Конспект урока по русскому языку на тему Наречие (7 класс)
Морфологический портрет наречия.
Цели урока: обучающая- познакомить с планом и образцом морфологического разбора наречий;
- обобщение и систематизация сведений о наречии;
-закрепление практического умения находить наречия в тексте и уметь отличать их от других частей речи;
Развивающая: - развитие зрительной памяти, внимания, быстроты мышления, логики, творческих способностей;
Воспитывающая: - воспитание чуткого отношения к русскому языку, к красоте, выразительности речи, интереса к его изучению.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний о морфологических признаках наречия.
Форма урока: с элементами игровой, дифференцированной, здоровьесберегающей и ИКТ технологий.
Оборудование: Учебник русского языка 7 класс под ред. М.М.Разумовской, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, технологическая карта урока.
Мы начали изучать трудную тему: очень много в ней новых правил . Да и сама часть речи знакома мало. Всего несколько уроков в начальной школе и в 5 классе.
Иногда бывает вам желательно
Действия иль признак пояснить.
Это значит нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
П.Чесноков.
О какой части речи говорится?
На последних уроках 1 триместра вы узнали о наречии больше и сейчас должны эти знания закрепить и подготовиться к контрольной работе.
1. Работа с текстом.
Списать, вставить подходящие по смыслу наречия ( см. слова для справок)
Над землей_____поднимается холодное солнце, _____бежит холодный ветерок,_____ несутся холодные тучи. Жизнь замирает __________,_______. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И _______ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю_____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______белой.(В.Короленко)
Для справок: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
-Какова синтаксическая роль наречия?
-Каким членом предложения ещё может быть?
-Разобрать по составу наречия. Какая морфема отсутствует в наречиях? Назовите главный морфологический признак наречия.
-На какую часть речи похоже наречие? Как их различить?
-Выписать словосочетания с наречием. Определить разряд наречий.
-Какие разряды наречий мы не назвали? Приведите примеры.
- Какой способ связи в словосочетаниях с наречием?
Дополнительный вопрос: почему в тексте несколько раз встречается слово холодный.(это эпитет, он нужен для того, чтобы украсить текст и подчеркнуть , что наступает зима- холодное время года, вся жизнь замирает).
2.--Индивидуальное задание.
Образовать степени сравнения наречий из предыдущего задания( где возможно).
--Работа класса .Выразительно прочитайте стихотворение Н. Языкова. Какой частью речи являются выделенные слова –наречием или прилагательным? Докажите.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там все прекрасно, там всё мило.
-Выписать строчки с наречием, определить степень сравнения.
Физкультминутка
3.У наречия есть брат- близнец, очень на него похожий. Кто это? Как отличить слова категории состояния от наречия?
Выпишите предложения с скс:
Мне душно и жарко. Жарко светило солнце. Прекрасное должно быть величаво. Раненому значительно лучше. Так унизительно и страшно прятаться в собственном доме. Мне было тепло и сухо.
4. Наречие является частью речи, а все части речи изучает раздел лингвистики морфология. Поэтому самое полное описание наречия можно получить, сделав его морфологический разбор.
Из каких частей состоит морфологический разбор:
-1-определить часть речи и общее значение;
-2- определение морфологических признаков;
-3- синтаксическая роль.
Составим схему морфологического разбора наречия.( ПОМОЩНИЦА)
I.Общее значение: признак действия или признак признака.
II.Морфологические признаки:
Начальная форма, если наречие в сравнительной степени.
Разряд по значению.
Степень сравнения (если есть)
III.синтаксическая роль ( обстоятельство, определение)
*Отгадайте наречия .Сделайте их морфологический разбор.
(ребусы)
5.Дополнительный материал.
Прочитайте текст.
Из истории слова .Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять ,что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ______________.
-Морфологический разбор полученного наречия.
6.Итог урока. Какие цели ставили в начале урока?
Какой алгоритм разработали вместе?
7.А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречия?
Тест. Выберите тест, соответствующий вашему уровню познавательной активности. Если выделенное слово –наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк.( В верхней строке подпишите карточку и укажите уровень задания).
*Соединив клеточки с буквой н, должны получить цифру 5, которая соответствует оценке «отлично».
8.Домашнее задание.
На выбор:
Составить рассказ о городе, в котором живут наречия. Употребить в тексте как можно больше наречий, подчеркнуть их как члены предложения. Сделать морфологический разбор одного из них.
Написать письмо другу, в котором рассказать о городе Наречие.
Подготовить игру «Четвертый лишний» по теме «Наречие».
Технологическая карта урока.
1.Работа с текстом.
Списать, вставить подходящие по смыслу наречия ( см. слова для справок) Укажите, от какого слова зависит наречие. Определите разряд наречий.
Над землей_____поднимается холодное солнце, _____бежит холодный ветерок,_____ несутся холодные тучи. Жизнь замирает __________,_______. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И _______ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю_____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______белой.(В.Короленко)
Для справок: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
2.Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там все прекрасно, там всё мило.
3.Выпишите скс из следующих предложений:
Мне душно и жарко. Жарко светило солнце. Прекрасное должно быть величаво. Раненому значительно лучше. Так унизительно и страшно прятаться в собственном доме. Мне было тепло и сухо.
ФИ
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
ФИ
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
ФИ
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
ФИ
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
4. Тест. Выберите тест, соответствующий вашему уровню познавательной активности.
Если выделенное слово –наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк.( В верхней строке подпишите карточку и укажите уровень задания).
А. Легкий
1.Окно открыли.
2.Бежать быстро.
3.Говорить громче.
4.Летний день.
5.Светить ярко.
6. Зеленый лист.
7.Я пришел.
8.Петь тихо.
9.Жить ближе всех.
10. Зеркало велико.
11. Три яблока.
12. Ехать долго.
13. Лес красивее.
14. Поднять легко.
15. Выполнить хорошо. В. Средний.
1. Ваня рано проснулся.
2.Море шумит ласковее.
3. Мне пришло письмо.
4.Я написал аккуратнее.
5.Пять часов вечера.
6.Ты решил задачу?
7. Все прочитали громко.
8. Ученик ответил правильно.
9. Дети бегут домой.
10. Платье коротко.
11. Он вернулся быстро.
12. Как поле бело!
13. Мы собирались долго.
14. Друг живет рядом.
15.Работа нелегка.
С. Сложный
1. Солнце слегка коснулось воды.
2. Я очень люблю весну.
3.Он лениво потянулся.
4. Туман медленно исчезает.
5. Прогремел гром.
6. Это платье очень красиво.
7.Стол стоит крепче.
8. Руки работают ловко.
9. Она смотрела вдаль.
10. Отец открыл окно.
11. Небо звездно и лунно.
12. Лес кончился неожиданно.
13.Я кричал громче всех.
14. Задачу решить нелегко.
15. Листья плавно опустились.
7.Дополнительный материал.
Прочитайте текст.
Из истории слова .Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять ,что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ______________.
---Данное наречие разобрать по составу.
7.Домашнее задание.
На выбор:
1.Составить рассказ о городе, в котором живут наречия. Употребить в тексте как можно больше наречий, подчеркнуть их как члены предложения. Сделать морфологический разбор одного из них.
2.Написать письмо другу, в котором рассказать о городе Наречие.
3.Подготовить игру «Четвертый лишний» по теме «Наречие».