики» (Гирлянда). В погоне за лампочками.
1
0,5
0,5

5
Игра «Генератор звука».
1
0,5
0,5

6
Игра «Азбука Морзе».
1
0,5
0,5

7
Творческое задание «Тайна электрических цепей».
2
0,5
1,5

8
Проверка разума.
1
0,5
0,5

9
Светофор и его друзья.
1
0,5
0,5

10
Лаборатория юного физика.
1
0,5
0,5

11
Головоломка с электрическим прибором.
1
0,5
0,5

12
Игра «Проверка звука»
1
0,5
0,5

13
Игра «Электрическое пианино».
1
0,5
0,5

14
Творческое задание «Сигнализация будущего».
2
0,5
1,5

15
Презентация проектов.
1
0,5
0,5


Итого:
17
8
8



1.Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Знакомство с конструктором (перечень деталей) и его возможностями. Знакомство с техническим словариком.


2. Условные обозначение и их название.
Знакомство с таблицей условных обозначений. Примеры работы с условными обозначениями.

3. Строители цепей.
Правила сборки различных электрических и электронных цепей. Функции деталей: «переключатель», «светодиод», «батарея», «клеммы». Цвета и номера деталей используемых в цепи. Сборка простых цепей по предложенным схемам.

4. «Фиксики» (Гирлянда). В погоне за лампочками.
Просмотр и обсуждение мультфильма. Энергия батареи. Функции аккумуляторной батареи. Знакомство с понятиями: «адаптер питания», «мультиметр», «светодиод». Сборка цепи по предложенной схеме.

5. Игра «Генератор звука».
Сборка цепи по предложенной схеме. Знакомство с понятиями: «динамик», «диапазон», «конденсатор». Функции динамика. Функции конденсатора. Задания на увеличение и уменьшение громкости динамика.

6. Игра «Азбука Морзе».
История происхождения азбуки Морзе. Коды буквенных символов. Сборка цепи по предложенной схеме. Составление сообщения, отправка сообщения, используя азбуку Морзе.

7. Творческое задание «Тайна электрических цепей».
Выполнение творческого задания по предложенной теме. Определение цели и задач. Составление не сложных схем для сборки цепей. Работа в группах. Презентация готового задания.

8. Проверка разума.
Проведение опыта с водой. Наблюдение и фиксация данных показателей мультиметра. Вывод по проведенному опыту.

9. Светофор и его друзья.
История происхождения светофора. Знакомство с принципом работы светофора. Сборка цепи по схеме с одним, двумя и тремя светодиодами. Работа по корректировке схемы. Презентация выполненного задания.
10. Лаборатория юного физика.
Эксперимент с электричеством. Гальванометр и его возможности. Проведение опыта, измерение электричества в схемах. Вывод о проделанной работе.

11. Головоломка с электрическим прибором.
Эксперимент «Ручной свет». Ручной генератор и его возможности. Проведение опыта, в условиях которого вырабатывается больше электричества. Выводы по проделанной работе.

12. Игра «Проверка звука».
Понятие «звуковая энергия». Преобразование электричества в звуковую энергию. Сборка цепи по предложенной схеме. Сравнение значений. Выводы по заданию.

13. Игра «Электрическое пианино».
Понятие «звуковой импульс». Сборка цепи по предложенной схеме. Работа с точками на базовой плате. Выполнение заданий с конденсатором и переключателем. Демонстрация готовой модели «электрическое пианино».

14. Творческое задание «Сигнализация будущего».
Понятие «воздушный поток». «Водяное колесо» и его возможности. Регулировка мультиметра до максимальных показаний. Сборка цепи с применением водяного колеса. Презентация готовой модели сигнализации.

5. Презентация проектов.
Организация выставки готовых проектов. Подведение итогов за год. Награждение.







КЛАСС


Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Встречное включение батарей.
1
0,5
0,5

2
Загадочная цепочка.
1
0,5
0,5

3
Световые явления.
1
0,5
0,5

4
Электромагнитные явления.
1
0,5
0,5

5
Игра «Знатоки электричества».
1
0,5
0,5

6
Игра «Звездные войны».
1
0,5
0,5

7
Творческое задание «Музыкальная пауза»
2
0,5
1,5

8
Механическое колебание волны. Звук.
1
0,5
0,5

9
Лаборатория волшебника.
1
0,5
0,5

10
Лабиринт цепи.
1
0,5
0,5

11
Создание схемы.
1
0,5
0,5

12
Игра «Мир электрика».
1
0,5
0,5

13
Игра «Охрана сигнализации».
1
0,5
0,5

14
Творческое занятие «Электрические явления».
2
0,5
1,5

15
Презентация проектов.
1
0,5
0,5


Итого:
17
8
8


Вводное занятие. Встречное включение батарей.
Знакомство с конструктором, с перечнем элементов. Источники питания (батарейка и аккумулятор).
Понятия «последовательное» и «параллельное» включения.

Загадочная цепочка.
Понятие «резистор». Функции резистора в электронной цепи. Конденсатор и его свойства. Условные обозначения физических величин. Сборка схемы.

Световые явления.
Свет и его значение в жизни людей. Источники света. История возникновения лампочки. Распространение света. Отражение света. Сборка основных схем включения.

