Урок на тему Бессоюзное сложное предложение
Урок русского языка на тему: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс
Микоэльян Наталья Борисовна завуч по ВР, учитель русского языка и литературы
Цель урока: формирование умений:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: толковые словари русского языка; учебник , обучающая программа-презентация “Бессоюзное сложное предложение”; компьютер.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Словарная работа
Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). Запомните правописание этих слов. Если вы сомневаетесь в написании слов с удвоенными согласными, можно обратиться к словарю (демонстрация словаря “Слова с удвоенными согласными”).
IV. Изучение новой темы.
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки свсали с крыш и обтавали на солнце. Капли падали с них, звонко удряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?
Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте
Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
Запишите получившееся предложение.
Проверьте предложение.
Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Попробуйте дать определение бессоюзному сложному предложению.
В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
V. Закрепление материала. Анализ текста.
Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем под диктовку текст.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
Проверьте записанный текст.
Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
VI. Подведение итогов.
Итак, какие предложения называются бессоюзными?
Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
VII. Запись домашнего задания.
Прочитайте § 21, выучите п.1. Упр.170. Разбор задания к упражнению.
Оценки за урок.
Заголовок 1Заголовок 315