ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРИЁМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРИЁМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ
«СОШ №2 им. М. В. Фрунзе» г.Красноперекопска Республика Крым
Главной проблемой, над которой я работаю как учитель литературы, является организация поисковой деятельности на уроке. Почему именно эту проблему я выбрала? Потому что главным требованием образовательного процесса в целом является воспитание критически мыслящей личности. Достижение этой цели невозможно без решения таких вопросов, как развитие коммуникативных компетенций, аналитической деятельности и, как логическое завершение, творческих способностей учащихся.
Совокупность вышеуказанных вопросов составляет принцип диалогизма, который является решающим для анализа художественного текста и становится возможным при использовании интерактивных приемов. Для его реализации необходимо учитывать и возрастную психологию, и уровень восприятия художественного текста учащимися,
Кредо интерактивного обучения являются слова Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я кое-что помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу и обсуждаю, я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». Эти слова должен помнить каждый учитель. Литература является искусством, которое развивается по своим законам, имеет собственную терминологию и особенности. Познакомить детей с искусством слова, научить анализировать, развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению - цель учителя литературы, к тому же нелегкая.
Иногда мы жалуемся на то, что ученики плохо запоминают некоторые понятия, выводы, да и вообще материал прошлого урока. Для того чтобы объять необъятное, должна быть разработана такая методика, которая с помощью простых составляющих дала бы ученику возможность обобщения, систематизации, выделения ключевых понятий и помогла чувствовать себя на уроке не ведомым, а ведущим.
Как учитель русского языка, я пользуюсь интересной и достаточно простой методике Т. Я. Фроловой. Одним из положений этой методики является графическая фиксация умственной деятельности, то есть алгоритм, составление которого базируется на минимальном количестве операций, являющихся выражением ключевых понятий, их взаимосвязи и обобщением.
На мой взгляд, использование опорных логических схем является оптимальным вариантом для организации деятельности на уроке, которая стимулирует работу учащихся и их непосредственное участие в работе учителя при составлении схемы. Тогда и возникает тот самый диалог, которого иногда не хватает на уроке.
Почему именно схема?
Во-первых, схема является элементом наглядности на уроке (абстрактной наглядности), что увеличивает результативность обучения; во-вторых, схема с помощью условных знаков раскрывает существенное, делая наглядными связь, зависимость, внутреннюю логику предметов и явлений, изучаемых на уроке.
Технология составления схемы предполагает выделение главной мысли, вокруг которой основываются смысловые элементы, так или иначе связанные с ней. Логическая схема-конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала, поскольку в этот процесс вовлекаются зрительные рецепторы, дающие возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом. Ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией дает возможность использовать схему как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти в каждом отдельном случае воспроизвести усвоенную ранее информацию.
Обеспечить эффективное использование схематической наглядности можно, если научить учащихся работать со схемой на уроке и дома. Работа будет способствовать выработке умений и навыков анализировать текст, структурировать его, систематизировать, обобщать, кодировать учебный материал в виде схематических опор. К тому же схемы могут быть эффективно использованы на всех этапах изучения художественного произведения.
В каком классе можно начинать использовать схемы? В любом: в 5-м, в 8-м, 11-м. Главное - уметь пользоваться ими и приучать к этому детей, которые с удовольствием предложат учителю и свои варианты составления схем. Экспериментируя с различными типами схем, со временем появится группа схем, которые будут и изменяться, и добавляться в зависимости от класса и темы урока.
Приведу следующие примеры:
1) схема «Цепочка» - работа над литературными терминами при изучении сказки «Снежная королева» в 5 классе (приложение 1);
2) осложненная схема «Цепочка» в 8 классе при изучении темы «Театр в Древней Греции». Эсхил. «Прометей прикованный» (приложение 2). Чтобы сформулировать вывод по такой схеме, ученики должны ответить на вопрос:
- Какую проблему рассматривает Эсхил в трагедии? (Проблему власти)
- Какая власть имеет право на существование? Почему?
В 7-8 классах можно уже после составления схемы начинать давать задания на обобщение, таким образом, ученики имеют возможность проявить аналитические способности, к которым они готовятся в течение 5-6 классов, а возможно даже собственным мнением, отличным от других, дать повод для дискуссии.
