«Посев семян огурцов и помидоров для выращивания рассады»
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе ДОУ компенсирующей направленности
Тема «Посев семян огурцов и помидоров для выращивания рассады»
Методическая разработка подготовлена Мирошниченко Зоей Ивановной, старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 27» г.СеверскаПриоритетная образовательная область «Познавательное развитие»:
- развивать у детей познавательные интересы (семена – их развитие, рост, будущие растения); познавательные действия (последовательность во время посадки семян);
- расширять и уточнять представления детей об овощных растениях (огурцы, помидоры);
- конкретизировать представление детей об условиях жизни растений;
-знакомить детей со способами выращивания овощных растений (огурцы, помидоры);
- продолжать учить устанавливать связи между состоянием роста растений и условиями окружающей среды;
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности.
В интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (умение выполнять задание сообща, помогать друг другу);
- формировать умение: устанавливать контакт, свободного общения;
- формирование положительного отношения к труду (умение по окончанию работы приводить в порядок своё рабочее место), воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать основы безопасного поведения во время работы с оборудованием (совочки, палочки, ёмкости для земли, стаканчики с водой).
«Речевое развитие» (коррекционные задачи):
- развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие лексической сторон и грамматического строя речи;
«Физическое развитие»:
- обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Предпосылки учебной деятельности:
- умение слушать, участвовать в совместной деятельности (в паре);
- предлагать помощь, умение пользоваться инструкцией;
- Умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу;
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
- умение пользоваться простейшим оборудованием;
- умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Оборудование: пакеты с семенами огурцов и помидоров, коробки с просеянной землёй, четыре коробочки для посева семян (2 - белые, на каждой по одной аппликации огурца и помидора, 2 – голубые с аналогичной аппликацией), палочки с метками, стаканчики с водой, подносы, один большой поднос, по две тарелочки (красная, зелёная).
Структура ННОД Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка Образовательные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры)
Вводная часть - Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Давайте посмотрим фильм «Алекс в волшебном саду: Помидор».
После просмотра мультфильма спрашиваю детей:
- Вам понравилось содержание мультфильма? (рассуждения детей).
- А хотели бы вы вырастить урожай овощей? (выслушиваю ответы детей).
- А можно ли сейчас сеять семена растений в землю? (предположения детей).
- А почему у нас в группе на подоконнике рос лук и овёс, растут комнатные растения? (предположения детей).
- Так как же ускорить рост растений и уберечь их от холода? (предположения детей)
- Ребята, я предлагаю вам поработать сегодня в тепличном хозяйстве.
- Кто мне скажет, что такое теплица? (предположения детей).
Вы будете сегодня овощеводами. А вот, что будете выращивать, вы сейчас узнаете.
- Подойдите, пожалуйста, к столу. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежит 5 пакетов).
- Что вы видите на столе?
- Как вы думаете, что может находиться внутри этих пакетов? (предположения детей).
- А как узнать, что находится внутри пакетов, не раскрывая их? (воспитатель выслушивает ответы детей).
- Возьмите пакеты и потрогайте их, может на ощупь, на вес, на звук сможете определить, что там внутри? (дети исследуют закрытые пакеты, определяют их содержимое). Познавательное развитие (познавательно-исследовательская).
Социально коммуникативное. Рассматривание.
Практическая деятельность Тактильные ощущения.
Слово. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи: может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (общении, познавательно-исследовательской деятельности).
Вариант.
Если дети не отгадывают, что лежит в пакетах, воспитатель загадывает загадку: «В землю вошло, ростком взошло».
- Что это?
- Конечно, это семена Познавательное развитие.
Восприятие художественной литературы.
Социально-коммуникативное развитие. Чтение загадки
Слово Развитие познавательных интересов, интеллекта. Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи.
Умение слушать взрослых.
Основная часть
Заключительная часть - Ребята, а сколько у нас на столе пакетов?
- Как сделать так, чтобы с пакетами могли работать все?
Пакетов - 5, а вас 10. (поделить, дать один на двоих, разбиться на пары - предположения детей)
- Да ребята, нужно разделиться на пары, чтобы один пакет был на двоих.
Выберите себе пару, с кем вы хотите вместе исследовать пакет.
- А теперь, предлагаю вам занять рабочие места в «теплице». (Дети проходят к столам, на которых расположены: коробки с просеянной землёй, палочки с метками, стаканчики с водой, по четыре коробки для посева семян (2 - белых и 2 - голубых) подносы, по две тарелочки (зелёная и красная) - Ребята, вскройте пакеты, убедитесь, верно ли ваше предположение (дети проверяют). Высыпьте семена на подносы.
- Одинаковые ли у вас семена по форме? (ответы детей)
А теперь распределите семена по тарелочкам: семена овальной формы положите в зелёную тарелочку, а семена округлой формы в красную тарелочку.
-Ребята, а как вы думаете, каким овощам принадлежат эти семена? (предположения детей)
Вариант.
Если дети затрудняются, загадать загадки:
Блеск на кожице атласный
Стоп! На грядке - светофор!
