Банк контрольных работ по русскому языку в 4 классе по системе Занкова.
Банк контрольных работ по русскому языку в 4 классе (система Занкова)
К/Д №1 по теме «Обращение»
Диктант.
Утром прилетела к ёжику синичка Света. Стучит она клювом в окошко и зовёт: «Вася, проснись!»
Оделся Вася, встал на лыжи и побежал за синичкой в лес. Видит он в чаще дым и огонь. Бегут лесные жители тушить берлогу медведя Фёдора Фёдоровича. Он заснул, а свечку не погасил.
Начали снег кидать, огонь тушить, медведя будить.
К счастью, всё обошлось. Вылез медведь сонный, но невредимый. Всех поблагодарил: «Спасибо, братцы! Не дали пропасть».
Задания.
1.Обозначить в тексте обращения.
2.Найти в тексте любое предложение с однородными членами; подчеркнуть однородные члены так, каким членом предложения они являются.
3.Разобрать слово как часть речи:
1 вариант – к ёжику
2 вариант – в чаще
К/д № 2 по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа»
Диктант.
Осень в тайге.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он осел на листьях и ветках осинки, берёзки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Жёлтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мышь. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
Задания.1. Выписать из текста по 1 имени существительному единственного числа с предлогом (если есть) 1склонения, 2 склонения, 3 склонения. Указать падеж.
2. Разобрать по членам предложения и указать части речи
1 вариант - во 2 предложении
2 вариант – в последнем предложении
К/д №3 по теме «Склонение имен существительных»
Диктант.
Зима.
Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные березы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи.
Вдруг выглянуло солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.
Задания.
1.Определи падеж имен существительных в первом предложении ( 1 вариант), в последнем предложении (2 вариант).
2.Пятое предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.
3.Выписать из текста 3 имени существительных во множественном числе с предлогами (если есть) и определить падеж.
К/д № 4 за 1 полугодие (в рамках промежуточной аттестации).
Диктант.
Звериные квартиры.
Многие звери наших лесов искусно строят себе жилища. Увидишь такое гнездо или нору - залюбуешься. Барсук свою нору расположил на глубине пяти метров. Крот тоже живет под землей. Он прокладывает большую сеть подземных коридоров, запутывает своих врагов и устраивает нору в безопасном месте.
Мышь сооружает себе гнездо из травинок и веточек. В стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений. Гнездо держится на них, растения продолжают расти. Удивителен мир леса!
Задания.
1. Разберите пятое предложение по членам предложения и частям речи.
2. Разберите слова по составу
1 вариант – столик, находка, дружок, заморозки.
2 вариант – зверек, картинка, морозец, загородка
3. Запиши слова : на глубине, из леса, под сиренью; определи склонение и
падеж.
К/д №5 по теме «Личные местоимения»
Диктант.
Спасение овечки.
Витя пробежал деревню, поле. Наконец он вошел в лес. Лес стоял темный. Среди сосен виднелись белые стволы берез. Мальчику казалось, что это какие-то высокие существа в белых одеждах.
Вите стало так страшно, что он хотел уже вернуться обратно. Но вспомнил Белянку и пошел дальше. Влево потянулась узкая тропинка. Мальчик сделал по ней несколько шагов и остановился. Ему опять почудилось, что сзади кто-то крадется. Витя преодолел страх и чужим, хрипловатым голосом стал звать Белянку. Он прислушался. Никого.
Но вдруг послышалось блеяние. Из темноты выкатилось ему навстречу белое пятно. Витя бросился к овечке, схватил ее и крепко прижал к себе.
(По Чаплиной)
Задания.
1.Определить лицо, число и падеж местоимений.
Ему, он, её, к себе.
2. Разобрать четвёртое предложение по членам и частям речи.
К/д №6 по теме "Время глагола"
Диктант.
Лесные жители
Не всякого лесного жителя ты можешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнет рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.
И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов.
Следопыты находят следы полевки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работали деловитые бобры.
Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.
Задания.
1.Выписать из текста по одному глаголу прошедшего, настоящего и будущего времени.
2.Разберите третье предложение по частям речи и членам предложения.
3.Выпишите три слова с безударными гласными в корне, напишите проверочные слова.
К/д №7 по теме «Употребление наречий»
Диктант.
Зимние гости.
