9 класс тема:Противоречие «развитого социализма». Кризис советской системы. Оппозиционные настроения в обществе. 
Конспект урока  написала учитель истории МБОУ «СОШ №18», города Находки, Приморского края Алюнина Татьяна Васильевна.
Урок №55, в разделе 8. История в 9 классе.
Тема: Противоречие «развитого социализма». Кризис советской системы. Оппозиционные настроения в обществе.
   Цель урока: уяснить что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
   Основные знания: концепция «развитого социализма»; противоречия в развитии художественной культуры; диссидентское движение.
   Основные понятия: теория конвергенции; застой в духовной жизни; советский народ; концепция «развитого социализма»; «магнитофонная революция»; «антисистема»; диссидентское движение.
    Основные персоналии: Л.И.Брежнев; Ю. В. Андропов; А. И. Солженицын; А. Д. Сахаров; И. Бродский; В. С. Высоцкий; А. И. Райкин; Ю. В. Орлов.
    Основные даты: 1965 г. — начало движения диссидентов; 1969 г. — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 г. — создание группы содействия выполнению хельсинкских соглашений СССР.
   Проблемы для дискуссии. Советская культура в 1965—1984 гг.: достижения и потери. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, основные этапы.
Для рассмотрения основных положений достаточно материала учебника. И все же целесообразно дополнить его биографическими справками А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова.
                                                          Ход урока.
  Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
 2 сл.На слайде вопрос «Подумай и ответь»(дети выбирают любой вопрос на слайде, зачитывают и отвечают)
3сл Краткое знакомство с Солженицыным А.И.(предварительно даётся сильному ученику и он знакомит с краткой биографической справкой)
  Родился в городе Кисловодск. Отец Александра погиб еще до появления сына на свет. Семья в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону, где Александр пошел в школу.  Увлекшись литературой, он после окончания школы, однако, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета     Александр Исаевич Солженицын– известный советский писатель, историк, политический деятель. Значительную часть своей жизни выступал против коммунистических идей и политического устройства СССР. Лишь после XX съезда КПСС он смог вернуться к активной литературной работе. Неудивительно, что первыми его произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа — «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», опубликованные в начале 60-х гг. в «Новом мире». Главная их тема — сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима.  Однако наибольшую известность в СССР и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии в 1970 г., но именно за нее, же подвергся преследованиям со стороны властей. За свои взгляды Солженицын в 1974 г. был отправлен в изгнание (вначале жил в ФРГ, а с 1976 г. — в США). В 1994 г. А. И. Солженицын вернулся в Россию, где наряду с литературной работой большое внимание уделяет оказанию практической помощи в нравственном возрождении российского общества.
   4 сл.Андрей Дмитриевич Сахаров .(предварительно даётся сильному ученику и он знакомит с краткой биографической справкой).
    Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1989) был одной из самых ярких исторических фигур XX в. Андрей Дмитриевич Сахаров — физик, член Академии Наук, обладатель Нобелевской премии, политический деятель, выступал против испытаний ядреного оружия и против смертной казни. Двадцать лет биографии академика Сахарова были посвящены разработкам термоядерного оружия. Он является одним из основоположников изучения управляемой термоядерной реакции. В 1953 году одновременно с получением степени доктора физико-математических наук Сахаров стал членом Академии Науки. Также биографии А. Д. Сахарова известна как активного политического деятеля. Он выступал против испытаний ядреного оружия и против смертной казни, был одним из основателей Комитета прав человека. В 1975 году получил Нобелевскую премию. Сахарова отправили в ссылку в Горький, где он провел почти семь лет. Вернувшись в Москву, снова стал работать в институте имени Лебедева, а в 1989 году стал народным депутатом. Скончался Сахаров 14декабоя 1989 года
5 сл. 1)Концепция развитого социализма. (Учитель сам вводит учащихся в тему, даёт понятие «развитого социализма, привлекает учащихся к работе с учебником)
    Почему необходимо отойти от начинаний Хрущёва?
    С целю борьбы с «волюнтаризмом и субъективизмом» . Вспомним что это?
    Волюнтаризм – это в политике и общественной жизни: командный метод, принятие произвольных решений вопреки объективным условиям и обстоятельствам.
     Субъективизм - личное, пристрастное отношение к чему-нибудь.
Задание. Работа с учебником и выделение основных особенностей идеологии «развитого социализма».
  -Что явилось реальной основой появления термина «развитой социализм».Как видели идею построения коммунизма в СССР?
 - Почему концепцию «развитого социализма» назвали идеологией застоя?
- Где были отражены идеологические новации, в каком документе? (в Конституции1977 года)
- Какую  идею новую выдвинул Ю.В.Андропов?
     