Электромагнитные явления.
Понятие «электромагнитное явление», «электромагнитная индукция», «магнитное поле». Постоянные магниты.

Игра «Знатоки электричества».
История происхождения слова «электричество». Прибор для измерения величины электрического заряда. Понятие «электрон». Электризация тел. Проведение опытов.
Игра «Звездные войны».
Повторение и закрепление пройденного материала по теме «электричество».
Творческое задание «Музыкальная пауза».
Определение целей и задач. Зарисовка схемы. Сборка цепи . Презентация готового задания.
Механическое колебание волны. Звук.
Понятия: «механическая», «звуковая» волны. Понятие «амплитуда». Зависимости громкости звука. Решение задач.

Лаборатория волшебника.
Проведение опытов.
Лабиринт цепи.
Разновидности цепей. Компоненты цепи. Условные обозначения. Понятие «слой».
Создание схемы.
Сборка схемы карманного фонарика.


Игра «Мир электрика».
Проведение опытов с воздушными шариками, пенопластом, расческой.

Игра «Охрана сигнализации».
Понятие: «геркон», «дежурный режим». Сборка схемы. Испытания схемы. Презентация готового задания.

Творческое занятие «Электрические явления».
Понятие: «электрический ток». Источники тока. Амперметр. Сила тока. Единицы силы тока. Решение не сложных задач.

Презентация проектов.
Организация выставки творческих проектов. Итоги года. Награждение.


7 КЛАСС


Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Электрический вентилятор.
1
0,5
0,5

2
Устройство автоматической схемы.
1
0,5
0,5

3
Схемы электроустановок.
1
0,5
0,5

4
Тестер электропроводимости.
1
0,5
0,5

5
Радиопередатчик.
1
0,5
0,5

6
Игра «Телеграф».
1
0,5
0,5

7
Игра «Знаток».
1
0,5
0,5

8
Творческое задание «Расшифровка алфавита».
2
0,5
1,5

9
Лаборатория изобретателя.
1
0,5
0,5

10
Моя электрическая система.
1
0,5
0,5

11
Источники энергии.
2
0,5
1,5

12
Чередование цифр.
1
0,5
0,5

13
Игра «Смех Будды».
1
0,5
0,5

14
Игра «Космодром».
1
0,5
0,5

15
Творческое задание «Возникновение циферблата».
2
0,5
1,5

16
Презентация проектов.
1
0,5
0,5


Итого:
19
8
9


Вводное занятие. Электрический вентилятор.
История изобретения вентилятора. Сборка схемы вентилятора.

Устройство автоматической схемы.
История появления автоматов. Примеры механических автоматов. Формула принципиальной схемы.

Схемы электроустановок.
Понятия «резистор», «реостат». Расчет и выбор элементов схемы.

Тестер электропроводимости.
Историческая справка о существовании электропроводимости. Понятия: «проводники», «диэлектрики». Сборка схемы. Тестеры электропроводимости: с плохой, средней, высокой чувствительностью. Предметы – электропроводники.

Радиопередатчик.
Понятие «радиопередатчики», «радиоволны», «радиочастота». Формула и условное обозначение длины волны. Сборка схемы радиопередатчика.

Игра «Телеграф».
История появления телеграфа. Подбор элементов схемы. Зарисовка схемы. Сборка схемы.

Игра «Знаток».
Контрольные вопросы и практические задания на закрепление пройденного материала.
Творческое задание «Расшифровка алфавита».
Телеграф как способ передачи информации на большие расстояния. Подборка элементов схемы. Сборка схемы. Отправка сообщения с помощью азбуки Морза. Чтение полученного сообщения.

Лаборатория изобретателя.
Подбор элементов для схемы нагревателя воды. Презентация проекта.
Моя электрическая система.
Сборка схемы по собственному замыслу. Демонстрация работы.

Источники энергии.
Понятие «энергия». Вещества и процессы, позволяющие получить энергию для существования человека. Фотоэлектрические элементы. Сборка не сложных схем.

Чередование цифр.
Изучение принципа работы индикатора. Понятие «светодиодный индикатор», «катод». Способы управления индикатором.

Игра «Смех Будды».
Цифровой диктофон. Принцип работы диктофона. Понятие «кодек». Сборка схемы. Запись звука.

Игра «Космодром».
Условные обозначения: «ЦАП», «DAC». Виды памяти микросхем. Сборка схемы. Отправка сообщения в космос.

Творческое задание «Возникновение циферблата».
История появления циферблата. Разновидности циферблатов. Таблица истинности. Условные обозначения таблицы. Сборка схемы. Демонстрация работы.

Презентация проектов.
Организация выставки творческих проектов. Подведение итогов работы за год. Награждение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5, 6 КЛАССЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС


Учебно-методическое, материально- техническое оснащение реализации программы

Учебно-методическое обеспечение.
Книга для учителя Электронный конструктор «ЗНАТОК» часть 1 в электронном виде.
Книга для учителя Электронный конструктор «ЗНАТОК» часть 2 в электронном виде.
Учебно-методическая литература
Книга для учителя Электронный конструктор «ЗНАТОК» часть 1.
Книга для учителя Электронный конструктор «ЗНАТОК» часть 2.
Технические средства обучения и оборудование
Компьютер. DVD-проектор. Магнитная доска.
2. Наборы «электронных конструкторов знатоков»

15