Поздняя осень. Какая тишина в лесу! Изредка можно услышать писк маленькой птички королька. Ждем северных гостей. В сентябре летят с севера на юг чижи. Эти зеленовато-серые птички недолго гостят в наших краях. Поклюют семена берез и полетят дальше. Спешат из тайги красногрудые снегири. Они важно сидят на ветках кустов и деревьев. Потом прилетают чечетки. В октябре прилетают свиристели. Любимое лакомство свиристелей - ягоды рябины. Стайки нарядных птиц весело кружат над рябиной, с жадностью срывают клювом вкусные ягоды. (79 слов)
(Г. Скребицкий)
Слова для справок: зеленовато-серые, свиристели, чечетки.
Задания.
1.Выпиши из текста два словосочетания: наречие+глагол. Определи главное и зависимое слово, поставь вопрос.
2.Разбери предложение по членам и частям речи.
1вариант – 5 предложение.
2 вариант - 9 предложение.
3.Выполни морфологический разбор:
1вариант – в октябре
2 вариант – над рябиной
К/д №8 по теме «Наречие»
Диктант.
Липа.
Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.
Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.
Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.
Задания.
1.Спиши, вставляя суффиксы наречий
а или о.
1 вариант: досыт_, занов_, начерн_, изредк_, направ__.
2 вариант: налев_, дочист_, запрост_, издавн_, насух_.
2.Образуй от данных слов наречия.
1вариант: давний, дружный.
2 вариант: внимательный, тихий.
3.Подбери к наречиям антонимы.
1 вариант: хорошо, слева, тяжело.
2 вариант: близко, высоко, справа.
К/д №9 по тексту администрации за год.
Диктант.
Майская гроза.
По небу ползёт тёмная туча. На ней красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Ветер качает деревья. Сейчас брызнет майский дождик, и начнётся гроза. Тучи уже закрыли солнце. Темнеет. Первые крупные капли брызнули на землю. Дождь стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздаётся раскатистый гром. Вот гром стихает. Раскаты его слышатся издалека. Солнце выглядывает из-за облаков, заливает лес и поле солнечным светом. Грозная туча ушла и унесла грозу. В тёплом воздухе пахнет черёмухой, медовой кашкой, ландышами.
(82 слова)
Слова для справок: из-за, раздаётся, выглядывает.
Задания:
1.Разобрать слова по составу: заливает, солнечным, дождик.
2.Разобрать второе предложение по членам предложения.
3.Определи спряжение глаголов: ползёт, стучит, заливает.
К/изложение
Детство Пушкина.
Ребёнком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд не подавал.
Был он тучный и неповоротливый. До шести лет не любил даже гулять.
В семь лет он резко переменился. Теперь ему на месте не сиделось. Настоящая егоза! Сладу с ним не было.
А тут пришло время начинать учиться. Однако Александру больше нравилось играть. Уроков он не учил. Особенно ему не давалась арифметика. А вот чтение Пушкин полюбил. Детских книг ему не хватало. Тогда ночью он забирался в отцовский кабинет и до утра не мог оторваться от любимых книг.
На вечерах у Пушкиных часто бывали знаменитые поэты. В такие дни Александр был в восторге. Как тут не попробовать и самому сочинять!
К/с №1
Бурундук.
Бурундук – это пестренькая земляная белка. Бойкая и игривая, она проворно бегает по земле, влезает на деревья, прячется в траве. Окраска бурундука пёстрая, жёлтая. По спине и бокам у бурундука – пять темных полос. Это запасливое животное. Бурундук делает большие запасы пищи, иногда их хватает на два года. Чтобы продукты не испортились, он выносит их низ норки на солнышко. На траве проветривает он сухие грибки и корешки, орехи. Потом в защечных мешках уносит запасы в нору.
Задания.
1.Выписать из текста 8 предложение, разобрать его по членам предложения и обозначить части речи.
2.Выписать из текста слова: пёстренькая, земляная, грибки. Разобрать слова по составу.
К/с №2
Кот-ворюга.
Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.
Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на берёзу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Лёньке.
Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу.
Задания.
1.Выписать из предпоследнего предложения все существительные и определить падеж.
2.Определить спряжение глаголов: поёт, скользят, читает, стелить, купишь.
3.Подобрать к данным словам синонимы: огромный, чумазый, сражение, отчизна.