3) схему «Круги Вена» можно применять при нахождении общего и отличного в рамках одного произведения или в процессе сравнения героев различных произведений и даже самих произведений с последующим самостоятельно сформулированным собственным выводом (приложение 3).
Например, изучая произведение «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна в 7 классе, в заключении учащиеся должны ответить на вопрос:- Что объединяет Негору и Гарриса?
- Что заставляет их встать на преступный путь?
Рассматривая тему войны по произведениям А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и Г.Белля «Путник, когда ты придешь в Спа ...», учащиеся отвечают на вопрос: как относятся к войне авторы, описывающие в произведении солдата-завоевателя и солдата-освободителя?
4) схема «Ступеньки» очень помогает при рассмотрении произведений, в которых наблюдается падение нравственных ценностей человека и наоборот - ее возрождение, обновление (приложение 4).
Ученики создают такие «ступеньки», изучая произведение Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе» и анализируя образ главного героя Ебинезера Скруджа.
Если класс слабый, то при формулировании вывода можно использовать прием «Незаконченное предложение». Чтобы увидеть, каким образом происходит возрождение нравственных ценностей человека, можно предложить учащимся составить подобную схему, только с направлением вверх.
Подобные ступени можно составлять и в 5 классе, изучая пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», сказку Ш. Перро «Золушка», в 6 классе - рассказ «Жажда жизни» Дж.Лондона, в 9 классе – трагедию «Фауст »Гете, в 10 классе – роман «Красное и черное» Стендаля, роман «Преступление и наказание» Достоевского. В старших классах следует задавать более глубокие вопросы, которые касались бы, например, влияния философии на сознание и поступки героя или определения проблематики произведения и т.п.
5) схема «Ожерелье» может быть использована для определения структурных элементов композиции любого произведения (приложение 5).
Сравнивая композиционные составляющие различных жанров, например, рассказа и новеллы, ученики делают вывод, что в новелле композиция совпадает с развязкой, а это дает возможность автору держать читателя в состоянии эмоционального напряжения. Благодаря такому приему новелла по сравнению с рассказом более динамичная и имеет неожиданный финал.
Работая со схемами, я пришла к выводу, что большие схемы или более сложные по содержанию не помогут в работе без малых, с которых все и начинается. Поэтому если изначально учитель помогает ученикам в этой работе, впоследствии ученики могут стать авторами схем произведений, стихов. Главное правило - дай волю мыслям, и в результате получишь новые схемы, интересные рассуждения и желание общаться, познавать новое в литературе.
Анализируя результаты работы, я провела анкетирование учащихся в некоторых классах. Были предложены вопросы:
1) интересно вам составлять схемы?
2) чем они вам помогают?
Ответы были разными: «легче запоминать», «легче делать выводы», «перед контрольной работой легко готовиться». Но главным было то, что они (то есть схемы) заставляют мыслить, искать причины, учат видеть главное, доказательством чего являются стихи детей о Великой Отечественной войне, о Маленьком Принце, о героях произведений, попытки писать новеллы, рубаи, басни, размышления над счастьем и мн.др.
Человек стремится стать лучше, умнее, поэтому для меня решающим показателем является не количество учеников среднего, достаточного и высокого уровней, а неизменное количество (в среднем) учащихся, выполняющих творческие работы, и их увеличение (в лучшем случае).
Хочу подчеркнуть, что результатом учебной деятельности школьников является не только приобретение литературных знаний, но и открытие собственного «я», отношения к обществу, в котором живет школьник. И это выражается в их творческих работах.
А если состоялось открытие собственного «я», можно считать, что такой путь не был простым и лёгким, так как требовал от учителя и мастерства, и знаний. Но это путь открытий и находок, вызывающий радость от совместного с учениками творчества.
приложение 1
Схема «Цепочка» (работа над литературными терминами) при изучении сказки
«Снежная королева» в 5 классе.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА
СНЕЖНАЯ ГЕРДА
КОРОЛЕВА
зима лето
смерть жизнь
грусть радость
холод тепло
оцепенение обновление жизни
противоположные образы,
понятие АНТИТЕЗА
Задание ученикам:
- Сформулировать определение антитезы как художественного приема.
