Презентация к педагогическому семинару Интерактивная доска-динамичный ресурс повышения эффективности образовательного процесса


КРАЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР«Интерактивная доска - динамичный ресурс повышения эффективности образовательного процесса»КГБПОУ «Спасский индустриально-экономический колледж» Цель Формирование готовности преподавателей к эффективному использованию в профессиональной деятельности интерактивной доски ЗАДАЧИ СЕМИНАРА1. Формирование представления о возможностях ИД2.Ознакомление с возможностями ИД при проведении занятий3.Совершенствование технологических приемов работы с ИД4. Распространение опыта работы преподавателей ПРОГРАММА СЕМИНАРАИнтерактивная доска как инструмент формирования и развития общих и профессиональных компетенций2. Возможности интерактивной доски 3. Использование ИД на занятиях по дисциплине «История»4. Проведение занятий по дисциплине «Материаловедение» с использованием ИД5. Повышение эффективности обучения при проведении занятий по дисциплине «Информатика»6. Мастер-класс «Использование возможностей ИД на занятиях по дисциплине «Математика» 7. Проведение виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Химия» 8. Закрытие семинара. Рефлексия. Выдача сертификатов Интерактивная доска как инструмент формирования и развития общих и профессиональных компетенций Алгоритм разработки занятий с использованием ИДОпределить тему, цель и тип занятия Продумать этапы занятия, на которые необходимы инструменты интерактивной доскиИз резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства Рассмотреть целесообразность применения отобранных средств в сравнении с традиционнымиОтобранные материалы оценить по времениСоставить временную развертку занятияИз найденного материала собрать презентационную программу. Для этого написать ее сценарий Заранее подготовить обучающихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доскиАпробировать занятие Перечень типовых программных и информационных ресурсов, которые позволяет использовать интерактивная доскаОфисное программное обеспечениеИнформация на CD и DVDИнтернетВизуальная информация (видео, фото, рисунки, диаграммы)Звуковые файлыПрограммное обеспечение для ИДСпециальное программное обеспечение Критерии отбора информации 1. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности 2. При отборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и мелких деталей. 3. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану 4. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков, выделение маркером Инструменты ИД и направления их воздействия на обучение{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Инструмент ИДВоздействие на обучениеЦвет Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой.Записи на экране Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечататьАудио- и видео-вложенияЗначительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.Drag & dropПомогает обучающимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Выделение отдельных частей экранаТест, схему или рисунок на ИД можно выделить. Это позволяет преподавателям и студентам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для ИД включает фигуры, которые могут помочь обучающимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них .Вырезать и вставитьОбъекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает обучающимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.СтраницыСтраницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из студентов не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Разделение экранаПреподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.Поворот объектаПозволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отраженияСоединение с электронным микроскопомПозволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображенияВременное скрытие части экранаПрименение временного затенения экрана (шторки) для скрытия правильного ответа Сравнительная характеристика эффективности этапов образовательного процесса{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап занятияЗанятие с применением ИД«Классическое» занятиеПроверка домашнего заданияДомашнее задание переводится в электронный вид. Работа студента выводится на ИД, а студент поясняет свое решение. При необходимости преподаватель или другие студенты исправляют допущенные ошибки. Студент выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его. Занимает больше времени.Объяснение нового материалаПодача материала осуществляется разными методами программного обеспечения и с использованием инструментов ИД.Материал диктуется обучающимся, тратится время на диктовку.Первичное закрепление материалаОтработку материала можно разнообразить примерами из различных источников, для этого осуществить подборку необходимых материалов или примеров, объединить их в единый ресурс и выводить на доске, можно возвращаться с сохраненному материалу.Использование образовательных материалов ограничено наличием печатных изданий и размерами обычной доски. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап занятияЗанятие с применением ИД«Классическое» занятиеЗакрепление материала, самостоятельная работа обучающихсяОбучающиеся решают задания в тетрадях или на ПК, затем решение проецируется на ИД, и преподаватель просит прокомментировать полученное решение.Основная часть обучающихся выполняет задания в тетрадях, а один студент решает у доски. Все студенты решают на местах , а затем один выходит к доске и воспроизводит свое решение. Постановка домашнего заданияОбучающимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание.Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап занятияЗанятие с применением ИД«Классическое» занятиеУстная работаНа ИД поочередно выводятся заранее подготовленные задания. Студенты рассказывают решение задачи, выполняют дополнительные построения, строят графики и т.д.Задания записаны на доске заранее. Большое количество информации на доске мешает некоторым студентам сосредоточиться на конкретной задаче.Решение задач на построениеИспользование готовых чертежей позволяет письменно решить на занятии значительно больше задач, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач. Письменно решаются только 1-2 задачи (в редких случаях 3). Времени на разбор разных способов решения задачи, как правило, не остается. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап занятияЗанятие с применением ИД«Классическое» занятиеПодведение итогов занятияВся информация, появляющаяся в процессе занятия на ИД сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на занятии, повторить основные моменты теории, сделать выводы.Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач была стерта, а значит , при подведении итогов занятия единственное к чему может адресовать студентов преподаватель, - это их тетради. Дополнительные преимущества ИДЕсли обучающийся по какой-либо причине пропустил занятие, все записи занятия сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно. Изменения в методике обучения при использовании интерактивной доскиОбъяснительно-иллюстративный метод Используется наглядный материал более высокого качестваНаглядный материал интерактивно управляетсяМатериал имеет большую привлекательность (как новый)Исследовательско-поисковый метод Интеграционный характер занятия ведет к укреплению межпредметных связейБольшие возможности для творчества обучающихсяВозможность организовать проектную работу по созданию ресурсовЗанятия контроля и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся Разнообразие способов контроля- задания с последующей компьютерной проверкой Формы работы на занятии с использованием ИД, способствующие поддержке активности обучающихсяЗадачи исследовательского планаИгровые ситуацииТворческие заданияИспользование дополнительных устройств: документ-камеры, видеокамеры, сканера, микроскопа и др. Дополнительная подготовка, необходимая обучающимся для проведения занятия с ИДЗнания: показать возможности инструментов ИДУмения: научить пользоваться маркерами, виртуальной клавиатуройНавыки: прививаются на основе постоянного использования на занятиях с ИД, возможно проведение специальных занятий преподавателем, который и использует ИД на своих занятиях Отличия в подготовке занятия с использованием интерактивной доски1. Необходим очень высокий уровень ИКТ -компетентности2. Необходима режиссура занятия3. Поиск новых методов опроса обучающихся (доска вносит ограничения)4. Сначала придумывается метод использования доски, потом разработка занятия Сильные/слабые стороны использования интерактивной доски для преподавателяСильные стороны: Демонстрация личного профессионального опыта Экономия времени на занятии Многократное использование Привлечение студентов к сотрудничеству в разработке ресурсовСлабые стороны: Большая затрата времени на подготовку к занятиямОграниченный набор готовых ресурсов, либо нет возможности использовать готовые шаблоны из-за конфликта кодировок Сильные/слабые стороны использования интерактивной доски для студентаСильные стороны: Повышается инициативность, активность, мотивация студентаБолее качественная наглядностьВозможность увидеть динамические процессы в укрупненном видеСлабые стороны: Перегруженность визуального канала восприятия информацииУменьшается время "живого" общения на занятии Основные преимуществаСовместима с программами для всех возрастных категорий обучающихсяУсиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсамиПредоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в группе Делает занятия интересными, увлекательными для преподавателей и обучающихся, благодаря разнообразному, и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию Творческих успехов!