Компетентностный подход как новая парадигма профессионального образования на уроках математики


Демина Римма Григорьевна,
преподаватель математики высшей категории
ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ»
города Ростова-на-Дону,
sokrat@fiber.ru -Е-mail организации,
rimma-demina@mail.ru –личный Е-mail.
Компетентностный подход как новая парадигма профессионального образования на уроках математики
Тема исследования – компетентностный подход как новая парадигма профессионального образования – была выбрана мной не случайно. Данная тема была выбрана в связи с растущей актуальностью проблематики.
Под влиянием новых требований экономики выясняется, что помимо стандартного набора – знания, заученные факты, навыки – требуется что-то ещё, чем обладает далеко не каждый выпускник. Часто можно столкнуться со следующей проблемой – квалификация есть, знания есть, но почему-то молодой специалист никак не может найти себе достойное место работы и эффективно организовать свою профессиональную деятельность. А причина в том, что даже имеющий обширный багаж разнообразных знаний, но неумеющий ими пользоваться сотрудник не будет эффективен для организации. Так чего же ему не хватает? Возможно, той самой компетентности?
Прежде чем обсуждать компетентность и компетентностный подход в образовании как главное формирующее звено, необходимо определиться с определением компетентности.
Итак, компетенция - область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности.
Формирование компетенстностных навыков требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И.Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М.Новиков), третьи – ключевыми компетенциями (Э.Ф.Зеер).
Если говорить простыми словами, то компетентность обозначает то, что специалист самостоятельно способен принимать решения и проявлять необходимую активность, готов нести ответственность за свои действия, желает делать то, что может; готов к самосовершенствованию и развитию, гибок, умеет подстраиваться под ситуацию и действовать исходя из неё.
Сейчас происходит время постоянных активных изменений в информации, в разработках, общих тенденциях, тем более в такой профессиональной деятельности, как гостиничный бизнес и туризм. Новые программы, новые достижения науки, новые технологии просто обязывают современных специалистов уметь быстро подстраиваться под изменения, при этом не теряя своей эффективности.
Существующая структура системы образования, ее содержание ориентированы в первую очередь на подготовку неконкурентоспособных на рынке труда кадров, что дает основания полагать, что проблема занятости, а следовательно, конкурентоспособности молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в масштабе Ростовской области.
На сегодняшний день предложение рабочей силы превышает спрос на неё, и в этих непростых условиях только конкурентоспособный специалист может найти себе достойное место работы и найти своё место в профессиональной деятельности. Каждому выпускнику, специалисту быть просто профессионалом в какой-либо области явно недостаточно. Надо не только уметь предложить себя на рынке труда, но и в любой период времени и ситуации оптимально и эффективно решать поставленные задачи.
И тут мы сталкиваемся с тем, что «голых» знаний для успешного построения карьеры становится недостаточно. Максимум, что могут дать стандартные навыки из закостенелой системы образования – это квалифицированного специалиста, но не больше. Знание теперь перестает быть важным само по себе, а необходимо как ресурс достижения цели, решения поставленной задачи. К тому же мотивация в освоении знаний, непосредственно обслуживающих цели, становиться у учащихся осмысленной. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но, как это уже обсуждалось, способен реализовать и реализует их в работе.
Необходимость обеспечения специалиста подобными качествами и должно являться главной задачей современного образования, а это может сделать компетентностный подход, элементы которого я, как и другие учителя, включаю в практику своей работы.
Компетентность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха. И для того, чтобы сформировать у студентов эти социально-ориентированные качества, необходимо применять в образовательной практике инновационные по своей сущности условия и методы, дающие возможность учащимся не только реализовать свой научно-исследовательский потенциал, но и научиться принимать самостоятельные решения.
Подходы, используемые мной в рамках компетентностного подхода в образовании нацелены на самостоятельную, «не шаблонную» работу студентов.
Модель формирования компетентности можно представить как развитие способностей, личностных качеств и психических ресурсов учащихся путем самостоятельной работы, развития личных склонностей, приобретения опыта. Конечно, развитие профессионально-важных качеств должны быть приоритетным направлением, в котором решающую роль играет самостоятельная деятельность обучающихся, так как именно она развивает у студентов интерес к предмету, к его историческим и научно-методологическим аспектам, вырабатывает любознательность, терпеливость, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность.