приложение 2
Осложненная схема «Цепочка» (тема «Театр в Древней Греции. Эсхил. «Прометей прикованный»):ЗЕВС ПРОМЕТЕЙ
► отношение к людям
пренебрежение сочувствие
► способности каждого из героев
---- провидец
► личная характеристика
жестокий милосердный
беспощадный подарил людям огонь знаний
► отношение к своей жизни
боится потерять жертвует собой ради людей
власть мужественно переносит наказание
► отношение хора к героям
Не одобряет симпатизирует, сочувствует
► символом которой власти является герой
тираническая демократическая
АНТИТЕЗА
Чтобы сформулировать вывод по такой схеме, ученики должны ответить на вопрос:
- Какую проблему рассматривает Эсхил в трагедии? (Проблему власти)
- Какая власть имеет право на существование? Почему?
приложение 3
Схемы «Круги Вена» («Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, 7класс):
португалец
беглец из тюрьмы
убийца
испортил компас
НЕГОРУ ГаррисРаботорговцы 1) американец
Жестокие 2) заманил Дика и его
Деньги друзей вглубь континента
преступление
В заключение учащиеся должны ответить на вопрос:
- Что заставляет Негору и Гарриса выбрать преступный путь?
Б) Изучая тему войны по произведениям А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и Г.Белля «Путник, когда ты придешь в Спа ...», учащиеся отвечают на вопрос: как относятся к войне авторы, описывающие в произведении солдата-завоевателя и солдата-освободителя?
А.Твардовский Г.Белль
«Василий Теркин» «Путник, когда ты придёшь в Спа... »
Солдат завоеватель
Осуждает войну внимание на личныеВойна несёт переживания
Смерть «Лучше бы я умер»
Защитник
Главное - не своя жизнь, с,
а победа
приложение 4
Схема «Ступеньки»
Изучая произведение Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе» и анализируя образ главного героя Ебинезера Скруджа, ученики создают такие «ступеньки»:
Власть денег
обогащение
отвергает любовь
Вывод:
Каким образом отвергает друзей
Ч.Диккенс продемонстрировал
читателю власть денег в жизни
человека, к чему жестокость
она приводит?
одиночество
приложение 5
Схема «Ожерелье» для определения структурных элементов композиции любого произведения: О. Генри «Последний листок»
Забота о подруге, Джонси считает листья
Знакомство с художницами
Джонси заболела
Выздоровление ДжонсиБерман создаёт шедевр
экспозиция завязка развитие событий кульминация развязка
приложение 6
1) изучая рубаи Омара Хайяма (автор Моргун Яна)
Непросто жить в тринадцать лет!
Ты в детство потерял билет,
Во взрослый мир еще не принят,
И «Кто я?» - трудно дать ответ.
Слабость человека - в пустоте,
Низость человека - в нищете,
А сила человеческая кроется
У людей в душевной доброте.
2) изучая роман «Тихий Дон» (автор Опанащук Марина):
Григорию Мелехову
Григорий! Что с тобою стало?
Душа - один сплошной рубец...
Изрядно горе потрепало,
По миру ходишь, как слепец.
Ты истину узнать пытался,
Понять, кто прав, кто виноват,
Так долго меж огней мотался,
Войной измученный солдат.
Тебя сумятицей накрыло,
Клубком из боли и потерь,
Но, как бы жизнь ни постыла,
Надежда есть, ты только верь.
Да, нет Аксиньи, мамы, брата,
Сестру и дочку не вернешь,
Но сын есть как судьбы отплата,
Его в бессильи позовешь.
Вставай, казак, берись за дело,
Ребенка ради счастлив будь.
Пусть так, как кровь в тебе кипела,
Его спокойно дышит грудь.
Земли донские, вольные… (автор Горбаткова Ольга)
Земли донские, вольные,
Выкоханы копытами,
Курени хлебосольные,
Вешним дождем омытые.
