К вопросу об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах
Лойченко А.Б. (Loychenko Alla Borisovna)К вопросу об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах
To the matter of use of information technologies at the classes of Russian and Literature in multi-ethnic classes
The author thinks about the possibilities of use of information technologies at the classes of Russian and Literature in multi-ethnic classes for the purpose of optimization of the educational process.
В последнее десятилетие процесс информатизации образования приобрел все более определенную устойчивую динамику. И компьютер все прочнее и прочнее входит в жизнь не только учеников, но и преподавателей. В первую очередь это, конечно, касается области точных наук, однако и в преподавании русского языка и литературы постепенно происходят изменения, связанные с внедрением новых информационных технологий.
В институте Информатизации образования создан пакет компьютерных программ, позволяющих изучить, повторить и закрепить весь курс русского языка. И нет сомнений, что использование новых технологий в учебном процессе позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать в нем идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Эти положения доказаны многими педагогическими исследованиями (Алгазиной Н.Н., Емельянова М.Л., Ларских З.П., Стебнева Г.Г. и др). Использование новых технологий дает возможность учителю, учитывая специфику психолого-педагогических закономерностей усвоения содержательной информации, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения школьников и, что очень важно, расширить дидактические возможности учебного процесса. Именно этот фактор очень важен при работе в полиэтнических классах. Несомненно и то, что использование компьютера во многом поможет учителю при отработке орфографических навыков учащихся, так как ученик может сразу проверить правильность ответов, понять, над какими орфограммами надо еще поработать. Особенно это важно в классах, где большинство учеников совершают ошибки в силу языковой интерференции, Таким образом, органично включая компьютер в процесс работы по овладению орфографией, учитель создает благоприятные условия для повышения эффективности учебной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, индивидуализации процесса обучения, осуществления оперативного контроля и обеспечивает формирование прочных орфографических навыков.
Учитель-практик раньше мог только мечтать о тех возможностях, которые представляет ему сейчас использование компьютера. Теперь не составляет труда представить результаты диагностики по определенным разделам изученного материала, что дает возможность учителю иметь объективную картину о степени обученности учащихся, тем самым определяя каждому индивидуальные рекомендации для ликвидации пробелов в определенном орфографическом правиле. А сколько времени уходило у преподавателя на подготовку разнообразного дидактического, иллюстрационного материала. Компьютер дает возможность собрать весь необходимый материал воедино и использовать его оперативно, решая при этом не только образовательные, но и эстетические, воспитательные функции. Одним щелчком мышки можно поменять на экране нарисованные таблицы, схемы, показать пути разнообразных разборов и многое другое. И это отнюдь не мелочи, а очень важные для урока моменты. Во многом от них зависит оптимизация учебного процесса и эффективность усвоения материала, что в конечном счете и ведет к повышению качества образования.
Для младших классов в процессе обучения очень важен игровой момент. И это можно решить, используя на уроках возможности компьютера. Обыкновенное орфографическое правило, выполненное в определенной программе с использованием анимационных приемов, звуковых эффектов, делает урок ярким и запоминающимся для учеников, а решение проблем, связанных с трудностью подачи определенных грамматических категорий, намного облегчается. А сколько неприятностей учителю приносили плохие репродукции картин, необходимых на уроках - сочинениях. Зато теперь можно не переживать по этому поводу: отличное качество репродукций, можно выделить любой фрагмент картины, увеличить его, показать игру красок. Теперь учитель может представить любое наглядное пособие на качественно новом уровне, используя возможности мультимедиа и телекоммуникаций.
Много времени и сил у преподавателя отнимает подготовка к урокам-лекциям по литературе в старших классах, а использование различных дисков из серии «Классика», содержащих и собрания сочинений, и библиографические очерки, и иллюстративный материал, значительно облегчит подготовку к уроку, а с другой стороны - несомненно, будет способствовать повышению интереса учащихся к учебному материалу. И, конечно, можно бесконечно говорить о тех возможностях, которые открываются преподавателю с использованием Интернет-ресурсов. Но для учителя литературы уже важно то, что электронные библиотеки позволяют теперь и ученику, и учителю быстро найти необходимые тексты. Конечно, с одной стороны, жаль, что настоящие книги заменяют электронные варианты, но что делать, время не стоит на месте. Идет необратимый глобальный социальный процесс - информатизация современного общества, и информатизация образования - одно из приоритетных его направлений. Другое дело, что происходит своеобразная перестройка обучения, и в традиционную схему «учитель - класс - ученик» настойчиво вмешивается компьютер. Это в последнее время явилось поводом к недовольству некоторых преподавателей: уменьшается роль учителя, а главное - теряется значимость Слова, так как именно Слово - главное орудие педагогического мастерства. Но ведь это совершено не так. Наоборот, возрастает роль учителя, возрастает роль Слова. Преподаватель теперь должен знать и уметь в области информационных технологий намного больше и лучше, чем ученики, и умело пользоваться этим на уроках. А так как еще недостаточно разработаны дидактические основы и методика составления и использования компьютерных программ в учебном процессе,(и особенно в процессе преподавания русского языка в полиэтнических классах) то, конечно, учитель испытывает определенные трудности. Но учитель должен, используя лучшие приемы и средства традиционной методики, постоянно совершенствоваться. Этого требует время, этого требуют от учителей ученики. А роль Слова, тем более на уроках русского языка и литературы, нисколько не уменьшается. И в этом заслуга учителя, понимающего, что на уроках русского языка формируется мышление, прививается чувство любви к русскому языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие, усвоение всех других дисциплин. И если использование информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, к активизации мыслительной деятельности учащихся, выработке у них высокой культуры умственного труда, то, непременно, мы все заинтересованы в поиске рациональных путей внедрения таких технологий.
Список литературы:
1.Лойченко А.Б. Использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Материалы VIII международной научно-практической конференции МПГУ «Система деятельности факультетов повышения квалификации в подготовке руководителей образовательных учреждений к реализации концепции модернизации образования России»: В 2 частях, Часть 2 – М.: АПК и ПРО, 2004. – стр.226 -228.
2.Антропова М.Ю. Образовательные возможности информационно- коммуникационных технологий в РКИ. Материалы международного межвузовского семинара «Применение информационно- коммуникационных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного». – М.:РосНОУ, 2011. –стр.56 – 67.