Специалист, прошедший такую подготовку, будет отличаться сознательным отношением к своей работе, стремиться добавить в свой труд элементы креативности, творчества, будет уметь самостоятельно принимать различные нестандартные решения и нести за них ответственность, а так же стремиться к совершенствованию своих профессиональных навыков для дальнейшей карьерной реализации.
В связи с этим, самостоятельная научно-исследовательская работа учащихся, которую можно выделить как важное звено при подготовке компетентного и конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста, должна занимать ключевое место в системе преподавания.
Ну а теперь поговорим непосредственно о методах развития компетентностного подхода в рамках профессионального образования.
Для начала, я перечислю основные из них, постоянно используемые мной в педагогической практике:
1. проектная деятельность (доклады, рефераты, интересные сообщения);
2. работа с «карточками»;
3. самостоятельное решение проблемных вопросов;
4. дискуссия студентов, столкновение разных мнений, поощрение аргументированности и умения убеждать;
5. самостоятельное составление задач и заданий с последующим решением и коллективным обсуждением;
6. ролевые профессиональные игры;
7. презентации по профессиональным темам для развития творческого подхода.
Теперь хотелось бы поговорить по каждому из пунктов.
Наверное, использование самостоятельно подготовленного материала – один из самых популярных методов в рамках компетентностного подхода, и применим он не только в математических науках, но и во всех сферах учебной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в педагогике.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цель докладов, рефератов и интересных сообщений, построенные на исследовательском материале - развитие познавательной способности учащихся, проявляющейся в приобретении закреплении дополнительных знаний по предмету, качественном и обширном изучении выбранной темы. Доклады, рефераты и другие исследовательские работы научно-познавательного характера ставят своей целью обучение студентов навыкам применения теоретических знаний на практике, анализирование дополнительной специальной литературы по изучаемому предмету и по профессиональной направленности, выбор оптимального варианта решения выделенных при подготовке научно-исследовательских работ проблем. Так же развивается умение преподнести информацию, донести её в лучшем виде до слушателя, уметь убедить и заинтересовать, что, учитывая необходимость работы напрямую с клиентами в большинстве сфер, чрезвычайно важно. Некий элемент конкуренции, стремление найти факт интереснее, чем у других, подталкивает учащихся к более качественному изучению материала (что очень важно, «не из под палки»), вырабатывает глубину мышления и умение концентрироваться на главном.
Работа с «карточками» - ещё один из методов компетенстностного подхода, используемого мной в профессиональной деятельности.
Студенты, самостоятельно успевающие выполнить и разобрать задания, изучаемые на данный момент, чтобы не терять времени, могут взять «карточку», на обратной стороне которой написана логическая задача. Учащемуся предлагается самостоятельно решить нестандартную математическую задачу, ориентированную на данную тему, руководствуясь собственной смекалкой и сообразительностью, а так же приобретенными знаниями. Назначение нестандартных задач на логику состоит в активизации умственной деятельности учащихся, в развитии «нешаблонного» мышления и в оживлении образовательного процесса. За правильное решение задачи учащийся поощряется положительной оценкой.
Следующий метод компетентностного подхода к образованию достаточно обширен и не имеет предметной направленности. В рамках математических наук он стимулирует умение работать самостоятельно. Данное направление обладает большой важностью, так как на практике сталкиваясь с проблемными вопросами и задачами, многие ученики теряются и не могут самостоятельно проанализировать ситуацию. Частое использование данного метода позволяет учащимся научится не ждать подсказок, а самостоятельно пытаться подобрать нестандартные варианты решения задачи. Независимо от целесообразности и лаконичности предложенного учащимся решения, любые нестандартные, оригинальные, пусть даже и приведшие к тупику идеи, необходимо вознаграждать. Важно привить студентам желание пробовать новые методы решения задач, научить их не боятся экспериментировать.
Следующий метод напрямую вытекает из описанного выше. Так как зачастую направления решения задачи у учащихся принципиально отличаются, в последующем обязательно устраивать коллективную дискуссию с обсуждением всех вариантов решения и выбором наиболее рационального, так как важно не просто уметь решить поставленную задачу, но и сделать это максимально просто, наглядно и рационально. Важность регулярного использования различных коллективных дискуссий и обсуждений на учебных занятиях неоспорима. Для полного усвоения знаний и использования в дальнейшем их в профессиональной деятельности необходимо не просто знать материал, но и уметь «донести» его до другого человека, обсудив с ним. Действительно ценно развитие навыков дискуссии, проявляющееся в умении убеждать оппонента, грамотно аргументировать и доказывать свою позицию, отстаивать своё мнение, при этом сохраняя гибкость и подстраиваясь под текущую ситуацию и возражения.