Это светит ярко-красныйСочный, спелый … (Помидор)
Я зелёный молодец
Называюсь …(Огурец) (ответы детей)
Ребята, посмотрите очень внимательно на внешний вид семян помиров и огурцов
- Отличаются ли семена помидоров по внешнему виду друг от друга? (предположения детей)
- А семена огурцов? (ответы детей)
- Ребята, белые точечки на некоторых семенах – ростки.
-А как вы думаете, почему на одних семенах есть они, а на других нет? (предположения детей)
Вариант.
Если у детей это вызвало затруднение, объясняю:
Семена можно сажать сухими, а можно их замочить, предварительно положив их во влажную салфетку и оставить на некоторое время в посуде с небольшим количеством воды для поддержания влаги и периодически наблюдать за появлением ростков.
- А как вы думаете, зачем взрослые замачивают семена перед их посевом? (предположения детей)
Вариант.
Если дети затрудняются - объясняю, что проросшие семена всходят раньше (быстрее), чем сухие.
- Ребята, какое оборудование нам необходимо для посева семян (ответы детей)?
- Ребята, а как вы думаете, почему у вас на столах по четыре коробочки для посева семян? (предположения детей)
Вариант.
Если дети затрудняются, объясняю, что сухие семена огурцов и помидоров будем сеять в белые коробочки, а пророщенные семена огурцов и помидоров (с ростками) в голубые коробочки для наблюдения за сроками всходов семян.
- Давайте вспомним правила безопасной работы (землю берём совком поочерёдно, насыпаем аккуратно в коробочки, палочки с метками используем только для лунок, поливать лунки водой осторожно, не большим количеством, не пролить на себя).
- Ребята, определитесь в своей паре, кто из вас будет сеять семена помидоров, а кто огурцов.
Физкультурная пауза
- Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши руки:
- Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши руки:
- Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой).
- Ведь у них полно работы:
- Трудно целый день писать, (имитируют движения письма)
- И лепить и рисовать. (Хлопают в ладоши)
- Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём. (Поднимают руки вверх. Разводят руки в стороны)- Вот и всё. Конец зарядке.
- Сели вновь за стол, ребятки.
- А теперь, ребята, приступим к работе.
- Возьмите коробочки, насыпьте в них землю, землю необходимо легко примять. Затем палочкой сделайте в каждой коробке по три лунки на расстоянии друг от друга и глубиной до отметки на палочке – по одной лунке в углах и одну по середине коробочки, чтобы растениям не было тесно. В лунки белых коробочек положите сухие семена, в лунки голубых коробочек положите пророщенные семена. После этого закройте семена землёй и полейте лунки осторожно водой, чтобы не заглубить семена.
- Дети выполняют задание (воспитатель наблюдает за работой детей, при необходимости помогает советом).
- По завершению работы предложить детям поставить все коробочки на поднос.
- А где лучше поставить поднос для прорастания семян? (предположения детей)
- Ребята, а как вы думаете, зачем накрывают коробочки с посеянными семенами плёнкой или стеклом во время прорастания семян? (предположения детей)
-Давайте накроем наши коробочки прозрачной плёнкой, сделаем парничок для коробочек с семенами.
-А как мы будем ухаживать за сеянцами, чтобы они проросли? (предположения детей)
-Как мы узнаем, проросли ли семена в коробочках? (предположения детей)
-Ребята, давайте будем каждый день наблюдать за прорастанием семян и вести дневник наблюдений, где будем отмечать у каких коробочках раньше появились всходы. Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие
(познавательно-исследовательская).
Восприятие художественной литературы.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие (безопасность).
Физическое развитие (движения)
Социально-коммуникативное развитие (трудовая деятельность)
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное и познавательное развитие Ситуативный разговор
Практические действия
Беседа
Беседа
Физкультминутка (логоритмическое упражнение, пальчиковая гимнастика)
Ситуативный разговор
Практическая деятельность
Выполнение инструкции
Наблюдение за результатами труда
Слово
Слово
Слово
Слово и движение
Слово
Оборудование и материалы для труда
Слово
Оборудование для труда Развитие свободного общения.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими (умение договариваться, распределять действия).
Развитие произносительной стороны речи.
Развитие свободного общения.
Развитие лексической стороны и грамматического строя речи.
Расширение кругозора
Формирование основ безопасного поведения во время работы с оборудованием
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Развитие трудовой деятельности (труд в природе)
Расширение кругозора
Формирование представлений об окружающей природе (рост и развитие растений) Способный решать интеллектуальные проблемы, адекватные возрасту, умение устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в совместной деятельности (работать в паре)
Любознательный, активный, овладевший предпосылками учебной деятельности –умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
Обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Овладевший необходимыми умениями и навыками -сформированы навыки труда в природе и работы с оборудованием и инструментами.
Физическое развитие.
Физически развитый (развита мелкая моторика). Может контролировать свои движения и управлять ими.
Любознательный, активный, овладевший универсальными навыками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию
Любознательны, активный, наблюдательный, овладевший предпосылками учебной деятельности – умение устанавливать-причинно-следственные связи, анализировать, видеть результата своего труда