Земли донские – славные,
Кровью поёны казачьей,
Кипящей и горькотравною,
Мелеховской, горячей.
Очи казачьи – чёрные,
Чёрные, с поволокою.
Волосы – густо-смольные,
Брови – тёмной сорокою.
Норов казачий – пламенный,
С запахом сена жжённого.
Дух, как копыто, - каменный
Маштака пробужденного.
Шашка казачья – крепкая,
Шашка – подруга верная.
Казачья рука – меткая,
Боем и кровью проверена.
Лошадь казачья – справная,
С гривой, ветрами плетённою.
Сердце казачье – бравое,
С печалями потаёнными.
Казачья земля – обильная.
Казачья семья – вечная.
Казачья душа – сильная.
Казачья судьба – бесконечная.
3) изучая рассказ Г.Белля «Путник, когда придёшь в Спа…» (автор Горбаткова Ольга):
ПОДАРОК СУДЬБЫ
Мы с парнями прятались в воронке -
Я и четверо неопытных солдат.
Мы боялись взрывов и осколков
От разорвавшихся гранат.
Граната прогремела над воронкой,
Огнём ударив в лица и тела.
И я услышал крик, отчаянный и звонкий,
Потом - пустая тишина.
Открыв глаза, я глянул на солдат:
Один молился, а другого била дрожь,
Двое без движения лежат.
Такой взрыв дважды не переживешь.
И был второй - сильнее и страшней.
На этот раз он точно в цель попал.Как много нёс он злости и смертей,
Когда в воронку к нам упал!
Я помню только кровь и страх
И помню, как земля гудела.
И крик, застывший на губах -
Душа так покидает тело.
Очнулся - комната пустая.
Вдруг понял я: я буду жить!
Я с ног хотел стряхнуть усталость,
Но… нечем было шевелить.
Я смотрел, и я не верил:
Я же здесь. А ноги где?
Я себя глазами мерил:
Ноги я искал везде!
А может, так угодно Богу?
Может, это счастье, честь?
Ведь возможностей так много!
Ведь возможностей не счесть!
Я могу дышать и видеть,
Я могу стихи писать!
Могу любить и ненавидеть,
Могу думать и мечтать!
Что? Возможности? Какие?!
Я не человек — мертвец!
Жить за меня будут другие!
Я не сын и не отец.
Я не плотник, не пожарный,
Не защитник и не брат.
Да и человек ли? Странно…
Я - искалеченный солдат.
Мужчина должен быть опорой.
Защитой парень должен быть,
Должен дом построить новый,Должен тополь посадить.
Жена бы родила мне сына,
Я вырастить его бы смог.
Какое счастье, как же мило
Слышать топот детских ног!
Мужчина должен быть опорой.
А я - обуза, тяжкий груз.
Всему виной война и порох,
Но не изменишь жизни курс.
Не будет ни семьи, ни дома,Никто мне сына не родит,
Не будет тополя живого,
Растущего среди ракит.
Но будет госпиталь, таблетки,Постель и мысли об одном.
И вместо жизни - тело-клетка
И пень трухлявый под окном.
От этого судьбы подарка
Одно лишь избавленье - смерть.
За что, когда в воронке стало жарко,Не дали мне достойно умереть?
4) изучая роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (автор Опанащук Марина)
Памяти Мастера
Солнце тихо спешило покинуть земной чертог.Задыхаясь, барахтался в людях город Москва:Пустота и чрезмерность в седой завивались смог,Между стопками водки о чем-то шипела молва.То, что нечистью кличут, - Небес многоликая тень,Воланд в черной сутане - лишь зритель в первых рядах.Не пройдет, не закончится: новый наступит день,И запляшут порочные искры в лживых глазах.Прокуратору тысячи лет что для смертного миг.Разве стоит карьера того, чтоб других - под удар?Хуже трусости нет. Пусть и поздно, он это постиг.Тише, тише, та казнь - всего лишь кошмар.
После битвы тяжелой тебе, как награда, покой.И не больше чем отзвук: и зависть, и скорбь, и грусть.Все пустое: теперь любимая рядом с тобой,Ну а в записях - номер сто восемнадцатый - пусть...