Тексты контрольных работ по русскому языку 3 класс.
Диктанты
Входной диктант.
Берёза плачет.
Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье
упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала берёза. Из
ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку
землёй. (41 слово)
Слова для справок: откуда, поднял.
Грамматическое задание: 1. Подчеркнуть предложение с вопросительным
знаком в конце.
2. Разделить слова для переноса: Алла, капелька.
Состав слова. Барсуки.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый весёлый. (57 слов)
Слова для справок: барсук, барсучонок, перекатывались. Грамматическое задание:
В 3-м предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Разобрать по составу слова:
Осенний, саду, детишки.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными.
На реке.
Весной лёд на реке тронулся. Мы спешим на высокий берег. По реке густой
массой плыли льдины. По краям реки они сгрудились в кучу. Вода прибывала. Она затопила остров. Скрылись под водой кусты ив. На льду видны брёвна, лодки, доски. Скоро вода вышла из берегов. Она затопила низкие места лугов. (48 слов) Слова для справок: сгрудились, берег, остров.
Грамматическое задание: 1. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
2.Разделить для переноса: друзья, речушка.
3. Разобрать по составу: блузка. Подчеркнуть орфограмму.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными
в корне.
Осенний лес.
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг.
Грамматическое задание: Выписать из текста два слова с безударными гласными; приписать к ним проверочные слова.
Гуси-лебеди.
Отец с матерью уехали в город. Девочка посадила братца на мягкую травку под окошком и убежала.
Налетели гуси-лебеди. Они подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась сестра, а брата нет. Бросилась она догонять гусей- лебедей. День клонился к вечеру. На горке стояла избушка на курьих ножках. На лавке сидел мальчик и играл с яблочками. Слова для справок: гуси-лебеди, клонился
Грамматическое задание: От данных слов образуйте однокоренные слова. Лес, гора, берёза.
Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Весёлая ёлочка.
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую ёлку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришёл Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостная была встреча! Слова для справок: Новый год, Дед Мороз, пришёл, увидела.
Грамматическое задание: Выписать слова с непроизносимой согласной; приписать проверочное слово.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Улов.
Я и мой товарищ пошли удить рыбу. Озеро Глубокое находилось за полем. Дорога шла через рожь. На берегу, мы поставили шалаш из еловых веток.
Ночь была звёздная. Утром луч солнца осветил поляну. Товарищ разбудил меня. Мы закинули удочки. Попались ёрш, щука и лещ. С крупной рыбой попадалась и мелочь. Улов был большой.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по составу зимний, сидят, грудка. 2. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Ранняя весна.
С земли сошёл последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время! (63 слова) Слова для справок: облачко, чешуйки, прошлогодняя.
Грамматическое задание: 1. Выписать три словосочетания существительных (мужского, женского и среднего рода) с прилагательными. Выделить окончания. 2. В четвёртом предложении подчеркнуть известные орфограммы.
Употребление и правописание частицы не с глаголом.
Свободный диктант. Храбрый мальчик.
Весело шли ребята в школу. Вдруг из ворот выбежала большая собака и кинулась на них.
Дети закричали и бросились бежать. Только маленький Вася не испугался. Малыш не побежал за ребятами. Он остался на месте.
Собака не тронула его. На минуту она остановилась и перестала лаять. Потом замахала хвостом. Собака подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.
Грамматическое задание: 1. Подчеркнуть Нв перед глаголами. 2. Под безударными гласными И, В, Я поставить точки.
Повторение в конце учебного года.
Гроза.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.
Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно! (56 слов)
Грамматическое задание: 1. Во втором предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Написать слова с противоположным значением:добрые - , смешные-
Итоговый диктант. Жара спала.
Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса заяц. Он посидел, осмотрелся и скрылся в кустах. Трудна жизнь у зайчишки в любое время года.
Вдруг раздался резкий гул. Это жук пронёсся над головой. Опасен он. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёзы, обгрызут начисто всё дерево.
Спустилась ночь. Тишь. Промелькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту. Слова для справок: у него, начисто.
Грамматическое задание: 1. Разбери слова по составу: осторожный,
схватил, дубок.
2.3апиши предложение
Высокий терем стоит на бер
·егу реки.
Определи падеж всех существительных.
Контрольное списывание.
Найти границы предложений. Списать, ставя, где нужно, точки.
В ноябре.
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землёй стоит чистое и высокое днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода на дне ручьёв видны сухие листочки и травинки
Грамматическое задание: В словах травинки, листочки выделить корень.
На заре.
Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег и пошёл дальше. В деревне было тихо. На востоке светилась заря. Звёзд стало меньше. Морозный пар ещё гуще подымался над землёй. Русак перескочил дорогу и подошёл к своей норе. Он раскопал снег, лёг в нору и заснул с открытыми глазами.
Летний день.
Был ясный летний день. Сверху пекло. На длинных хрупких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились рябенькие кукушкины слёзы. Возле муравейника лежали цветы. Вокруг них кружили пчёлы. Блестели берёзовые листья. Молодой осинник притих от жары. Тёмные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была ещё холодная. Ребята выскочили из воды, грелись на солнце.
Письмо по памяти.
Детский сад.