Ещё одним важным методом научно-исследовательской деятельности обучающихся является самостоятельное составление задач по изучаемым на данный момент темам. При этом задачи должны иметь профессиональную направленность. Не просто решая исходную задачу, а придумывая её, обучающийся ищет материал, изучая дополнительную информацию. Данный метод вызывает интерес у студентов при самостоятельном составлении задачи, а так же при дальнейшем её решении одногруппниками, способствуя углублению знания о предмете.
Ролевые профессиональные игры широко используются во многих областях, особенно в гуманитарных предметах. Но, тем не менее, их возможно использовать и в математике. Различные схемы по принципу «Учитель-ученик», «Диалог двух учёных-математиков», «Клиент и специалист» помогают добавить творческий подход в процесс обучения, обучают навыкам дискуссии (их неоценимая польза была перечислена выше), позволяют учащимся раскрыть себя с новых сторон. Так как в ролевых играх текст не прописан заранее, у учащих вырабатывается умение доносить информацию в зависимости от ситуации, развиваются навыки работы с возражениями оппонента. Всё это учит студентов самостоятельно принимать решения и даёт уверенность, что полученная в процессе образования информация не останется просто заученным набором знаний, а будет применена на практике. Важно не превращать игру в обязанность, поощрять юмор и нестандартные подходы.
Наконец, нельзя недооценивать презентации в компетентностном подходе. Одним из важных принципов обучения является принцип наглядности. Согласитесь, что когда мы не только слушаем поток речи, а видим всё наглядно, то и запоминаем то, о чём идёт речь, гораздо лучше. Именно визуальное представление изучаемого материала повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким и интересным. Поэтому важным методом научно-исследовательской работы студентов является составление электронных презентаций студентами.
При создании презентаций студенты самостоятельно ищут материал для составления работы, что помогает выработать умение самостоятельно анализировать материал, отбирать главное, а так же сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием дополнительной литературы, компьютера и Интернета. Наконец, электронные презентации позволяют учащимся реализовать себя, проявить умения в творческой и ораторской деятельности, так как оформление презентации и интересное преподнесение её одногруппникам является опять-таки важной составляющей для развития креативности и умения свободно выступать перед аудиторией.
В конце своей работы хотелось бы упомянуть о роли учителя в современной образовательной системе. Естественно, время не стоит на месте, и ценность учителя как объективного носителя и хранителя знаний отходит на второй план. При наличии в свободном доступе любой информации для повышения навыков и знаний просто перенимать от учителя знания становится не столь необходимо. Учитель не приравнивается к «говорящему учебнику». Зато появляется другое более значимое качество учителя - роль наставника, вдохновителя, направляющего. Главной задачей преподавателя должна стать не просто проверка и оценка знаний, а мотивация ученика на проявление инициативы и самостоятельности. Важно не просто научить чему-то, а выработать критическое мышление, умение оценивать достоверность и полноту имеющихся у учащегося знаний. Теперь преподавателю важно не просто уметь поставить оценку ученику по стандартной пятибальной системе в зависимости от количества решеных задач или допущенных ошибок, но так же необходимо и оценить, на каком уровне освоения компетенций находиться каждый ученик, и помочь ему самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане самому, научить определять важное и обучаться в автономном режиме.
Ну а теперь подведём итоги.
Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: объяснена подробно разница между использованием «шаблонных» форм преподавательской деятельности и непосредственно компетенстностным подходом в реалиях современного мира. В качестве примера приведены используемые мной методы компетентностного подхода и разъяснена целесообразность и необходимость их применения на практике. Так же важным положением работы является акцент на смещении роли учителя в образовательном процессе в целом.

Список литературы
Адольф В., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода//Высшее образование в России. – 2008. - № 3.
Голуб Г.Б., Е.Я. Коган, Прудникова В.А. Парадигма актуального образования// Вопросы образования. – 2007. – № 2.
Кроль В.М. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2015
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов/ под ред. А.В. Хуторского. – М.: «ИНЭК», 2012
Софья Евтушевская Компетентностный подход при разработке учебных программ. //Народное образование №6 2008г
Дмитрий Ермаков Откуда и куда ведет компетентностный подход? //Народное образование №7 2008г.
Галина Ковалева Международное исследование PISA- 2006 //Народное образование №7 2014 г.