      6 сл. 2) Противоречия в развитии художественной культуры. (1ряд, группа готовит )
    - О чём заявило первоначально брежневское руководство? (отказ от линии «золотой середины»)
   -Где прозвучала данная позиция?
    Сл.7 - Как утверждалась в литературе «производственная тематика»?(все конфликты решались благодаря вмешательству партийных работников).
   Сл.8    -  Что такое госзаказы в художественной культуре?( на постановку фильмов, написание сценариев, романов пьес).
   Сл.9   -Что усилилось во второй половине 60 годов? (идеологический контроль за СМИ, запрет на печатание произведений и выход фильмов, театральных постановок).
   Сл.10  - Что стало с «Железным занавесом?» ( Вновь опустился, советские люди не могли читать и смотреть зарубежные книги и фильмы)
   -Что стало с писателями, которые не принимали условия игры? ( Выезжали за рубеж, или лишались  возможности работать. Это: Аксёнов, Солженицын, Некрасов, Войнович, Бродский. Кинорежиссёр  Тарковский, режиссёр  Любимов, )
   Сл.11 - Кого и за что называли представителями деревенской прозы?  ( Абрамов, Астафьев, Белов, Распутин, Шукшин. Показывали последствия сплошной коллективизации, о проблемах нравственности)
     Сл.12 -Что такое «магнитофонная революция? (Высоцкий, Галич, Визбор, Окуджава, Ким, Жванецкий, Райкин).
     Какой можно сделать вывод?
      
Сл.13    3)Советский спорт.(2 ряд, группа готовит по учебнику).
       -  Каких побед достигли советские спортсмены в 1972 году? (А. Медведь вольный борец стал чемпионом 3-й  раз, победы тренеров В.Боброва, А.Тарасова, вратарь Третьяк, 
     Сл.14    -Кто сделал первые победы в фигурном катании? (Парное катание Л.Белоусова и О.Протопопов, И.Роднина и А.Зайцев, Л.Пахомова и А.Горшков.
      -Кто был чемпионами мира по шахматам? ( Петросян, Спасский, Карпов, Каспаров)
      Сл.15    - Какое знаменательное событие произошло в Москве в 1980 году?( Олимпиада, много побед советских спортсменов).
   
Сл.16 4) Ростки  «антисистемы»(3 группа , ряд готовит по учебнику)
    -  Когда возникло диссидентское движение?(В 60 годы. Несогласие с существующим положением).
     -Какому наказанию подверглись Синявский и Даниэль? 
     -Что произошло в 1969 году?
    Сл.17-Кто стал лидером правозащитного движения? (А.Д.Сахаров)
    -Какую группу возглавил Ю.Орлов? ( Группу выполнения Хельсинских соглашений в СССР).
   Сл.18  - Коснулось ли инакомыслие армии?
   - Что совершил В.Саблин? ( арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться с революционным воззванием к руководству страны 9 ноября 1975 года).
  
     Рефлексия.
   Проверяем степень усвоения материала. 
Докажите что в 60-80 годы усилилось идеологическое давление в литературе и искусстве.
Чем можно объяснить недовольство властью различных слоёв населения?
В чём значение диссидентского движения?
Домашнее задание: П.45, задание № 2 из рубрики «Учимся быть историками».
Раздаточный материал
1 группа  Противоречия в развитии художественной культуры.
   - О чём заявило первоначально брежневское руководство?
   -Где прозвучала данная позиция?
   - Как утверждалась в литературе «производственная тематика
  -  Что такое госзаказы в художественной культуре
  -Что усилилось во второй половине 60 годов?
  - Что стало с «Железным занавесом?»
  -Что стало с писателями, которые не принимали условия игры?
  - Кого и за что называли представителями деревенской прозы?
   -Что такое «магнитофонная революция?
     Какой можно сделать вывод?
2 группа Советский спорт.
       -  Каких побед достигли советские спортсмены в 1972 году? 
        -Кто сделал первые победы в фигурном катании?      -Кто был чемпионами мира по шахматам? ( Петросян, Спасский, Карпов, Каспаров)
    - Какое знаменательное событие произошло в Москве в 1980 году 
3 группа.  Ростки  «антисистемы»
    -  Когда возникло диссидентское движение
     -Какому наказанию подверглись Синявский и Даниэль? 
     -Что произошло в 1969 году?
    -Кто стал лидером правозащитного движения
    -Какую группу возглавил Ю.Орлов? 
     - Коснулось ли инакомыслие армии?
   - Что совершил В.Саблин