В лесу открылся детский сад. Лиса ведёт туда лисят, Волчица маленьких волчат, А барсучиха барсучат.
(С. Егоров)
Облетели листья у клёна. Клён от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковёр лежит.
(Е. Авдиенко)
Ёлка в блёстках ледяных, В тёплых слёзках смоляных. Свежая, зелёная, Солнцем озарённая.
(А. Барто)
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.
(В. Степанов)
Тесты.
Тема: «Приставки и предлоги»
1.Запиши слова в два столбика, раскрывая скобки. Выдели корень.
(по)вредил, (за)горой, (от)винтил, (за)брал, (в)лез, (на)листе, (по)лёт, (на)писал, (за)добычей, (за)платил, (с)солью, (под)рисунком.
2.Спиши предложения, раскрывая скобки. Предлоги подчеркни.
(На)ступила (на)стоящая зима. (На)стенках мороз (на)рисовал картины. Землю (по)крыл глубокий снег. Дорога (с)вернула (в)лес. (С)крыши (с)бросили снег.
3. Составь и запиши словосочетания: предлог + существительное.
В словах выдели приставки.
Наряд, свист, принято, отбежал, предлог, ступил.
4,Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Ёлку вырублю ... лесу, Ёлку ... школу принесу. ... смолою ... стволе, ... снежинкой ... смоле.
(С. Михалков)
Тема: «Разделительные ь и ъ знаки».
1.Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного,- в другой.
Бул..дозер, половод..е, хлоп..я, крыл..цо, корен..я, л..ют, школьница, Ол..га, счаст..е, солов..и, Натал..я, ел..ник.
2.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Раздели слова для переноса.
Раздол..е, чирикан..е, попрыгун..я, медал..ю, коп..ё, обез..яна, бездел..е, рыб..и, руч..и, осен..ю, чут..ё.
ЗЗапиши слова в два столбика.
Листья, сыновья, съёжился, объект, платье, съел, счастье, осенью, семья, въехал, подъём, объявление.
4.Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным твёрдым знаком.
Шофёр к заводу.
Машины поехали в .
Быстро лыжники с крутой горы.
5.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
Скоро зима.
Осень пришла в лес. Часто л..ют д..жди. Сердитый ветер срывает лист..я с дерев..ев. Он круж.т их над лесом. Осен..ю не выл..тают из ул..ев пчёлы.
Тема: «Имя существительное»
1. Имя существительное-это , которая отвечает на вопросы-
и обозначает . Существительные изменяются
по _
2. Запиши слова в два столбика. Разбери их по составу.
Травка, когти, вороны, ягодка, домик, зубки, пенал, валенки, моря, кружки,
аист, молоко, леса, шум.
З.Определи род и число имён существительных.
Волки -
Земли-
Солнце-
4.3апиши слова, сгруппировав их в три столбика. Деревня, озеро, ужин, ткань, облако, морковь, дом, сом, море, мебель, ворона, земля, дядя, дедушка.
5.Прочитай, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение имён
существительных.
Резвая л..шадка, красный п..мидор, з..л..тое яблоко, з..лёная ель, злая
с..бака, зимняя экскурсия.
б.Запиши существительные в единственном числе. Обозначь склонение.
Братья- мысли-
Лица- . петухи-
Лодки- дороги-
Фонари- мечты-
7.Вставь пропущенные буквы. Определи склонение существительных.
Весна.
Весна п..шла по полям как м..л..дая хозяйка. Подул тёплый ветер. С крыш сп..лзал мокрый снег. Закричали галки. Громче зазвенели руч..и.
Контрольный тест по всему пройденному материалу за учебный год
1. Работа с текстом.
а) прочитай, допиши окончания
Весной.
Светит ярк.. весенн.. солнышко. По реке плыв., последи., льдина. С юга верениц., тянут., вестники весн.. Первыми прилетел., грач., и стали вить гнёзд... На деревь.. распускают., почки. Весенн.. ночь коротка.
б) выпиши слова, состоящие из
·
·
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415в) выпиши по три слова женского рода существительное
прилагательное
г) напиши, какие части речи употреблены в тексте:
2. Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы; в скобках напиши проверочные слова.
Стояла ( ) ненас.ная погода.
У берега рос ( ) трос.ник.
В кустах ( ) свис.нул соловей.
3. Вспомни и напиши по три слова с безударными гласными о, а, я, проверяемые ударением.
4. Запиши слова в три столбика.
Январь, листья, конь, пьёт, подъехал, съел, сучья, грусть, съезд, вьюга, прелесть, съёжились, шьёт.
5. С помощью приставок образуй от глаголов новые глаголы.Запиши их.
Гладить
Рисовать
6. Подбери синонимы.Битва
Гнев
Кичиться
7. Подбери по два однокоренных слова
Слизал
Слезал
8. Сделай фонетический разбор слова.Электровоз-
--букв звуков
9. Запиши слова в два столбика.
Съезд, листья, чутьё, лисьи, съезжались, съел, обезьяна, объявил, объект, перья, друзья, съёмки, хлопья, предъявил, объезд, сучья.
10. Разбери слова по составу.
Свет, земляничный, избушка, перегородка, карманный, пруды, вечерний, побег, садик, поставил, стрелка, поворот, раскрасил.