Сборник контрольных диктантов по русскому языку для 5 класса с казахским языком обучения
5 класс
Контрольный диктант
1 четверть
Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по темам «Фонетика. Орфоэпия», «Графика», «Орфография» в соответствии с требованиями государственного стандарта образования РК.
Стандарт
Знать:
1. Классификационную характеристику гласных и согласных звуков
2. Нормы произношения звуков.
3.Алфавит. Соотношение букв и звуков
4.Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
5.Правила обозначения мягкости согласных
6. Правила написания прописных и строчных букв.
Уметь:
1. Осуществлять фонетический анализ слова
2. Владеть навыками соблюдения норм произношения и написания непарных согласных по мягкости/твёрдости, звонкости/ глухости.
3. Владеть умениями уместного написания букв ь, ъ и использования прописных и строчных букв.
4. Правильно применять правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов и соблюдать нормы правописания суффиксов и приставок.
5. Правильно переносить слова.
Прощайте, друзья!
Пришел сентябрь. Начались занятия в школах. С деревьев стали падать вялые желтые листья. В парке и сквере на клумбах отцветают последние осенние цветы. Скоро в городе появятся вороны и галки. На лето они улетали в деревню вить гнёзда. В небе можно услышать курлыканье. Это журавли улетают на юг. Многие птицы на зиму летят в теплые страны.
Прощайте, друзья! (60 слов).
( По Г. Скребицкому)
Грамматические задания
Произведите фонетический разбор слов
1 вариант - юг, птицы
2 вариант - вороны, падать
2.Перенесите данные слова по слогам, поставьте ударение
Лето, занятия, галки, желтые.
5 класс
Контрольный диктант
2 четверть
Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по темам «Лексика и фразеология», « Состав слова. Словообразование» в соответствии с требованиями государственного стандарта образования РК.
Стандарт
Знать:
1.Типы значений слова и лексическую характеристику слова
2. Характеристику частей слова и основные способы словообразования
3.Различие словообразования и словоизменения
Уметь:
1. Владеть умениями определять тип значения слова (прямое и переносное, однозначное и многозначное), синонимы, антонимы, омонимы
2. Разграничивать слова и фразеологизмы
3. Производить морфемный и словообразовательный анализ слова
4. Отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова
5. Выявлять чередование букв в однокоренных словах.
Зимний лес
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях деревьев. В сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел. (50 слов)
Грамматические задания
1. Произведите морфемный анализ слов
1 вариант – белый, снег
вариант – белка, лес.
1 вариант - Подберите к слову снежная однокоренное слово
2 вариант – Подберите к слову снежная форму слова
Подберите
синоним к слову прыгнула
антоним к слову легкая5 класс
Контрольный диктант
3 четверть
Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол» в соответствии с требованиями государственного стандарта образования РК.
Стандарт
Знать:
1. Грамматические признаки имени существительного, прилагательного, глагола
2.Особенности изменения слов изученных частей речи
Уметь:
1. Владеть навыками анализа имени существительного, имени прилагательного и глагола
2. Правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
3. Владеть навыками единообразного оформления частей слова, учета чередований в корнях слов
В горах.
Моя хижина лепилась на узкой площадке Белухи. Проснёшься ранним утром и спешишь насладиться природой. Ощущаешь сильную дрожь и кутаешься в плащ. Но вот робкий луч солнца скользит по вершине горы. Не успеешь оглянуться, как солнце зальёт горячими лучами всю окрестность. Чудесно! Подойдёшь к пропасти, стоишь и любуешься. Часто к вершине горы тянутся смельчаки. (55 слов)
Грамматические задания
Разберите по составу слова сильную, тянутся, природой
Произведите морфологический разбор
1 вариант - горячими, стоишь
2 вариант - смельчаки, скользит
5 класс
Контрольный диктант
Стартовый срез
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности , уровень практических умений и навыков учащихся за курс начальной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта образования.
Стандарт
Знать:
виды предложений по цели высказывания
понятие о глаголах
о согласовании прилагательных ,местоимений и числительных с существительными
о правописании предлогов о правописании не со словами
Уметь:
Разбирать по членам предложения
Ставить знаки препинания в конце предложения,
писать правильно предлоги , правильно писать не со словами
Летом
Летом мы провели с братом на реке. Каждый день ходили купаться и ловить рыбу на речке. Как бодро мы чувствовали себя после купанья!
Хорошо летом на берегу реки! Качается над травой колокольчик. Краснеет под листком земляника. Воздух наполнен ароматом трав, цветов, реки. Впереди чернеет хвойный лес. В нём щебечут птицы. Греет жаркое солнце. Проплывают белые облака. Время летит быстро. Пора уходить, но очень не хочется. Сидим на берегу до позднего вечера. ( 72 слова)
Грамматические задания
1. Разберите предложения по членам
1 вариант - Греет жаркое солнце
2 вариант - Проплывают белые облака.
2. Выпишите одно восклицательное и одно невосклицательное предложение.
5 класс
Контрольный диктант
4 четверть
Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Синтаксис. Пунктуация» в соответствии с требованиями государственного стандарта образования РК.
Стандарт
Знать: Уметь:
1.Нормы пунктуации в рамках простого предложения, простого предложения, осложнённого однородными членами, сложного предложения.
2. Грамматическую характеристику словосочетания, простого предложения
1. Производить синтаксический анализ простого предложения, определять способ
выражения главных и второстепенных членов предложения
2. Владеть навыками выявления главных и второстепенных членов предложения, расстановки знаков препинания в простом предложении.
3. Оперировать разными синтаксическими конструкциями (ПП, ПП, осложнённое однородными членами, СП)
Следы.
Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пёс и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под ногами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам. (56 слов).
( По В. Бурлаку)
Грамматическое задание
Произвести синтаксический разбор предложения , определить способ выражения главных и второстепенных членов предложения, дать характеристику предложения.
1 вариант - На улицу выбежал пес и замер.
2 вариант - В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание.